Труды Минской духовной академии №№ 13 —
Постоянная ссылка разделаhttps://elib.minda.by/handle/123456789/55
Просмотреть
Публикация «KΕΦΑΛΉ» – «ГЛАВА» ИЛИ «ПОДЧИНЕНИЕ» В ПОСЛАНИЯХ АПОСТОЛА ПАВЛА(Минская духовная академия, 2021) Лермонтова, Мария (Лермонтова, Татьяна Николаевна; монахиня); Мария (Лермонтова, Татьяна Николаевна; монахиня)Статья посвящена богословскому анализу значения слова «Κεφαλή» (kephale), которое неоднократно встречается в посланиях апостола Павла (1 Кор. 11:3, Еф. 5:2) и вызывает диалектические разногласия среди ученых богословов и языковедов. Статья фокусируется на богословской и святоотеческой интерпретации стихов из апостольских посланий, содержащих настоящий термин. В ней отмечается, что в апостольском послании речь не идет об отношениях между полами в социуме, а говорится об отношениях мужчины и женщины в браке, где подчинение жен своим мужьям является одним из элементов брачного союза, который заключается в призыве к женам подчиняться мужьям. Также подчеркивается, что этический элемент в послании апостола Павла проявляется не только в призыве к женам повиноваться своим мужьям, но и в призыве к мужьям любить своих жен. Чтобы понять, заявляет ли апостол Павел, употребляя слово «Κεφαλή», о приоритете мужчины над женщиной, в статье анализируется проблема субординации между мужчиной и женщиной в свете учения о монархии (единоначалии) в Святой Троице Бога Отца, потому что сотворенность человека по образу Божию выявляет в человеке личность, а именно Святая Троица являет нам образец межличностного общения.Публикация Officium stratoris в церковно-государственных отношениях в Византии в XIII в.(Минская духовная академия, 2020) Евтуховский, Валерий Саввович; иерейВ статье рассматривается влияние церемонии officium stratoris или «услужения конюшего» на церковно-государственные отношения в Византии в XIII в. Текст Donatio Constantini, в котором предусматривалось проведение особого обряда officium stratoris, имел обширное распространение под влиянием папства. Целью этой церемонии было показать превосходство церковной власти по отношению к светской. В Византии обряд officium stratoris появился вследствие проникновения идей западно-латинского мира в византийское общество, в частности, влияния идей «реформированного» папства. Церемония «услужения конюшего» была воспринята византийцами как унизительная и недостойная императора. Это подтверждается свидетельством историка Иоанна Киннама (XII в.), неизвестного византийского автора полемического памфлета об использовании опресноков (XIII в.). Обряд officium stratoris был распространен в Византийской империи после захвата Константинополя армией четвертого крестового похода в 1204 г. и последующей политической раздробленности территории. Текст Donatio Constantini оказал определенное влияние на совершение этой церемонии в Византии. Впервые officium stratoris совершил Михаил Палеолог во время встречи c патриархом Арсением Авторианом в Никейской империи, в Магнезии, в 1258 г. Обряд officium stratoris был включен в византийский церемониал, в том числе после отвоевания Константинополя Михаилом VIII Палеологом, что свидетельствует о глубоких изменениях в характере церковно-государственных отношений.Публикация Ад в истории религиозной мысли и Священном Писании(Минская духовная академия, 2017) Башкиров, Владимир Григорьевич; протоиерейДанная публикация представляет собой первую часть обширного очерка «Ад в истории регигиозной мысли, Священном Писании и святоотеческом Предании». Автор анализирует представления об аде в древних религиях, Ветхом Завете, Талмуде, Новом Завете, исламе и буддизме. В статье рассматриваются различные аспекты учения об адской реальности в эсхатологических доктринах нехристианских религий и в евангельских текстах.