08. "ΧΡΟΝΟΣ": церковно-исторический альманах
Постоянная ссылка разделаhttps://elib.minda.by/handle/123456789/41
ΧΡΟΝΟΣ : церковно-исторический альманах / гл. ред. доктор церк. истории А. В. Слесарев. – Минск : Издательство Минской духовной академии, 2013 —. — ISSN 2519-8122.
Церковно-исторический альманах «ΧΡΟΝΟΣ» ориентирован на публикацию научных работ и источников, отражающих широкий спектр проблем в области истории Православия и Христианской Церкви в целом.
Издание адресовано историкам, краеведам, преподавателям духовных и светских учебных заведений, студентам, учащимся, а также всем, интересующимся вопросами конфессиональной истории.
Положение о порядке подготовки и оформления рукописей, представляемых для публикации в церковно-историческом альманахе «ΧΡΟΝΟΣ» (требования к материалам актуальны на начало 2024 года)
Информация
Церковно-исторический альманах "ΧΡΟΝΟΣ" включен в в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) eLIBRARY ID: 58356 (договор № 39-01/2017 от 25.01.2017) и Общецерковный перечень рецензируемых изданий, в которых должны публиковаться результаты исследований соискателей церковных ученых степеней доктора богословия, доктора церковной истории, доктора церковного права, доктора церковного искусства и кандидата богословия (утвержден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 28 апреля 2023 года).
Главным редактором альманаха является проректор по научной работе Минской духовной академии доцент А. В. Слесарев, доктор церковной истории. По всем вопросам, касающимся деятельности альманаха, можно обращаться на e-mail: a-slesarev@yandex.ru
Редакционный совет: д. церк. ист., проф. иерей Гордей Щеглов (председатель); д. и. н., д. церк. ист. протоиерей Алексий Марченко; д. и. н., проф. М. В. Шкаровский; д. и. н., проф. А. А. Кострюков; д. и. н., проф. С. Л. Фирсов; д. и. н., проф. И. И. Маслова; д. и. н., проф. С. П. Стренковский; к. и. н. К. Г. Аристова.
Редакционная политика: к публикации принимаются научные тексты, посвященные проблематике конфессиональной истории, обладающие безусловной научной актуальностью, соответствующие всем предъявляемым требованиям и ранее нигде не публиковавшиеся.
Контактная информация: e-mail: a-slesarev@yandex.ru, телефон: +375 44 798-97-62.
Просмотреть
Публикация Анализ историографии по развитию раннехристианской антропологии (от священномученика Иринея Лионского до блаженного Августина Иппонского)(Издательство Минской духовной академии, 2022) Данилов, Андрей ВладиленовичВ статье на основании историографического анализа делается вывод о том, что несмотря на множество работ по раннехристианской патристике, по влиянию античной философии на формирование христологии и триадологии в трудах христианских богословов поздней античности, в богословской науке отсутствуют широкоохватные и детальные исследования не просто по антропологическим воззрениям отдельных отцов Церкви, а именно по вопросу развития христианской антропологии в греческой и латинской патристике II–V вв. Согласно исследованиям автора статьи, спорадические богословские наработки раннехристианской антропологии, испытывая влияние со стороны современных им христологических, триадологических, пневматологических и сотериологических концепций, в свою очередь оказывали влияние на них. Они заложили фундамент для построения антропологической системы Православия в эпоху раннего средневековья кон. V – кон. XII вв.Публикация Антониева Пустынь: страница из истории Минской епархии(XIX - начало xx вв. )(Издательство Минской духовной академии, 2016) Щеглов, Гордей Эдуардович; иерейСтатья посвящена истории т.н. дачи-фермы, принадлежавшей минским православным архиереям. Появление дачи связано с именем Минского архиепископа Антония (Зубко). Для своего будущего уединения, любивший природу архипастырь, выбрал весьма живописный уголок урочище, приобретенное им еще ранее на средства Архиерейского дома и потому прозванное по имени владельца Антоново.Публикация Архипастырские послания и письма епископа Гомельского Тихона (Шарапова) из заключения и ссылки (июль 1925 – август 1926 г.)