05. "Скрижали": библейский журнал
Постоянная ссылка разделаhttps://elib.minda.by/handle/123456789/10
Информация
«Скрижали»: библейский журнал — специализированное научное издание, которое представляет исследования, посвященные изучению Священного Писания Ветхого и Нового Завета. В период с 2011 по 2021 год журнал издавался в двух сериях: «Ветхозаветные исследования» и «Новозаветные исследования». С 2021 года выходит в свет не реже двух раз в год. Журнал предназначен для богословов, религиоведов, культурологов, а также всех, кто интересуется библеистикой. В качестве приложения к альманаху издаются научные монографии, посвященные рассмотрению отдельных проблем современной библеистики, а также сборники статей студентов. Журнал участвует в организации и проведении научных конференций по библеистике, в том числе студенческих конференций.
Главный редактор, составитель и учредитель журнала — архимандрит Сергий (Акимов, Виталий Викторович), доктор богословия, профессор, профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Мефодия и Кирилла.
«Скрижали» включены в Общецерковный перечень рецензируемых изданий, в которых должны публиковаться результаты исследований соискателей церковных ученых степеней доктора богословия, доктора церковной истории и кандидата богословия.
Зарегистрированы в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ), договор № 112-03/2017 от 09.03.2017 г.
Рекомендованы к изданию кафедрой библеистики и богословия Минской духовной академии.
Просмотреть
Публикация Десять Заповедей и их значение для духовного развития человечества(Ковчег, 2011) Синило, Галина ВениаминовнаДесять Заповедей – предельно знакомое каждому человеку словосочетание. Именно они до сих пор составляют аксиологический фундамент монотеистического мира. Именно они, согласно Библии, прозвучали из уст Самого Господа в момент Синайского Откровения. Именно они были начертаны перстом Божиим на двух сапфировых Скрижалях, а затем, когда драгоценные Скрижали были в гневе и отчаянии разбиты пророком Моисеем, – на двух Скрижалях из простого камня. Именно для них был сооружен Ковчег Завета, который левиты пронесли на своих плечах все сорок лет блуждания народа Израиля по пусты-не. Именно их повторит и прокомментирует пророк Мои-сей перед смертью своему народу.Публикация Толкование слов «из чрева прежде денницы родих тя» (Пс. 109:3с) в трудах экзегетов Восточной Церкви IV-V века(Ковчег, 2011) Васин, Алексей Владимирович; протоиерейИстория толкований слов «из чрева прежде денницы родих тя» Пс. 109:3 с рассматривается нами в контексте истории толкований всего 109-го псалмаПубликация Теория скопоса(Ковчег, 2011) Самков, Михаил Викторович; иерейОчень часто доводы за или против определенного перевода Библии формулируются на основании лингвистических критериев. Мы привыкли говорить о «буквальном» или «смысловом» переводах и, в зависимости от изначальных установок, считать, что один из двух этих видов более подходит для перевода Библии, чем другой. Однако понятия «буквальный» и «смысловой» слишком расплывчаты. К примеру, есть разные типы буквальности перевода: на уровне отдельных фраз и предложений, частей речи, буквальность на лексическом уровне; буквальность на уровне функций слов, морфем или частей слов. И разные переводы (или один и тот же перевод в разных местах) могут по-разному реализовывать «буквальность».Публикация Антиох IV (Епифан) в «Деяниях греческого царя» (4Q248)(Ковчег, 2011) Лозовский, Аркадий (Лозовский, Вадим Валерьевич; иеромонах); Аркадий (Лозовский, Вадим Валерьевич; иеромонах)В 332 году до Р. Х. в ходе формирования величайшей империи, когда-либо существовавшей на земном шаре, Александр III Великий (356 – 323 годы до Р. Х.) завоевал Палестину. Однако молодой император вскоре умер, а его диадохи разделили его империю между собой. Естественно, это разделение не происходило мирным путем, по-скольку каждый пытался превзойти своего соперника во власти и могуществе. В итоге Птолемей (Птолемей I Сотер, 367 – 283 годы до Р. Х.) получил контроль над Египтом, а Селевк (Селевк I Никатор, около 358 – 281 годы до Р. Х.) – над Сирией.