Публикация АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ДУШИ И ЛИЧНОСТИ У ЕПИСКОПА ФЕОДОРА МОПСУЕСТИЙСКОГО(Минская духовная академия, 2022) Данилов, Андрей ВладиленовичАнтропология Феодора Мопсуестийского озвучивается в его катехизических гомилиях. Феодор Мопсуестийский надстраивает антропологию над христологией и сотериологией. Бессмертная и разумная душа делает человека индивидуумом, а необходимым условием полноценной человеческой природы является ипостасная душа. Наряду с ипостасной душой человек является личностью. Ипостась – индивидуализирующий принцип, дифференцирующий людей внутри человеческой природы, а просопон связан с природой и характеризует границы человеческой природы. Однако просопон не эквивалентен природе, так как во Христе две природы, но один просопон. Душа имеет бессмертную и способную к познанию природу благодаря духу-уму, который призван быть ее управляющей частью. Благодаря духу душа продолжает жить в автономной ипостаси после отделения от тела в смерти. У Феодора Мопсуестийского онтология определяет антропологию. Условие возможности греха – подвижность и изменчивость души. Антропологическая модель Феодора Мопсуестийского не соответствует пелагианству (Адам не просто подает дурной пример), но она не совпадает и с августинианством (потомки Адама наказываются не за его грех, а за свои собственные грехи). Итак, антропология Феодора Мопсуестийского позиционирована посередине между блаженным Августином и Пелагием.Публикация АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ЕПИСКОПА НЕМЕЗИЯ ЭМЕССКОГО(Минская духовная академия, 2022) Данилов, Андрей ВладиленовичНемезий мыслил в неоплатонических философских категориях и был весьма читаемым автором в Средние века. Его богословский трактат является важным обобщением предшествовавшей антропологической мысли. Богословская антропология Немезия ориентируется на философскую антропологию Посидония, а в медицинской антропологии и психологии он больше ориентируется на утраченное сочинение Галена. Немезий постоянно обращается к неоплатонически переработанной «Никомаховой этике» Аристотеля (человек как социальное животное). Антропологию Немезия нельзя считать креационистской, так как он противопоставляет Галена Аристотелю. Задача человека – реализовать свой индивидуум личности в творении, а это предполагает наличие у человека автономии при принятии решения. Понятийный аппарат заимствуется Немезием не только у Аристотеля, но также из комментариев к Аристотелю у Псевдо-Плутарха. Незнание выводится из порочности, поэтому оно относится не к сфере гносеологии, а к сфере морали. Немезий расширяет антропологию Аристотеля: личный выбор произволен, но не все произвольное являетсяличным выбором. Немезий отвергает реляцию души и тела по перипатетической модели реляции эйдоса и материи. Свободная воля человека и провидение действуют совместно. Возможность свободного выбора и разум по Немезию неизменчивы и постоянны, что противоположно антропологии блаженного Августина и сложившейся к тому времени латинской сотериологии. Немезий синтезировал в своем учении о свободной воле души неоплатонический образ человека с «Никомаховой этикой» Аристотеля, прибегая более к перипатетическим и неоплатоническим антропологическим воззрениям, чем к Библии.Публикация Антропологические воззрения священномученика Иринея Лионского(Минская духовная академия, 2018) Данилов, Андрей ВладиленовичСходно с апологетами священномученик Ириней Лионский говорит о первом человеке как о ребенке по разуму, которому надо пройти ряд ступеней воспитания. Развивающийся и совершенствующийся человек некогда станет способен созерцать Бога, чем обретет бессмертие. Предполагается некая солидарность, идентичность между Адамом и его детьми: повторение вслед за праотцем негативного опыта. Ириней Лионский – первый христианский богослов, широко использующий Быт. 1:26 при построении антропологической модели. Человек создан по образу Сына и по подобию Отца. «Образ» относится к плотскости человека, к телесности. Человечество потеряло в Адаме бытие по образу и подобию, т. к. остался только образ. В Иисусе Христе мы получаем обратно подобие. Образ и подобие различаются Иринеем Лионским нечетко. Подобие Богу заключается в разуме и свободе (автономии) человека, которые относятся к его естественным функциональным свойствам. По образу, но не по сущности сходно материальное начало человека, по подобию сходно психическое начало человека. Человек подобен Богу Отцу, если душа его наполняется Святым Духом, то человек духовно развивается. Объединение тела, души и духа образует полноценного человека.