08. "ΧΡΟΝΟΣ": церковно-исторический альманах
Постоянная ссылка разделаhttps://elib.minda.by/handle/123456789/41
ΧΡΟΝΟΣ : церковно-исторический альманах / гл. ред. доктор церк. истории А. В. Слесарев. – Минск : Издательство Минской духовной академии, 2013 —. — ISSN 2519-8122.
Церковно-исторический альманах «ΧΡΟΝΟΣ» ориентирован на публикацию научных работ и источников, отражающих широкий спектр проблем в области истории Православия и Христианской Церкви в целом.
Издание адресовано историкам, краеведам, преподавателям духовных и светских учебных заведений, студентам, учащимся, а также всем, интересующимся вопросами конфессиональной истории.
Положение о порядке подготовки и оформления рукописей, представляемых для публикации в церковно-историческом альманахе «ΧΡΟΝΟΣ» (требования к материалам актуальны на начало 2024 года)
Информация
Церковно-исторический альманах "ΧΡΟΝΟΣ" включен в в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) eLIBRARY ID: 58356 (договор № 39-01/2017 от 25.01.2017) и Общецерковный перечень рецензируемых изданий, в которых должны публиковаться результаты исследований соискателей церковных ученых степеней доктора богословия, доктора церковной истории, доктора церковного права, доктора церковного искусства и кандидата богословия (утвержден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 28 апреля 2023 года).
Главным редактором альманаха является проректор по научной работе Минской духовной академии доцент А. В. Слесарев, доктор церковной истории. По всем вопросам, касающимся деятельности альманаха, можно обращаться на e-mail: a-slesarev@yandex.ru
Редакционный совет: д. церк. ист., проф. иерей Гордей Щеглов (председатель); д. и. н., д. церк. ист. протоиерей Алексий Марченко; д. и. н., проф. М. В. Шкаровский; д. и. н., проф. А. А. Кострюков; д. и. н., проф. С. Л. Фирсов; д. и. н., проф. И. И. Маслова; д. и. н., проф. С. П. Стренковский; к. и. н. К. Г. Аристова.
Редакционная политика: к публикации принимаются научные тексты, посвященные проблематике конфессиональной истории, обладающие безусловной научной актуальностью, соответствующие всем предъявляемым требованиям и ранее нигде не публиковавшиеся.
Контактная информация: e-mail: a-slesarev@yandex.ru, телефон: +375 44 798-97-62.
Просмотреть
Результаты поиска
Публикация Личностный портрет епископа Павла (Доброхотова) (1814–1900) по воспоминаниям современников(Минская духовная академия, 2024) Агафангел (Будишин, Александр Радивоевич; иеромонах); Будишин, Агафангел (Будишин, Александр Радивоевич; иеромонах)Имя епископа Павла (Доброхотова) сегодня больше известно в научной среде благодаря его собраниям рукописных книг и исторических документов. Уже одно это обуславливает интерес к его личности. В контексте изучения его биографии безусловный интерес представляют свидетельства о нем современников. Обзору и анализу таких свидетельств как раз и посвящена настоящая статья. Рассматриваемые воспоминания и характеристики епископа Павла (Доброхотова) принадлежат разным авторам, среди которых митрополит Григорий (Чуков), архиепископ Савва (Тихомиров), протоиерей Алексей Попов и др. Любопытно, что оценки порой сильно разнятся: от крайне негативных до исключительно положительных. Но, несмотря на свою субъективность и противоречивость, эти свидетельства все же позволяют сформировать представление о личности иерарха. The name of Bishop Paul (Dobrokhotov) is better known today in the scientific community thanks to his collections of handwritten books and historical documents. This alone causes interest in his personality. In the context of studying his biography, testimonies about him from his contemporaries are of unconditional interest. This article is devoted to the review and analysis of such evidence. The memoirs and characteristics of Bishop Pavel (Dobrokhotov) in question belong to different authors, including Metropolitan Gregory (Chukov), Archbishop Savva (Tikhomirov), Archpriest Alexei Popov, and others. It is curious that the assessments sometimes vary greatly: from extremely negative to extremely positive. But, despite its subjectivity and inconsistency, this evidence still allows us to form an idea of the personality of the hierarch.Публикация Участие архиереев Русской Православной Церкви Заграницей в работе Всеправославного Конгресса (1923)(Минская духовная академия, 2024) Слесарев, Александр ВалерьевичСтатья посвящена рассмотрению вопроса участия представителей Русской Православной Церкви Заграницей в проведении Всеправославного Конгресса, организованного в 1923 г. Константинопольским Патриархатом для обсуждения возможности реформирования системы церковного времяисчисления и отдельных аспектов канонической практики. На основании анализа протоколов Конгресса воссоздается ход дискуссий и предпосылки принятия решений. Делается вывод о невозможности усвоения Конгрессу статуса всеправославного форума, а принимавшим участие в его работе русским иерархам статуса полномочных представителей Русской Православной Церкви. Вместе с тем отмечается высокая значимость представителей русской церковной эмиграции в межправославных отношениях первой пол. 1920-х гг., а также определяющая роль архиепископов Анастасия (Грибановского) и Александра (Немоловского) в выработке отдельных постановлений Всеправославного Конгресса. Опровергается получившее распространение в русскоязычной литературе представление