Публикация От редакционной коллегии(Ковчег, 2011) Акимов, Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит); Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит)Публикация Древнеегипетские «Обличения поселянина» и библейская Книга Екклезиаста(Ковчег, 2011) Акимов, Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит); Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит)Книга Екклезиаста, включающая размышления о месте человека в мире, сетования об окружающей человека несправедливости, напоминает, помимо прочего, и текст одного из шедевров классической египетской литературы, известного древнеегипетского сочинения, которое называют «Красноречивый крестьянин», или «Обличения поселянина».Публикация Подобно росе? Образ росы в масоретском тексте Пс. 109(110):3 и его мессианская значимость на основе библейского текста и богослужебной литературы Православной Церкви(Ковчег, 2011) Васин, Алексей Владимирович; протоиерейОбраз росы в масоретском текте Пс. 109 (110:3) и его мессинаская значимость на основе библейского текста и богослужебной литературы Православной Церкви является важным в рамках общего исследования истории толкования Пс. 109. Это исследование посвящено истории толкований одного из важнейших мессианских псалмов – Пс. 109 (110), вернее, последней части его третьего стиха, т. е. слов «из чрева прежде денницы родих тя», как это звучит в церковнославянском переводе текста Септуагинты. Масоретский же текст реализуется Синодальным переводом следующим образом: «из чрева прежде денницы подобно росе рождение твое». Главным отличием этих переводов выступает образ росы, которым отличаются масоретский текст и текста Септуагинты.Публикация Современное состояние иудео-христианского диалога(Ковчег, 2011) Барбарен, Филипп (Барбарен, Филипп Ксавье Кристиан Иньяс Мари; кардинал; архиепископ Лионский); Филипп (Барбарен, Филипп Ксавье Кристиан Иньяс Мари; кардинал; архиепископ Лионский)Долгое и тяжелое исследование Второго Ватиканского собора в области межрелигиозного диалога было выражено в декрете Nostra Aetate, четвертый параграф которого посвящен иудаизму. Интересно отметить, что немногим позже диалог с евреями изменил свое место в жизни Католической Церкви, потеряв статут межрелигиозного. Комиссия, ответственная за диалог с Иудаизмом, уже на протяжении нескольких десятилетий входит в состав Понтификальной комиссии по единству христиан. Это значит, что среди всех религий евреи занимают для нас особое место, потому что они рассматриваются христианскими Церквами как общий корень, как старшие братья.Публикация Слова «из чрева прежде денницы родих тя» (Пс. 109:3с) в мессиансом контексте Псалма 109 и литургического богословия православного богослужения(Ковчег, 2011) Васин, Алексей Владимирович; протоиерейРождественская служба всеми своими песнопениями обращает внимание православных христиан на великое чудо Боговоплощения, которое в Ветхом Завете было предсказано пророками, а в Новом Завете было описано как великий и реально свершившийся факт, являющийся осуществлением всех чаяний Древнего Израиля и особой тай-ной, в которую можно лишь верить, как в это верили составители книг, входящих в канон Священного Писания.Публикация Значение Ветхого Завета для христологии(Ковчег, 2011) Майер, ГерхардПриветственное слово к первому выпуску «Скрижалей» Герхарда Майера, экс-епископа Евангелической Церкви ВюртембергаПубликация Ветхий Завет в жизни Православной Церкви(Ковчег, 2011) Белоножко, Серафим (Белоножко, Алексей Дмитриевич; епископ Бобруйский и Быховский); Серафим (Белоножко, Алексей Дмитриевич; епископ Бобруйский и Быховский)Приветственное слово к первому выпуску «Скрижалей» Серафима, епископа Бобруйского и БыховскогоПубликация Загадки Экклесиаста: особенности языка, проблема авторства и художественное своеобразие книги(Ковчег, 2011) Синило, Галина ВениаминовнаСэфер Коѓэлет – Книга Экклесиаста, или – в русской классической традиции – Екклесиаста, – одна из самых цитируемых, самых читаемых и самых загадочных книг библейского канона. По количеству интерпретаций и самых разнообразных прочтений ее перевесит разве что не менее загадочная Песнь Песней, также связываемая с именем Соломона. Интерес к Книге Экклесиаста угаснет, вероятно, только с родом человеческим, ибо речь в ней идет о самых важных проблемах бытия и сознания – проблемах, именуемых экзистенциальными.