Публикация Антропология мужей апостольских в контексте Оракулов сивилл(Минская духовная академия, 2019) Данилов, Андрей ВладиленовичУ псевдо-Варнавы, вторящего «Дидахе», как и в «Пастыре» Гермы и «Втором послании» Климента Римского концепция «двух путей» созвучна текстам «Оракулов сивилл». О двух путях света − жизни и тьмы–смерти говорится также в «Герметическом корпусе». Учение о двух путях «Оракулах сивилл» имеет эсхатологичекую окраску эпохального процесса спасения мира, что созвучно учению о двух путях у Гесиода. Наблюдаются корреляции между «Оракулами сивилл» и иудейским гностическим источником псевдо-Фокилида. Близок «Оракулам» пересказ истории творения человека в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия. В текстах мужей апостольских отсутствует детальное описание и объяснение сложившегося состояния человека в форме антропологической концепции.Публикация Богословие Книги Иова и Книги Екклесиаста как переходный этап к новозаветному Откровению(Минская духовная академия, 2019) Бойко, Александр Владимирович; иерейДанная статья рассматривает богословие Книги Иова и Книги Екклесиаста как переходный этап к новозаветной теологии. Богословие данных книг представлено, как новый этап Божественного Откровения, необходимый для перехода к новозаветному провозвестию. Этот этап в развитии богословской мысли в современной библейской науке представляется как кризис израильской мудрости, который проявился в том, что ветхозаветная теология не была в состоянии дать ответы на ключевые вопросы человеческого бытия, касающиеся причин страдания праведников, вопросов посмертной участи человека, справедливости божественного воздаяния и другие. Озвученные авторами данных книг богословские проблемы требовали нового Откровения, которое помогло рассеять их пессимизм и вернуть веру в справедливость Бога через воплощение и воскресение Господа Иисуса Христа.Публикация Ветхий Завет и письменные памятники древних народов(Минская духовная академия, 2016) Акимов, Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит); Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит)В статье представлены материалы к учебному пособию по Введению в Священное Писание Ветхого Завета, которые посвящены рассмотрению Ветхого Завета в контексте письменных памятников на-родов Древнего Ближнего Востока – египтян, жителей Месопотамии и Древнего Восточного Средиземноморья, хеттов. Затрагиваются вопросы открытия и изучения древней письменности, литературных параллелей к различным библейским повествованиям – рассказам о начале мира, историческим, правовым, пророческим, поэтическим текстам, произведениям школы мудрости. Показывается значимость изучения древней ближневосточной литературы для постижения Священного Писания и библейского учения.Публикация Виленская духовная семинария в период возглавления архимандритом Филиппом (Морозовым) (ноябрь 1922 – август 1924 гг.)(Минская духовная академия, 2020) Гиндренас, Андрюс ВалдасовичОснованная в 1828 г. Литовская духовная семинария сыграла важнейшую роль в жизни православного населения современной Беларуси и Литвы. Ее основание и история значительно отличаются от истории других семинарий, так как Литовская духовная семинария действовала не только как обычная школа, но также как культурный центр, объединивший духовные силы противников Брестской церковной унии и полонизации белорусского края. Первая мировая война привела к серьезным негативным последствиям для духовной семинарии, тем не менее, учебное заведение после вынужденной эвакуации в военное время (1915–1918 гг.) возродилась на прежнем месте в 1919 г. уже в составе Польской Республики. С этого момента государственно-политические и общецерковные обстоятельства, в которых протекала жизнь учебного заведения, изменились кардинальном образом. Статья посвящена обзору деятельности Виленской духовной семинарии в период ректорства архимандрита Филиппа (Морозова) (ноябрь 1922 – август 1924 гг.). Описываются вызовы, с которыми столкнулась возрожденная духовная школа: восстановление учебного процесса после ухода прежнего ректора Вячеслава Васильевича Богдановича, требования лояльности сотрудников к автокефальному вектору Польской православной митрополии, предпосылки полонизации учебного процесса, конфликт с Виленской белорусской гимназией, причины увольнения ректора.