(2013) Слесарев, Александр ВалерьевичВесьма примечательной, но практически забытой страницей белорусской церковной истории ХХ в. является период управления Гомельской православной епархией епископом Тихоном (Шараповым) (1886-1937). Прибыв в свой кафедральный город в марте 1925 г., архипастырь по прошествии немногим более месяца был арестован и выслан из Гомеля. На протяжении нескольких последующих лет он управлял жизнью Гомельской епархии посредством переписки. В публикации представлены письма и послания епископа Тихона (Шарапова) к гомельской пастве, написанные из заключения и ссылки с 23 июля 1925 г. по 31 марта 1927 г.Публикация Беларускія праваслаўныя часопісы ў міжваеннай Польшчы: роспіс зместу(Издательство Минской духовной академии, 2015) Горный, Александр СергеевичУ дадзенай публікацыі прыводзіцца роспіс зместу беларускіх праваслаўных часопісаў “Праваслаўны беларус”, “Праваслаўная Беларусь”, “Беларуская зарніца”, “Сьветач Беларусі”, “Голас праваслаўнага беларуса”, “Царква і Народ”. Амаль усе гэтыя выданні друкаваліся ў г. Вільня, за выключэннем часопіса “Праваслаўны беларус”, які выдаваўся ў Варшаве з благаславення царкоўных уладаў Польскай аўтакефальнай праваслаўнай царквы. Пад іх вокладкай аб’ядноўваліся рознабаковыя матэрыялы папулярнага, духоўнага і асветніцкага зместу: апавяданні духоўна-этычнага характару, царкоўныя казанні, артыкулы па гісторыі Праваслаўя на Беларусі, публіцыстычныя нататкі.Публикация Беларусізацыя Праваслаўнай Царквы ў міжваенны перыяд: дакументы і матэрыялы Частка 2(Издательство Минской духовной академии, 2018) Горный, Александр СергеевичУ артыкуле аналізуюцца і друкуюцца дакументы і матэрыялы аб гісторыі беларусізацыі Праваслаўнай Царквы ў міжваенны перыяд. Дзякуючы гэтым дакументам можна прасачыць асаблівасці паўсядзённай практыкі выкарыстання беларускай мовы ў царкоўным жыцці Заходняй Беларусі, вызначыць асноўныя тэарэтычныя погляды, якія існавалі сярод беларускай інтэлігенцыі і духавенства адносна пытання выкарыстання беларускай мовы ў царкве. Апублікаваныя матэрыялы будуць карыснымі для гісторыкаў, навучэнцаў, усіх тых, хто цікавіцца гісторыяй Праваслаўнай Царквы на Беларусі.Публикация Беларусізацыя Праваслаўнай Царквы ў міжваенны перыяд: дакументы і матэрыялы. Частка 1(Издательство Минской духовной академии, 2017) Горный, Александр СергеевичУ артыкуле аналізуюцца і друкуюцца дакументы і матэрыялы аб гісторыі беларусізацыі Праваслаўнай Царквы ў міжваенны перыяд. Дзякуючы гэтым дакументам можна прасачыць асаблівасці паўсядзённай практыкі выкарыстання беларускай мовы ў царкоўным жыцці Заходняй Беларусі, вызначыць асноўныя тэарэтычныя погляды, якія існавалі сярод беларускай інтэлігенцыі і духавенства адносна пытання выкарыстання беларускай мовы ў царкве. Апублікаваныя матэрыялы будуць карыснымі для гісторыкаў, навучэнцаў, усіх тых, хто цікавіцца гісторыяй Праваслаўнай Царквы на Беларусі.Публикация Вклад протоиерея Евстафия Михайловского в сохранение Сынковичского храма(Издательство Минской духовной академии, 2017) Бубнов, Павел Владиленович; протодиаконВ статье рассматривается состояние храма святого Архистратига Михаила в деревне Сынковичи Зельвенского района Гродненской области Республики Беларусь в период 1837-1904 гг. и вклад в его сохранение настоятеля Сынковичского прихода в 1872-1904 гг. священника Евстафия Михайловского. Исследование основывается на уникальных архивных документах и публикациях в церковной периодике.Публикация Возвращение русских обителей к общежительному уставу при святителе Филарете (Дроздове)(Минская духовная академия, 2024) Николай (Чеботарев, Иван Геннадьевич; иеромонах); Чеботарев, Николай (Чеботарев, Иван Геннадьевич; иеромонах)В статье рассматриваются вопросы, связанные с упорядочением святителем Филаретом (Дроздовым) монастырской жизни и приведением ее в состояние, соответствующее общежительному укладу. Утверждается, что неприятие общежительного устава было достаточно распространено в штатных монастырях того времени. Автор отмечает, что святой митрополит видел большую пользу для монашествующих от пребывания в общежительных монастырях в связи с более благоприятными условиями для исполнения обетов девства, нестяжания, послушания и отречения своей воли. Кратко описывается «детище» самого святителя – Гефсиманский скит, в котором он постарался в полном объеме реализовать свои взгляды на правильный общежительный монастырский быт и порядок. На исторических примерах показывается, как духовное руководство митрополита Филарета простиралось над иночествующими вверенной ему епархии. Также рассматриваются изменения