08. "ΧΡΟΝΟΣ": церковно-исторический альманах
Постоянная ссылка разделаhttps://elib.minda.by/handle/123456789/41
ΧΡΟΝΟΣ : церковно-исторический альманах / гл. ред. доктор церк. истории А. В. Слесарев. – Минск : Издательство Минской духовной академии, 2013 —. — ISSN 2519-8122.
Церковно-исторический альманах «ΧΡΟΝΟΣ» ориентирован на публикацию научных работ и источников, отражающих широкий спектр проблем в области истории Православия и Христианской Церкви в целом.
Издание адресовано историкам, краеведам, преподавателям духовных и светских учебных заведений, студентам, учащимся, а также всем, интересующимся вопросами конфессиональной истории.
Положение о порядке подготовки и оформления рукописей, представляемых для публикации в церковно-историческом альманахе «ΧΡΟΝΟΣ» (требования к материалам актуальны на начало 2024 года)
Информация
Церковно-исторический альманах "ΧΡΟΝΟΣ" включен в в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) eLIBRARY ID: 58356 (договор № 39-01/2017 от 25.01.2017) и Общецерковный перечень рецензируемых изданий, в которых должны публиковаться результаты исследований соискателей церковных ученых степеней доктора богословия, доктора церковной истории, доктора церковного права, доктора церковного искусства и кандидата богословия (утвержден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 28 апреля 2023 года).
Главным редактором альманаха является проректор по научной работе Минской духовной академии доцент А. В. Слесарев, доктор церковной истории. По всем вопросам, касающимся деятельности альманаха, можно обращаться на e-mail: a-slesarev@yandex.ru
Редакционный совет: д. церк. ист., проф. иерей Гордей Щеглов (председатель); д. и. н., д. церк. ист. протоиерей Алексий Марченко; д. и. н., проф. М. В. Шкаровский; д. и. н., проф. А. А. Кострюков; д. и. н., проф. С. Л. Фирсов; д. и. н., проф. И. И. Маслова; д. и. н., проф. С. П. Стренковский; к. и. н. К. Г. Аристова.
Редакционная политика: к публикации принимаются научные тексты, посвященные проблематике конфессиональной истории, обладающие безусловной научной актуальностью, соответствующие всем предъявляемым требованиям и ранее нигде не публиковавшиеся.
Контактная информация: e-mail: a-slesarev@yandex.ru, телефон: +375 44 798-97-62.
Просмотреть
Публикация Возрождение церковной жизни в Восточной Белоруссии в начальный период немецкой оккупации её территории (вторая половина 1941 г.)(2013) Кривонос, Феодор Павлович; протоиерейСтатья посвящена деятельности православных священнослужителей по возрождению церковной жизни на оккупированных немецкими войсками белорусских территориях в начальный период Великой Отечественной войны. Особое внимание уделяется деятельности преподобномученика архимандрита Серафима (Шахмутя).Публикация Страдания православного духовенства в дни польского восстания 1863–1864 гг.(2013) Щеглов, Гордей Эдуардович; иерейПольское восстание 1863-1864 гг. по сегодняшний день остается одним из наиболее мифологизированных сюжетов белорусской истории. Сформировался даже целый пласт литературы, представляющий восстание едва ли не белорусским национальным делом, героической борьбой белорусского народа за независимость. Естественно, появились и свои «герои». Однако если для польской историографии героико-патриотический пафос в освещении тех событий понятен и логичен, то для нашей национальной истории является неестественным и надуманным, искусственно насаждаемым в общественном сознании. Для польского национального самосознания освободительные восстания XIX в. действительно окружены ореолом героической борьбы за восстановление утраченной государственности, овеяны духом жертвенности, мужества, пламенного патриотизма. Но у нас ведь своя история…Публикация Потери русской армии и повстанцев в Северо-Западном крае во время польского восстания 1863–1864 гг. (на примере отдельных боёв)(2013) Гронский, Александр ДмитриевичИстория польского восстания 1863-1864 гг. имеет ещё множество белых пятен. В первую очередь это связано с излишней мифологизацией восстания, которая проявляется даже в научных текстах. В нём заинтересованные лица видели не только выступление польской шляхты за восстановление своего государства, но и нагружали его иными смыслами, далёкими от реальных мотивов повстанцев и даже противоречащими им. Если обратиться к источникам, описывающим восстание, тогда многое проясняется в идеологии повстанцев. Но обратимся к источникам, в которых описываются цифры.