Публикация Внебиблейские упоминания термина «вторая смерть» и их связь с книгой Откровения(Минская духовная академия, 2018) Лященко, Иван Иванович; диаконСтатья посвящена проблематике эсхатологического окончания бытия грешника, которое именуется в книге Откровения «второй смертью». Рассматриваются экстрабиблейские параллели этому выражению в литературе Египта, Греции и в иудаистических источниках. Анализируется возможность заимствования данной концепции автором Апокалипсиса.Публикация Восьмидневная концепция святителя Викторина Петавийского(Минская духовная академия, 2016) Хандога, Николай АнатольевичСвятитель Викторин Петавийский, как и многие другие доникейские христианские писатели, был хилиастом, так как верил и с нетерпением ожидал начала тысячелетнего царствования Господа Иисуса Христа со святыми или праведниками на земле. Однако, в отличии от них, он наиболее подробно изложил восьмидневную концепцию, то есть восьмидневную историю мира и человечества, в которой особое внимание уделяется шестому дню творения, седьмому дню покоя, а также восьмому дню суда и вечного покоя, каждый из которых имеет продолжительность тысячу лет.Публикация Второе пришествие Господне в Священном Писании и богомыслии отцов Церкви(Минская духовная академия, 2016) Башкиров, Владимир Григорьевич; протоиерейВ статье рассматривается православное учение о последних судьбах мира и Втором пришествии Господа Иисуса Христа. Автор анализирует прообразы Второго пришествия в Ветхом Завете и учение о Втором пришествии в Новом Завете. На основании святоотеческих творений анализируются такие аспекты темы, как внезапность пришествия Спасителя, знамение Креста Господня, облака и небо в пришествии Господнем, слава Господня, а также участие Божественных сил в эсхатологических событиях. Завершает статью оценка учения о Втором пришествии в западном богословии.Публикация Гимн Мигу в книге Екклезиаста (Еккл. 3:1–9) как элемент внутреннего авторского диалога(Минская духовная академия, 2017) Акимов, Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит); Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит)В статье анализируется отрывок Еккл. 3:1–9 в контексте представления о том, что в Книге Екклезиаста присутствует диалог автора со своим сердцем. Еккл. 3:1–9 сравнивается с Еккл. 1:4–7. Оба фрагмента можно отнести к размышлениям, имеющим скептический характер. Рассматриваются вопросы толкования и перевода еврейских терминов, обозначающих время. Также в статье показывается двойственный смысл, заложенный в Еккл. 3:1–9. Данный текст отражает в равной степени и мысль о том, что в мире все совершается согласно порядку, установленному Богом, и мысль о мимолетности, быстротечности и суетности всех событий человеческой жизни.Публикация Гомельская православная епархия в первой половине ХХ века: образование, развитие, ликвидация(Минская духовная академия, 2016) Слесарев, Александр ВалерьевичВ статье описываются предпосылки возникновения, история развития и обстоятельства упразднения Гомельской православной епархии. Обращаясь к материалам Архива Управления КГБ РБ по Гомельской области, Государственного архива Гомельской области (ГАГО), Наци-онального архива Республики Беларусь (НАРБ), Национального исторического архива Беларуси (НИАБ), архива Гомельского епархиального управления и архива Минского епархиального управления, автор вы-являет ранее неизвестные или описанные в недостаточной степени эпизоды истории церковной жизни на Гомельщине.