08. "Скрижали": библейский журнал

Постоянная ссылка разделаhttps://elib.minda.by/handle/123456789/10

«Скрижали» является специализированным научным изданием, которое представляет исследования, посвященные изучению Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Журнал издается в двух сериях: «Ветхозаветные исследования» и «Новозаветные исследования». Выходит в свет не реже двух раз в год. Журнал предназначен для богословов, религиоведов, культурологов, а также всех, кто интересуется библеистикой. В качестве приложения к альманаху издаются научные монографии, посвященные рассмотрению отдельных проблем современной библеистики, а также сборники статей студентов. Журнал участвует в организации и проведении научных конференций по библеистике, в том числе студенческих конференций.

Главный редактор - архимандрит Сергий (Акимов Виталий Викторович), доктор богословия, профессор, ректор Минской духовной академии, профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Мефодия и Кирилла.

Информация

«Скрижали» включены в Общецерковный перечень рецензируемых изданий, в которых должны публиковаться результаты исследований соискателей церковных ученых степеней доктора богословия, доктора церковной истории и кандидата богословия.

Зарегистрированы в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ), договор № 112-03/2017 от 09.03.2017 г. Рекомендованы к изданию кафедрой библеистики и богословия Минской духовной академии.

Сайт библейского альманаха "Скрижали"