Публикация Книга Екклезиаста и древнеегипетские поучения царей(Ковчег, 2011) Акимов, Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит); Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит)Библейская Книга Екклезиаста имеет общие черты с целым рядом древнеегипетских литературных произведений. Это сходство касается и формы, и содержания. Среди таких древнеегипетских произведений находится «Песнь арфиста», «Разговор разочарованного со своим Ба», «Размышления Хахаперрасенеба со своим сердцем», «Обличения поселянина». Поскольку Книга Екклезиаста включает размышления, написанные от имени царя, а также имеет фрагменты с явно назидательным характером, вполне резонно сопоставить ее и с древнеегипетскими царскими поучениями.Публикация От редакционной коллегии(Ковчег, 2011) Акимов, Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит); Васин, Алексей Владимирович; протоиерей; Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит)Публикация Некоторые археологические свидетельства историчности повествования Летописца о царе Езекии в 2 Пар. 29-32(Ковчег, 2012) Выдрин, Андрей; иерейРассказ Летописца о царе Езекии (727-698 г.), по мнению исследователя Эндрю Вона, является подходящим текстом для проверки отношения внебиблейских исторических данных к повествованиям Хроник. Приблизительно семьдесят процентов этого рассказа не имеет параллелей в книгах Царств.Публикация Церемония ординации священников и инаугурации нового первосвященника в кумранском Храмовом свитке 11Q19 (11QTemplea)(Ковчег, 2012) Лозовский, Аркадий (Лозовский, Вадим Валерьевич; иеромонах); Аркадий (Лозовский, Вадим Валерьевич; иеромонах)К 35-летию публикации Храмового свитка (11QT). Храмовый свиток (11QTemplea = 11QT) содержит в ко-лонках 13-30 праздничный богослужебный календарь. Данное исследование сосредотачивается на одном единственном семидневном празднике этого календаря – (millù´îm) – церемонии, или ритуале посвящения новых священников (нового первосвященника). В нем приводится структура восстановленного текста пассажа свитка, дается его подстрочная огласовка и транслитерация, а также авторский перевод на русский язык.Публикация Идеология и перевод Библии. Перевод Бубера-Розенцвейга(Ковчег, 2012) Самков, Михаил Викторович; иерейПеревод – очень сложное, комплексное явление, к которому нельзя относиться просто как к поиску эквивалентных слов. Согласно теории скопоса, перевод – это всегда поиск тех лингвистических средств, которые могли бы наилучшим образом передать смысл оригинального текста в данной коммуникативной ситуации, и именно эта ситуация определяет выбор. Особенности перевода определяются той целью, для которой он выполняется, и той функцией, которую он будет осуществлять в той или иной общине.Публикация «Что есть благо?»: поиск блага в месопотамском «Разговоре господина с рабом» и библейской Книге Екклезиаста(Ковчег, 2012) Акимов, Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит); Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит)Месопотамский памятник «Разговор господина с рабом», созданный около Х века до Р. Х. имеет целый ряд параллелей с библейской Книгой Екклезиаста. Это обусловлено тем, что оба этих памятника принадлежат к так называемой литературе мудрых, которая имела межнациональный характер и была распространена на географическом пространстве, которое можно назвать библейским миром. Сходство между рассматриваемыми памятниками касается и их диалогичного характера, и их внимания к проблемам жизни и смерти, проблеме смысла человеческой деятельности, и их общего пессимизма, их отношения к женщине, их признания непостижимости мудрости, а также наличия юмористических элементов. Объединяет их и поиск блага.Публикация От редакционной коллегии(Ковчег, 2012) Акимов, Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит); Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит)Публикация Древнеегипетские «Речения Ипувера» и библейская Книга Екклезиаста(Ковчег, 2012) Акимов, Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит); Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит)Выражая пессимистический взгляд на этот мир, автор Книги Екклезиаста вспоминает царящую в этом мире не-справедливость и социальные потрясения, оказывающие негативное воздействие на человеческую жизнь. О несчастьях, несправедливости говорится и в целом ряде древнеегипетских произведений, имеющих диалогичный характер – в «Разговоре разочарованного со своим Ба» и «Размышлениях Хахаперрасенеба со своим сердцем». Подобные темы звучат также в «Речениях Ипувера» и «Пророчестве Неферти».