Публикация Дева Мария в сознании современной католической молодежи(Минская духовная академия, 2016) Ломакин, Андрей Юрьевич; иерейЦелью данной работы было выявление отношения современной католической молодежи к образу Девы Марии. Работа осуществлена на основе социологического исследования Джонна Ротена (препода-вателя Международного богородичного исследовательского института при университете в Дейтоне), применившего метод эксперимента в виде социологического опроса целевой аудитории. В результате исследования было описано отношение современной молодежи, обучающейся в католических учебных заведениях, к образу Девы Марии в его онтологическом, библейском и экклесиологическом аспектах, а также с точки зрения практики личного благочестияПубликация Древнеегипетское «Поучение Ани» и библейская книга Притчей Соломоновых(Минская духовная академия, 2017) Цыбульский, Александр Тадеушевич; иерейВ статье рассматривается библейская Книга Притчей Соломоновых в контексте литературного памятника Древнего Египта «Поучение Ани». Выделяются и описываются точки соприкосновения двух памятников. Особое внимание уделяется темам семьи, труда, вопросам человеческих взаимоотношений.Публикация Древнейшие рукописные церковные книги Солтана Александровича Жировичского XV в.(Минская духовная академия, 2018) Бубнов, Павел Владиленович; протодиаконВ статье изучаются рукописные церковные книги, написанные в 1471–1488 гг. по заказу основателя первого храма в Жировичах – Солтана (Александра) Александровича, боярина великого князя Литовского Казимира IV Ягайловича. До наших дней дошли «Толковая псалтирь» (1471 г.), минеи служебные на январь–февраль (1487 г.), март–апрель (1487 г.), май–июнь (1488 г.).Публикация ЖИЗНЕОПИСАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСТОЯТЕЛЯ ЖИРОВИЧСКОГО МОНАСТЫРЯ АРХИМАНДРИТА НИКОЛАЯ (РЕДУТТО) (1815–1889)(Минская духовная академия, 2021) Гришковец, Агафон (Гришковец, Андрей Сергеевич; иеродиакон); Агафон (Гришковец, Андрей Сергеевич; иеродиакон)Во второй половине XIX в., после упразднения унии, происходило возрождение Жировичского Успенского монастыря. Наибольший вклад в этот процесс внес архимандрит Николай (Редутто), управлявший монастырем более тридцати лет и, одновременно, на протяжении двадцати лет являвшийся смотрителем Жировичского духовного училища. Благодаря энергичности и исключительной хозяйственности архимандрита Николая монастырь преобразился: реконструирован Успенский собор, отремонтированы другие храмы, в которых начали совершаться богослужения, улучшено материальное обеспечение монастыря. В бытность на Литовской кафедре митрополита Иосифа (Семашко) архимандрит Николай нередко совершал освящения храмов в Слонимском уезде, принимал участие в различных епархиальных мероприятиях. Пользуясь большим влиянием в Жировичах, Николай (Редутто) заботился и о благополучии самого местечка.Публикация ЖИЗНЬ И МИСТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ МИТРОПОЛИТА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО И НОВГОРОДСКОГО МИХАИЛА (ДЕСНИЦКОГО) (1761–1821): ИСТОРИОГРАФИЯ ВОПРОСА(Минская духовная академия, 2021) Кирко, Артемий (Артур) Сергеевич; иерейМитрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Михаил (Десницкий) в начале XIX ст. занимал должность Первоприсутствующего члена Святейшего Синода, возглавлял столичную кафедру, принимал участие в реформах духовного образования и перевода Священного Писания. Таким образом он являлся одним из самых авторитетных церковных деятелей, сыгравшим ключевую роль в развитии Русской Православной Церкви. Важное значение также имели его религиозные взгляды, богословское творчество, под влиянием которых росло следующее поколение архиереев. Несмотря на такую роль в церковной истории России и множество изданных сочинений, дореволюционные публицисты обходили стороной фигуру митрополита Михаила и его литературное наследие, и только часть из них ограничивалась краткими статьями и панегирическими трафаретными жизнеописаниями. Во второй половине ХIX ст. исследователи заговорили о наличии у митрополита Михаила религиозно-мистических взглядов, еще позже появились свидетельства об его участии в масонском движении. Такие открытия показали причину, почему жизнеописатели современники избегали составления подробной биографии бывшего столичного архипастыря. В связи с этим вопрос о крупном и современном исследовании жизни и религиозных взглядов митрополита Михаила становится еще более актуальным. Настоящая публикация на основе собранной различной литературы, в том числе библиографических редкостей, представляет первую систематическую историографию о жизни и мистических взглядах митрополита Михаила (Десницкого).