Публикация Русская Православная Церковь и Всемирный Совет Церквей в 1948 г.: предыстория создания одного документа(2013) Бубнов, Павел Владиленович; протодиаконВ 1948 г. инициаторы экуменического движения планировали провести в Амстердаме организационную ассамблею Всемирного Совета Церквей, в задачу которого входило объединение прежде существовавших отдельно движений за христианское единство в одно и включение в это движение как можно большего числа Церквей. Все Поместные Православные Церкви получили приглашение прибыть в Амстердам, и организаторы особенно желали видеть на Ассамблее представителей Русской Церкви. Однако внешние связи Русской Православной Церкви являлись областью, в которой зависимость от государства ощущалась более всего. Поэтому и возобновление прерванных революцией контактов с экуменическим движением было инициировано советским правительством. С другой стороны, все эти контакты подвергались созданным в 1943 г. Советом по делам Русской Православной Церкви и вышестоящими государственными органами тщательному анализу на предмет пользы для советской внешней политики. С января 1946 по февраль 1948 г. отношение советской власти к экуменическому движению и участию в нём Русской Православной Церкви изменилось от прагматичной заинтересованности к агрессивному осуждению, ярким выражением которого явилась справка Совета для вышестоящих советских органов от 18 февраля 1948 г., публикуемая ниже.Публикация Рец.: Кривонос Ф. П., протоиерей. Лекции по истории Православной Церкви Беларуси. Минск: ВРАТА, 2012. 240 с.(2013) Шейкин, Геннадий НиколаевичВ Лекциях протоиерея Феодора Кривоноса в общих, наиболее значимых чертах излагается история Православной Церкви в Беларуси. При знакомстве с этим трудом о. Феодора перед читателем открывается тысячелетняя панорама церковной жизни, протекавшей в пределах наших земель со времени крещения Руси до сегодняшних дней. По мнению автора, течение этой жизни совершалось цикличным образом, переживая то взлеты, то падения. Такая точка зрения совпадает с мнением одного из древних богомудрых мужей, писавшего о Церкви в её земном бытии: «... иногда она возносится к небу, иногда опускается в бездну, иногда Христовой управляется силой, иногда колеблется со страхом, иногда захлёбывается волнами страстей, иногда выплывет на веслах исповедания...».Публикация Рец.: Щеглов Г. Э. Хранитель. Жизненный путь Фёдора Михайловича Морозова. Минск: ВРАТА, 2012. 366 с., [73] л. цв. ил.: ил.(2013) Кострюков, А. А.Монография священника Гордея Щеглова посвящена жизни человека, который, к сожалению, почти неизвестен в широких кругах, хотя его имя можно поставить в один ряд с таким известным хранителем и защитником русского наследия, как П. Д. Барановский. Заслуга автора в том, что он рассказал о жизненном пути и наследии этого незаслуженно забытого учёного и православного христианина. Являясь незаурядным историком, археологом и искусствоведом, Ф. М. Морозов спас от разрушения многие древности. Это относится к дореволюционным годам, но особенно к периоду лихолетья, когда ценность русских древностей для государства была ничтожной, когда взрывались храмы, уничтожались фрески и иконы, за бесценок продавались за границу богослужебные предметы и книги.Публикация Рец.: Щеглов Г. Э. Хранитель. Жизненный путь Фёдора Михайловича Морозова. Минск: ВРАТА, 2012. 366 с., [73] л. цв. ил.: ил.(2013) Тимченко, Т. Р.Книга магистра церковной истории, доцента Минских духовных академии и семинарии Г. Э. Щеглова долгожданное событие в научном мире. Уже много лет ученые, занимающиеся отечественной историей XX века, в частности вопросом охраны памятников, музейного дела, реставрации, обращали внимание на личность Фёдора Михайловича Морозова. Деятельность этого человека оставила многочисленные следы в тех местах России, а затем Советского Союза, где он работал. Между тем сведения о нём были до сих пор почти неизвестны. Я смогла убедиться в этом на собственном опыте, работая над кандидатской диссертацией из истории научной реставрации 1920-х 1930-х годов в Украине.