о поддержке обновленческого раскола патриархом Константинопольским Мелетием IV (Метаксакисом). Выявляется высокая значимость позиции участников Всеправославного Конгресса в процессе освобождения из-под домашнего ареста патриарха Московского и всея России Тихона (Беллавина). The article is devoted to considering the issue of participation of representatives of the Russian Orthodox Church Outside of Russia in the PanOrthodox Congress, which was organized in 1923 by the Patriarchate of Constantinople to discuss the possibility of reforming the system of church timekeeping and certain aspects of canonical practice. Analysis of the Congress minutes made it possible to reconstruct the course of discussions and identify the preconditions for decision-making. It is concluded that the Congress does not have the status of a pan-Orthodox forum. The Russian hierarchs who took part in its work cannot be considered authorized representatives of the Russian Orthodox Church. At the same time, the high importance of representatives of the Russian church emigration in inter-Orthodox relations in the first half of the 1920s is noted, as well as the decisive role of Archbishops Anastasius (Gribanovsky) and Alexander (Nemolovsky) in the development of certain resolutions of the PanOrthodox Congress. The idea that the Renovationist schism was supported by Patriarch Meletius IV (Metaxakis) of Constantinople, which has become widespread in Russian-language literature, is refuted. The high significance of the position of the participants of the Pan-Orthodox Congress in the process of releasing Patriarch of Moscow and All Russia Tikhon (Bellavin) from house arrest is revealed.Публикация Анализ историографии по развитию раннехристианской антропологии (от священномученика Иринея Лионского до блаженного Августина Иппонского)(Издательство Минской духовной академии, 2022) Данилов, Андрей ВладиленовичВ статье на основании историографического анализа делается вывод о том, что несмотря на множество работ по раннехристианской патристике, по влиянию античной философии на формирование христологии и триадологии в трудах христианских богословов поздней античности, в богословской науке отсутствуют широкоохватные и детальные исследования не просто по антропологическим воззрениям отдельных отцов Церкви, а именно по вопросу развития христианской антропологии в греческой и латинской патристике II–V вв. Согласно исследованиям автора статьи, спорадические богословские наработки раннехристианской антропологии, испытывая влияние со стороны современных им христологических, триадологических, пневматологических и сотериологических концепций, в свою очередь оказывали влияние на них. Они заложили фундамент для построения антропологической системы Православия в эпоху раннего средневековья кон. V – кон. XII вв.Публикация Мотивы вступления в цистерцианский монастырь в «Диалоге о чудесах» Цезария Гейстербахского(Издательство Минской духовной академии, 2022) Кузьменко, Елена АлексеевнаСтатья посвящена раскрытию мотивов вступления мирян в цистерцианский орден, известный своим благочестием и строящий свою идентичность через утверждение превосходства над бенедиктинским орденом. Методология исследования темы вступления в монастырь включает герменевтический анализ текста, типологический анализ, сравнительный анализ. Мотивы не укладываются в двучленную оппозицию «достойные-недостойные», социальные вызовы оказывают большое влияние на принятие решения. Помимо собственно мотивов, статья показывает, как монастырская семья воспринимает эти мотивы, какую характеристику им дает. В заключении делается вывод, что для многих мирян мотивы благочестия уступают по значимости мотивам, связанным с кризисным социальным положением, нерешенностью бытовых проблем и низким социальным статусом.Публикация Ксенофонт Говорский: на пути к изданию «Вестника Западной России»(Издательство Минской духовной академии, 2022) Щеглов, Гордей Эдуардович; иерейПо сегодняшний день личность Ксенофонта Антоновича Говорского (1811–1871), известного издателя общественно-политического журнала «Вестник Западной России» (1862–1871), по-разному оценивалась и оценивается исследователями. Одни рисуют его образ темными красками, другие, напротив, превозносят, и всё это в зависимости от идеологических или идейных пристрастий. Впрочем, эти оценки касаются прежде всего деятельности К. А. Говорского как редактора-издателя «Вестника». Вместе с тем его биография до настоящего времени написана не была. Настоящая публикация как раз и представляет попытку реконструкции жизни К. А. Говорского и того, как вызревала идея издания журнала и каким образом он был учрежден. Исследование написано преимущественно на основании многочисленных архивных источников, большинство сведений из которых впервые вводится в научный оборот. Заметим, что в публикации представлен период жизни К. А. Говорского до начала издания «Вестника», хронологически охватывающий полстолетия.