в жизни женского монашества в XIX в., когда в отношении новоустраиваемых женских обителей действовал принцип, согласно которому сначала устраивалось общежитие, а потом оно переводилось в статус монастыря. Изучаются проблемы и сложности, связанные со становлением при святителе нескольких женских общин Московской епархии. The article deals issues related to St. Philaret's ordering of monastic life and bringing it to a state corresponding to the communal way of life. It is argued that the rejection of the communal statute was quite widespread in the staff monasteries of that time. The author notes that the holy Metropolitan saw a great benefit for monastics from staying in communal monasteries, due to more favorable conditions for the fulfillment of the vows of virginity, unstifleness, obedience, and renunciation of one's will. The “brainchild” of the saint himself, the Skete of Gethsemane, is briefly described, in which he tried to fulfill his views on the right monastic life and order. Historical examples show how Metropolitan Philaret's spiritual leadership extended over the monastics of the diocese entrusted to him. Changes in the life of female monasticism in the 19th century are also considered, when the principle was applied to newly established female monasteries, according to which first a dormitory was organized, and then it was transferred to the status of a monastery. The problems and difficulties connected with the establishment of several women's communities of the Moscow diocese ruled by the saint are studied.Публикация Возрождение церковной жизни в Восточной Белоруссии в начальный период немецкой оккупации её территории (вторая половина 1941 г.)(2013) Кривонос, Феодор Павлович; протоиерейСтатья посвящена деятельности православных священнослужителей по возрождению церковной жизни на оккупированных немецкими войсками белорусских территориях в начальный период Великой Отечественной войны. Особое внимание уделяется деятельности преподобномученика архимандрита Серафима (Шахмутя).Публикация Воспоминания А. К. Шалькевича о митрополите Антонии (Мельникове). Часть 1(Издательство Минской духовной академии, 2017) Слесарев, Александр Валерьевич; Кривонос, Феодор Павлович; протоиерей; Шалькевич, Адам КонстантиновичПубликация посвящена воспоминаниям А.К. Шалькевича, на протяжении двадцати двух лет являвшегося келейником архимандрита (впоследствии митрополита Минского и Белорусского) Антония (Мельникова). Первая часть публикуемых мемуаров отражает период ректорства архимандрита Антония в Минской духовной семинарии и наместничества в Жировичском Свято-Успенском монастыре (1956-1963). В своих воспоминаниях Адам Константинович не только передал впечатления от ежедневного общения с архимандритом Антонием, но и отразил контекст жизни семинарии и монастыря в описываемый период.Публикация Воспоминания А.К. Шалькевича о митрополите Антонии (Мельникове) Часть 2(Издательство Минской духовной академии, 2018) Кривонос, Феодор Павлович; протоиерей; Слесарев, Александр Валерьевич; Шалькевич, Адам КонстантиновичВ предыдущем номере церковно-исторического альманаха «ΧΡΟΝΟΣ» была опубликована первая часть воспоминаний Адама Константиновича Шалькевича (1908-1992), на протяжении двадцати двух лет являвшегося келейником архимандрита (затем митрополита Минского и Белорусского) Антония (Мельникова; 1924-1986). Первая часть воспоминаний охватывала период пребывания архимандрита Антония на должностях ректора Минской духовной семинарии и наместника в Жировичском Свято-Успенском монастыре (1956-1963 гг.). В настоящем номере публикуется завершающая вторая часть воспоминаний, отражающая период с 1956 по 1986 гг. К настоящему времени «Воспоминания келейника», подготовленные А.К. Шалькевичем в 1987 г., сохранились в нескольких машинописных копиях, хранящихся в частных архивах и архиве Минской духовной семинарии. Публикуемый текст воспроизводится по копии воспоминаний, находящейся в личном архиве протоиерея Феодора Кривоноса. При подготовке к печати воспоминаний А.К. Шалькевича были сохранены особенности авторской стилистики, оформления текста и орфографии. Редакторские правки вносились исключительно в случаях выявления очевидных орфографических погрешностей и опечаток.