Публикация Архипастырские послания и письма епископа Гомельского Тихона (Шарапова) из заключения и ссылки (июль 1925 – август 1926 г.)(2013) Слесарев, Александр ВалерьевичВесьма примечательной, но практически забытой страницей белорусской церковной истории ХХ в. является период управления Гомельской православной епархией епископом Тихоном (Шараповым) (1886-1937). Прибыв в свой кафедральный город в марте 1925 г., архипастырь по прошествии немногим более месяца был арестован и выслан из Гомеля. На протяжении нескольких последующих лет он управлял жизнью Гомельской епархии посредством переписки. В публикации представлены письма и послания епископа Тихона (Шарапова) к гомельской пастве, написанные из заключения и ссылки с 23 июля 1925 г. по 31 марта 1927 г.Публикация От редакции(2013)Публикация Противодействие архимандрита Тихона (Шарапова) введению нового стиля и провозглашению автокефалии Православной Церкви в Польше (1922-1924 гг. )(Издательство Минской духовной академии, 2015) Слесарев, Александр ВалерьевичСтатья посвящена рассмотрению малоизвестных обстоятельств жизни и церковного служения архиепископа Тихона (Шарапова; 1886-1997). Хронологические рамки публикации охватывают период с 6 февраля 1922 по 17 октября 1924 гг., когда он являлся настоятелем Успенского Жировичского монастыря и предпринимал попытки противодействия введению нового календарного стиля и провозглашению автокефалии Православной Митрополии в Польше. При этом древняя белорусская обитель на некоторое время превратилась в центр сопротивления польским автокефальным тенденциям и стала оплотом позиций Московского Патриарха в Польской Республике.Публикация История Минской духовной семинарии периода первого возрождения в послевоенные годы (1947-1964 гг. ) в документах архива МинДС(Издательство Минской духовной академии, 2015) Василюк, Андрей (Василюк, Андрей Алексеевич; иеромонах); Андрей (Василюк, Андрей Алексеевич; иеромонах)В последнее время в церковной научной среде все чаще поднимается вопрос о необходимости введения в научный оборот документов церковных архивов, что может сослужить добрую службу Церкви во всем многообразии задач, стоящих сегодня перед ней. Немаловажными в этом отношении являются архивы духовных школ, содержащие информацию о возрождении и становлении духовных семинарий и академий, о первых слушателях, преподавателях, перспективах развития духовных заведений.Публикация Русское Пастырско-богословское училище в монастыре святого Кирика в Болгарии в 1923-1936 гг.(Издательство Минской духовной академии, 2015) Юха, Дмитрий; иерей; Бубнов, Павел Владиленович; протодиаконВ настоящее время важным, но пока малоосвоенным направлением научного изучения истории русской церковной эмиграции в ХХ в., является изучение истории богословских учебных заведений, созданных русскими эмигрантами. Одним из белых пятен истории богословского образования в эмиграции является история Русского Пастырско-богословского училища, основанного архиепископом Царицинским Дамианом (Говоровым) в монастыре святого Кирика в Болгарии.Публикация Имя преподобного Сергия Радонежского в XV-XVI степенях Степенной книги и его идеологическое звучание(Издательство Минской духовной академии, 2015) Малинский, Антоний (Малинский, Анатолий Валериевич; иеромонах); Антоний (Малинский, Анатолий Валериевич; иеромонах)Осознание истинного значения имени «Святая Русь» невозможно без обращения к первоисточникам и данным историографии, раскрывающим особенности изучения политических и религиозных идей Руси XV-XVI вв. Преподобный Сергий Радонежский в идеологической атмосфере XVI в. являл собой символ единого духовного пространства Московской Руси; исторические элементы повествования вне зависимости от их достоверности подчинены идеологическим задачам, которые стояли перед их авторами; преподобный Сергий был символом новой империи, выраженной в идее «Москва Новый Иерусалим»; создание текстов-легенд способствовало решению проблем этического плана, тесно связанных с идеологическими задачами своего времени.