Публикация Документы по истории Жировичского Успенского монастыря за 1825–1901 гг. в собрании Национального исторического архива в г. Гродно(Издательство Минской духовной академии, 2022) Гришковец, Агафон (Гришковец, Андрей Сергеевич; иеродиакон); Агафон (Гришковец, Андрей Сергеевич; иеродиакон)Несмотря на то, что Жировичский Успенский монастырь является одним из самых известных в Беларуси, в исследовании его богатой истории по-прежнему остаются «белые пятна». Архивные собрания хранят дела, которые ждут своего исследователя. Жизнь и деятельность монастыря включает в себя различные аспекты, комплексное изучение которых позволяет составить целостное представление об истории монастыря в изучаемый период. Поскольку территориально Жировичский монастырь располагался на территории Гродненской губернии, ряд дел, освещающих отдельные аспекты жизни Жировичской обители в XIX–XX вв., сохранился в фондах Национального исторического архива Беларуси в Гродно. Знакомство с сохранившимися документами позволяет выявить имена и биографические сведения ряда насельников Жировичского монастыря, а также некоторые сведения о материальном обеспечении монастыря и осуществлявшихся ремонтных работах.Публикация Положение Жировичского монастыря в 1944–1947 гг. в свете документов уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви по Барановичской области(Издательство Минской духовной академии, 2022) Семуха, Дмитрий, протоиерейВ статье рассматривается положение Жировичского Успенского мужского монастыря в первые послевоенные годы в контексте церковной жизни и церковно-государственных отношений в БССР. Освещается деятельность настоятеля архимандрита Митрофана (Гутовского), его взаимоотношения с представителями государственной власти, богослужебная, образовательная и хозяйственная деятельность обители. Впервые вводятся в научный оборот документы уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви по Барановичской области из собрания Зонального государственного архива в г. Барановичи. Делается вывод о о поступательном развитии Жировичской обители в первые послевоенные годы и о сохранении обителью высокого авторитета в среде православного населения Беларуси.Публикация «Мысль о довершении высшего образования и о научной работе в области истории не покидает меня никогда…». Автобиография иерея Виталия Борового (1945 г.)(Издательство Минской духовной академии, 2022) Слесарев, Александр ВалерьевичВ публикации представлен текст автобиографии протопресвитера Виталия Борового (1916–2008), подготовленный им в первый год своего священнического служения. Получив богословское образование в Виленской духовной семинарии, он обучался на факультете православного богословия и историческом отделении гуманитарного факультета Варшавского университета. Начало Второй мировой войны помешало ему завершить высшее образование и профессионально заняться научной деятельностью. Приняв иерейское рукоположение в 1944 г., он уже в следующем году изъявил желание войти в состав преподавательской корпорации Богословско-пастырских курсов, открытие которых планировалось при Жировичском монастыре. О своем намерении молодой священнослужитель письменно сообщил уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви по БССР, приложив к обращению публикуемый ниже текст автобиографии. Направление этих документов стало началом его многолетнего служения в сфере православного духовного образования и науки.Публикация Начало Жирович и первые жировичские храмы (по архивным материалам XV–XVIII вв.)(Издательство Минской духовной академии, 2021) Микульский, Юрий НиколаевичНаиболее ранние известия об истории Жирович и Жировичского монастыря происходят из изданного в начале XVII в. Сказания о чудотворной Жировичской иконе авторства базилианина Феодосия Боровика. Сказание хорошо известно специалистам и неоднократно подвергалось изучению историками. Вместе с тем, некоторые известия Сказания требуют проверки и критического рассмотрения. Более надёжным источником для реконструкции ранней истории Жирович являются документальные данные, которые, однако, исследованы в значительно меньшей степени. В основном это архивные материалы, требующие прежде всего введения в научный оборот. Автором были выявлены и изучены некоторые документальные источники XV–XVIII вв., хранящиеся в собраниях Кракова и Санкт-Петербурга. На основании этих источников в настоящей статье предпринимается описание ранней истории Жирович (XV в.), уточняется время основания и этапы строительства первых храмов Жировичского монастыря – Успенской церкви (впоследствии – Успенского собора) (XV–XVII вв.), недостроенного храма Солтанов (XVI в.) и Богоявленского храма (XVII в.).Публикация Личность Солтана Александровича Жировичского в свете опубликованных документов Литовской метрики(Издательство Минской духовной академии, 2021) Бубнов, Павел Владиленович; протодиаконНа основании опубликованных документов «Литовской метрики» в статье рассматривается жизнь и деятельность Солтана Александровича (сконч. ок. 1495 г.), члена Рады панов Великого княжества Литовского, господарского маршалка, наместника Слонимского, Новогрудского и Бельского, владельца имения Жировичи в Слонимском повете и основателя первого православного храма на месте явления Жировичской иконы Божией Матери. Проведенное исследование показывает, что государственная служба Солтана Александровича щедро вознаграждалась великими князьями Литовскими посредством передачи ему разнообразных движимых и недвижимых материальных. Солтан Александрович был духовно образованным, просвещенным и культурным человеком своего времени, о чем свидетельствуют православные богослужебные книги, написанные по его заказу для первой жировичской церкви, а также и богослужебные и святоотеческие книги назидательного содержания из его личной библиотеки.