Публикация Воспоминания гомельского протоиерея Петра Рылло (1884–1937)(Издательство Минской духовной академии, 2020)Третья часть воспоминаний гомельского протоиерея Петра Рылло посвящена описанию Брусиловского прорыва, – последней удачной наступательной операции русской армии в годы Первой мировой войны. Этот событие глубоко укоренилось в памяти протоиерея Петра Рылло, являвшегося на тот момент полковым священником 14-го полка 4-й стрелковой железной дивизии Юго-Западного фронта и оказавшегося в эпицентре наступления русской армии. Война, увиденная изнутри, личные переживания полкового священника, бытовые зарисовки являются своеобразным и ценным источником по истории Первой мировой войны. В совокупности с военными мемуарами, воспоминания протоиерея Петра Рыло позволяют создать объемную картину военных событий 1916 г.Публикация Воспоминания гомельского протоиерея Петра Рылло (1884–1937) Часть 2(Издательство Минской духовной академии, 2018) Лопушанский, Александр Анатольевич; протоиерей; Грищенко, Ирина АдамовнаВторая часть воспоминаний протоиерея Петра Рылло связана с событиями Первой мировой войны в 1915-1917 гг. и состоянием церковной жизни на территории Гомельского уезда Могилевской губернии (затем Гомельской губернии, Гомельского округа БССР). Для церковно-исторической науки наибольший интерес публикуемая часть мемуаров представляет в связи с описанием событий периода зарождения и развития обновленческого раскола. Исторический драматизм усугубляется драмой личной жизни протоиерея Петра Рылло, вызванной непростыми семейными отношениями.Публикация Воспоминания гомельского протоиерея Петра Рылло (1884-1937). Часть 1(Издательство Минской духовной академии, 2017) Лопушанский, Александр Анатольевич; протоиерей; Слесарев, Александр Валерьевич; Грищенко, Ирина АдамовнаПервая часть публикуемых воспоминаний гомельского протоиерея Петра Рылло посвящена описанию его семьи, детства, юности и начала семейной жизни. Значительную часть публикации составляют описания событий, происходивших в Холмской епархии на начальном этапе Первой мировой войны (1914-1918).Публикация Датировка явлений Жировичской иконы Божией Матери, начала церковной и монастырской жизни в Жировичах в исторических произведениях XIX–XX вв.(Издательство Минской духовной академии, 2021) Бубнов, Павел Владиленович; протодиаконВ статье рассматривается процесс развития представлений о времени явления чудотворной Жировичской иконы Пресвятой Богородицы и о начале церковной и монашеской жизни в Жировичах в исторической литературе XIX–ХХ вв. На основании проведенного исследования показывается, что единое мнение по данному вопросу в историографии рассматриваемого периода отсутствует. Значительное внимание в статье уделяется критическому анализу концепции датировки явления Жировичской иконы авторства Игнатия Стебельского и рецепции его гипотезы в позднейшей историографии.Публикация Движение церковного обновления в Могилевской епархии после Февральской революции 1917 г.: Чрезвычайный Съезд духовенства и мирян(Издательство Минской духовной академии, 2016) Слесарев, Александр ВалерьевичСтатья посвящена истории Чрезвычайного Съезда духовенства и мирян Могилевской епархии, проходившего 13-19 мая 1917 г. В ходе работы Съезда была принята широкая программа церковных преобразований, предложенная к рассмотрению Всероссийским Поместным Собором 1917-1918 гг. Организация работы Съезда проходила в контексте событий т.н. "церковной революции 1917 года", в значительной степени инициированной религиозной политикой Временного правительства и направленной на демократизацию церковной жизни.Публикация Дневник архимандрита Антония (Мельникова) за 1961 г.(Издательство Минской духовной академии, 2020)Ниже публикуется фрагмент личного дневника наместника Жировичского монастыря и ректора Минской духовной семинарии архимандрита (впоследствии митрополита Минского и Белорусского) Антония (Мельникова) за 1961 г. Автор описывает свою личную встречу с патриархом Московским и всея Руси Алексием І, начало управления Минско-Белорусской епархией митрополитом Антонием (Кротевичем), процесс подготовки к закрытию Минской духовной семинарии и другие события церковной жизни означенного периода. Оригинал рукописи дневника находится на хранении в архиве Санкт Петербургской митрополии (фонд «Митрополит Антоний Мельников»).