Публикация Преподобномученик Серафим (Шахмуть): жизнь и пастырские труды(Издательство Минской духовной академии, 2015) Кривонос, Феодор Павлович; протоиерейСтатья посвящена преподобномученику Серафиму (Шахмутю; 1901-1945), архимандриту Жировичскому, в 1999 г. причисленному к лику местночтимых святых Белорусской Православной Церкви. На основании новых архивных данных автор дополняет сведения о жизни преподобномученика.Публикация Рецензия на книгу священника Андрея Миронова "противостояние: Минская епархия после выхода указа 17 апреля 1905 года "об укреплении начал веротерпимости""(Издательство Минской духовной академии, 2015) Щеглов, Гордей Эдуардович; иерейКнига рассчитана как на специалистов, так и на широкий круг читателей, интересующихся историей Русской Православной Церкви и межконфессиональных отношений на Беларуси.Публикация Рецензия на книгу А. В. Слесарева "Мартиролог Гомельской епархии (1917-1953). Биографический справочник"(Издательство Минской духовной академии, 2015) Романчук, Александр Александрович; протоиерейКнига заведующего кафедрой церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной академии доцента А. В. Слесарева «Мартиролог Гомельской епархии (1917-1953). Биографический справочник» это, с одной стороны, долг памяти, которым мы обязаны людям жителям Гомельщины, сохранившим в условиях жестоких гонений и передавшим нам веру Христову; с другой стороны, данное исследование является вкладом в церковную науку и, более того, в Предание Церкви.Публикация Новые материалы к истории Русской духовной миссии в Иерусалиме. Рецензия на публикацию М. Шевелевой, Х. Витив и Д. Шевелева «Об одном эпизоде из истории Русской духовной миссии в Иерусалиме»(Издательство Минской духовной академии, 2015) Щеглов, Гордей Эдуардович; иерейРецензия на публикацию М. Шевелевой, Х. Витив и Д. Шевелева «Об одном эпизоде из истории Русской духовной миссии в Иерусалиме», в которой рассказывается о финансовых тяжбах подрядчика Ионы Гуревича с руководителями Миссии, для которой тот накануне Первой мировой войны выполнял работы по строительству подворья в Хайфе.Публикация Рецензия на книгу Лиходедова В. А. "Святой равноапостольный князь Владимир. Минск : Звязда, 2015"(Издательство Минской духовной академии, 2015) Щеглов, Гордей Эдуардович; иерейПубликация Беларускія праваслаўныя часопісы ў міжваеннай Польшчы: роспіс зместу(Издательство Минской духовной академии, 2015) Горный, Александр СергеевичУ дадзенай публікацыі прыводзіцца роспіс зместу беларускіх праваслаўных часопісаў “Праваслаўны беларус”, “Праваслаўная Беларусь”, “Беларуская зарніца”, “Сьветач Беларусі”, “Голас праваслаўнага беларуса”, “Царква і Народ”. Амаль усе гэтыя выданні друкаваліся ў г. Вільня, за выключэннем часопіса “Праваслаўны беларус”, які выдаваўся ў Варшаве з благаславення царкоўных уладаў Польскай аўтакефальнай праваслаўнай царквы. Пад іх вокладкай аб’ядноўваліся рознабаковыя матэрыялы папулярнага, духоўнага і асветніцкага зместу: апавяданні духоўна-этычнага характару, царкоўныя казанні, артыкулы па гісторыі Праваслаўя на Беларусі, публіцыстычныя нататкі.Публикация Движение церковного обновления в Могилевской епархии после Февральской революции 1917 г.: Чрезвычайный Съезд духовенства и мирян(Издательство Минской духовной академии, 2016) Слесарев, Александр ВалерьевичСтатья посвящена истории Чрезвычайного Съезда духовенства и мирян Могилевской епархии, проходившего 13-19 мая 1917 г. В ходе работы Съезда была принята широкая программа церковных преобразований, предложенная к рассмотрению Всероссийским Поместным Собором 1917-1918 гг. Организация работы Съезда проходила в контексте событий т.н. "церковной революции 1917 года", в значительной степени инициированной религиозной политикой Временного правительства и направленной на демократизацию церковной жизни.