Просмотреть

Результаты поиска

Показано 1 - 8 из 8
  • Изображение обложки
    Публикация
    Антропологические интерпретации Быт. 1:26 у Иринея Лионского
    (Издательство Минской духовной академии, 2023) Данилов, Андрей Владиленович
    Священномученик Ириней Лионский – первый христианский богослов, который широко использует библейский стих Быт. 1:26 при построении антропологической модели. При творении человека Бог обращается к Сыну и Духу: Отец постановляет, Сын устраивает, а Дух питает и взращивает. Человек – образ образа Божия, т. е. Логоса. В отличие от подобия (similitudo), образ (imago) относится к плотскости человека, к телесности человека и Сына Божия Иисуса Христа, в этом они являются образом невоплощенного Логоса. Наблюдается сходство с иудаистским богословием. В отличие от образа, подобие было утрачено человеком и восстановлено Логосом, уподобившим человека невидимому Отцу. Человек создан по образу Сына и по подобию Отца. Мы потеряли в Адаме бытие по образу и подобию, т. к. остался только образ. Итак, образ и подобие различны. По образу, но не по сущности, сходно материальное начало человека, по подобию сходно психическое начало человека. Человек, будучи наделен разумом, в этом отношении подобен Богу, обладает свободой воли и самоопределением. Подобие Богу заключается в разуме и свободе (автономии) человека, которые относятся к его естественным функциональным свойствам. Поэтому он сам является для себя причиной того, что становится иногда добрым зерном, а иногда просто плевелами. У священномученика Иринея мы найдем значительно более разработанную, чем у апологетов антропологию. Человек – незавершенное творение, неспособное хранить общность с Богом, т. к. еще не достиг богоподобия, которое является не антропологической заданностью, а целью человеческого совершенствования. Эта концепция соответствует раввинистической антропологии раннеиудейского богословия того времени.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Библейские и небиблейские элементы в антропологии святителя Григория Богослова
    (Издательство Минской духовной академии, 2022) Данилов, Андрей Владиленович
    Григорий Назианзин говорит о двух природах в человеке (двойственность): божественной и животной. Человек – сложносоставное существо. Аксиология телесности у Григория Назианзина характерно платоническая. Он использует элементы антропологии Платона и Филона Александрийского. У Григория Назианзина к образу Божию относятся разумность и способность к творчеству, присущие каждому человеку согласно творческому замыслу Бога. Спасение реализуется в диалектике благодати и свободы воли. Двойственность человека – возможность боговоплощения. Антропология и христология сотериологочески накладываются друг на друга. Антропология и онтология соединяются в теологической рефлексии об игре Логоса в эйдосах творения. Понятие игры Логоса в богословии Григория Назианзина интерпретируется Максимом Исповедником как таинство вочеловечения Божия. Провиденциальная деятельность Логоса реализуется в диалектике каузального предопределения и экзистенциальной свободы. Григорий Назианзин подобно Оригену соотносит развитие человеческой личности с различными уровнями духовной зрелости, и антропологическая концепция Григория Назианзина, как и у Оригена, предполагает возможность продвижения человека от уровня к уровню через дифференцированные стадии библейского обучения.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Антропологическая матрица гностицизма как контекст формирования раннехристианской антропологии
    (Минская духовная академия, 2021) Данилов, Андрей Владиленович
    Раннехристианский гностицизм в силу географической локализации большинства его центров на Ближнем Востоке оказал влияние на дальнейшее развитие уже существовавшей в то время ранней формы раввинистической мистики. Гностическая антропология представляет собой один из важнейших критериев упорядочивания античных текстов к гностической литературе. Антропология гнозиса представляет собой эклектический конгломерат религиозных и философских идей. Гностическая антропология делает различие в человеке между божественной субстанцией духа и демиурговой субстанцией души и тела. Общее гностической антропологии: негативная оценка телесности (материальности) и онтологическое принижение души по отношению к духу. Апогеем развития гностического религиозного движения является манихейство, не имеющее ничего общего с православной христологией. В антропологии манихейства тело, несмотря на его негативную оценку как объекта материального мира, получает некоторую роль в процессе спасения по причине его подчиненности сознанию. Не Бог спасает манихейского гностика, а он спасает Бога, освобождая божественный свет от тьмы материи. Следствием двух противоположных аксиологий человеческого тела становится декларируемый «Кельнским кодексом» антропологический дуализм. Гностицизм представляет собой герменевтическую матрицу и негативный контекст раннехристианской богословской гипотезы.
  • Публикация
    Антропологические воззрения Филона Александрийского в его толкованиях Ветхого Завета
    (Минская духовная академия, 2020) Данилов, Андрей Владиленович
    Антропология образа и подобия Божия у Филона не представляет собой систему. Схема истории творения отчасти аналогична талмудическим воззрениям. Человек – образ образа Божия, т.е. Логоса. Образ Божий в человеке – разум, который должен стать добродетельным на практике. Филон Александрийский создает концепцию небесного человека и двух творений: человек – это композит из божественной и животной природы. Человек позиционирован на границе смертной (тело) и бессмертной (разум) природы и причастен обеим. Адам с самого начала имел в сердце своем наклонность к злу. Адам в акте грехопадения запятнал свой ум. Филон адепт платонической философии, но он использует ее в модифицированном виде. Антропология Филона базируется на синтезе стоической этики с платонической космологией, над которыми надстраивается ветхозаветное учение о творении человека. Сотериология Филона базируется на антропологии и этике, выходящих за рамки раннераввинистического богословия. Рецепция его антропологии в последующем повлияла на становление александрийского раннехристианского богословия.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Ранние раввины, Ориген и Августин Иппонский по вопросу экзегезы Быт. 1:26 и Быт. 2:7
    (Минская духовная академия, 2018) Данилов, Андрей Владиленович
    Ранние раввины и Ориген, отталкиваясь от учения Филона Александрийского о двух творениях, обратили особое внимание на проблему сравнительного толкования Быт. 1:26 и Быт. 2:7. Затем совершенно по-новому к этой проблеме подошел блаженный Августин. Полемика сконцентрирована на грамматических формах древнееврейского и древнегреческого языка. В отличие от плюрализма толкований «Берешит раба» у Оригена представлена унифицированная концепция. В ряде текстов «Берешит раба» наблюдается дуалистическая подоплека мысли, характерная позднее для каббалистов. Раввинистическая оппозиция христианской экзегетике апологетов-субординационистов предшествовала оппозиции Мидраша экстремально гностической экзегетике внутри раннего иудаизма. Экзегетические вопросы интересовали во II–III столетиях лишь тонкий слой образованных христиан и иудеев, заинтересованных в богословском диалоге, но при этом избегавших его.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Антропологический ключ к экзегезе Оригеном Священного Писания
    (Минская духовная академия, 2019) Данилов, Андрей Владиленович
    Ориген, как и ранние раввины, отличает творение от основания. Дух и плоть организуют человека как душу. Процесс преодоления плотского Ориген описывает во второй гомилии на книгу Левит. Суть человеческого земного существования – преобразование души в ум/дух. Идея этого преобразования сформулирована в комментарии Оригена на Послание к Римлянам в аспекте прогрессии нравственности и применительно к человеческой воле. В гомилии на книгу Иезекииля Ориген перечисляет этапы развития человека: животный человек, только человек, человек–человек, более чем человек или сверхчеловек. Человек при самопознании является только человеком, но человечество человека удваивается, когда он пребывает в единстве с собой. Найдя в Септуагинте выражение «ἄνθρωπος ἄνθρωπος», Ориген вслед за Филоном Александрийским воспринял его не как филологическую проблему, связанную с гебраизмом в переводе на греческий язык, а как тайну: человек может быть двойным. Удвоенное наименование «человек–человек» подчеркивает, что он есть одновременно внутренний и внешний человек. Ориген придает ветхозаветным текстам новозаветный смысл, ориентируясь на послания апостола Павла. Принцип телесности идентифицируется у Оригена с животным, что в космологической плане имеет тенденцию к демонизации человеческого тела.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Антропология мужей апостольских в контексте Мидраша и Герметического корпуса
    (Минская духовная академия, 2019) Данилов, Андрей Владиленович
    Богословие мужей апостольских характеризуется инструктивными высказываниями о человеке. Цель их текстов – напоминание и повторение. «Пастырь» Гермы с помощью раввинистической теории «йецер ха-ра» объясняет наличие зла в человеке. Мидраш на книгу Бытие говорит о том, что склонность ко злу вложена в человека Богом. Комментаторы Мидраша интерпретируют историю грехопадения аллегорически. В «Герметическом корпусе» антропология сходна с Мидрашом, наблюдаются параллели «Пастырю» Гермы. Прослеживается аллюзия на апостола Павла, на сократическую традицию и Демокрита. У мужей апостольских мы преимущественно встречаем описание принципов спасения.
  • Изображение обложки
    Публикация
    "Толкования на Евангелие от Матфея" как доказательство отсутствия у Оригена антропологии переселения душ.
    (2020) Данилов, Андрей Владиленович
    В сочинениях Оригена отсутствует учение о переселении душ. Обвинение императора Юстиниана подозрительно похоже на искаженный парафраз «Толкования на Евангелие от Матфея», где Ориген неоднократно называет учение о реинкарнации заблуждением. Цитаты этого сочинения в «Апологии» Памфила вполне соответствуют традиционному греческому оригиналу (по отцам-каппадокийцам) и латинскому переводу Оригена. Текст Оригена из тринадцатой книги «Толкования на Евангелие от Матфея» критически моделирует логику многократной реинкарнации души в человеческие тела. Оригеновская критика реинкарнации связана с эсхатологией. Ориген обосновывает свое неприятие концепции о бесконечности мира тем, что бесконечное принципиально непостижимо в том числе и для Бога. Антропологическая концепция реинкарнации относится не к Оригену, а к более поздним переинтерпретациям оригенистов и монофизитов.
"Скрижали" © 2011-2020 http://luhot.ru/