Публикация Документы по истории Жировичского Успенского монастыря за 1825–1901 гг. в собрании Национального исторического архива в г. Гродно(Издательство Минской духовной академии, 2022) Гришковец, Агафон (Гришковец, Андрей Сергеевич; иеродиакон); Агафон (Гришковец, Андрей Сергеевич; иеродиакон)Несмотря на то, что Жировичский Успенский монастырь является одним из самых известных в Беларуси, в исследовании его богатой истории по-прежнему остаются «белые пятна». Архивные собрания хранят дела, которые ждут своего исследователя. Жизнь и деятельность монастыря включает в себя различные аспекты, комплексное изучение которых позволяет составить целостное представление об истории монастыря в изучаемый период. Поскольку территориально Жировичский монастырь располагался на территории Гродненской губернии, ряд дел, освещающих отдельные аспекты жизни Жировичской обители в XIX–XX вв., сохранился в фондах Национального исторического архива Беларуси в Гродно. Знакомство с сохранившимися документами позволяет выявить имена и биографические сведения ряда насельников Жировичского монастыря, а также некоторые сведения о материальном обеспечении монастыря и осуществлявшихся ремонтных работах.Публикация Древнейшие рукописные богослужебные книги Александра Солтановича Жировичского (XVI в.)(Минская духовная академия, 2023) Бубнов, Павел Владиленович; протодиаконВ статье предлагаются результаты изучения рукописных богослужебных книг, написанных в 1545 г. по заказу Александра Солтановича Жировичского (сына основателя первого Жировичского храма Солтана Александровича), ктитора Жировичского монастыря, в скриптории в имении Солтанов Шешкини (близ Вильны) писцами братьями Ермолаем и Михаилом, сыновьями кременецкого священника Василия: «Требник» (1545 г.) и «Богородичник» (1545 г.). Рассматривается предыстория ктиторской деятельности рода Солтанов, делается обзор ранее созданных рукописных богослужебных книг. Проводится анализ содержания «Требника» и «Богородичника», который позволяет прийти к выводу, что около 1545 г. Жировичский Успенский монастырь являлся крупным центром православной церковной жизни в Великом княжестве Литовском. В его храмах могли совершать богослужения митрополит Киевский, епархиальные и викарные архиереи. В «Требнике», имеющем нестандартное содержание, содержатся все, необходимые для полноценной монашеской жизни чины. Создание и использование «Богородичника» свидетельствует об особом богослужебном почитании в Жировичской обители Пресвятой Богородицы. The article examines handwritten liturgical books written in 1545 by order of Alexander Soltanovich of Zhirovichi (son of the founder of the first church in Zhirovichi, Soltan Alexandrovich), the ktitor of the Zhirovichi monastery, in the scriptorium on the Soltan’s estate Sheshkini (near Vilna) by scribes brothers Ermolai and Mikhail, sons of the Kremenets priest Vasily: «Euchologion» (1545) and «Theotokarion» (1545). The prehistory of the clerical activity of the Soltanov family is considered, an overview of previously created handwritten liturgical books is made. The analysis of the contents of the «Euchologion» and «Theotokarion» is carried out, which allows us to conclude that around 1545 the Zhirovichi Dormition Monastery was a major center of Orthodox church life in the Grand Duchy of Lithuania. The Metropolitan of Kiev, diocesan and vicar bishops could serve divine services in his temples. The «Euchologion», which has non-standard content, contains all the necessary rites for a full-fledged monastic life. The creation and use of the «Theotokarion» testifies to the special liturgical veneration in the Zhirovichi monastery of the Most Holy Theotokos.Публикация Жыровіцкі манастыр як помнік культурна-гістарычнай спадчыны міжваеннага часу (па матэрыялах справы Архіва навуковага цэнтра культурнай спадчыны Літвы)(Издательство Минской духовной академии, 2021) Булатый, Павел ЮрьевичАртыкул прысвечаны разгляду і вывучэнню асабістай справы Жыровіцкага манастыра (1925–1939 гг.) з фондаў Архіва навуковага цэнтра культурнай спадчыны Літвы. У фондах адзначанай установы захоўваюцца справы, датычныя помнікаў архітэктуры і культуры, якімі апекавалася польская дзяржава ў міжваенны час. Дакументы адлюстроўваюць стаўленне ўладаў да манастыра, раскрываюцца архітэктурныя асаблівасці, разглядаюцца бюракратычныя працэсы па захаванню і падтрыманню помніка ў належным стане.