01. Диссертации, научные публикации
Постоянная ссылка разделаhttps://elib.minda.by/handle/123456789/1512
В разделе представлены докторские и кандидатские диссертации, авторефераты диссертаций, рецензии и отзывы, выпускные квалификационные работы — магистерские диссертации, научные публикации преподавателей и студентов Минской духовной академии
Просмотреть
Публикация Брестская епархия в 1990–2020 гг.: приходская жизнь, монастыри и церковно-общественные связи(Минская духовная академия : кафедра церковной истории и церковно-практических дисциплин, 2023-06) Макар, Александр Викторович; диаконВ результате исследования удалось восстановить ход событий становления и развития Брестской епархии с момента ее возрождения в 1990 г., раскрыть детальность брестских архиереев, охарактеризовать положение приходской и монастырской жизни, процесс взаимодействия Церкви и общества в рамках конкретной епархии. На данный момент не существует полноценного комплексного исследования по данной теме. Диссертация представляет собой самостоятельное исследование, подготовленное на основании изучения широкого круга источников и литературы по теме данной работы. В ходе исследования удалось комплексно представить разностороннюю жизнедеятельность Брестской епархии.Публикация Виленская духовная семинария в 1919 - 1939 гг.: специфика образовательной деятельности, кадровый состав и основные направления развития(Минская духовная академия: кафедра церковной истории и церковно-практических дисциплин, 2021) Гиндренас, Андрюс ВалдасовичЦель исследования заключается в определении специфики образовательной деятельности, кадрового состава и основных направлений развития Виленской духовной семинарии в 1919–1939 гг. Методы исследования: в основу исследования положены основополагающие диалектические принципы объективности, всесторонности, конкретности, историзма, а также принцип ценностного подхода. В процессе выполнения исследования были использованы как общенаучные методы (описание, обобщение, анализ, синтез, аналогия, индукция и дедукция), так и специально-исторические: историко-хронологический, историко-генетический, историко-системный, гипотетико-дедуктивный, измерение и статистика. Полученные результаты и их новизна: впервые в историографии Белорусской Православной Церкви описаны основные этапы деятельности Виленской духовной семинарии в межвоенный период. Кроме этого проанализированы и подробно описаны изменения форм и методов в организации образовательной, воспитательной, административной и хозяйственной деятельности Виленской духовной семинарии в процессе ее интеграции в систему среднего образования Польской Республики. Представлены значимые статистические сведения, отражающие наиболее важные данные об учащихся семинарии в означенный период. В исследовании приведена характеристика педагогической деятельности и условий работы членов преподавательской корпорации Виленской духовной семинарии.Публикация Гомельское духовное училище 1781–1918 гг.: кадровый состав и основные направления развития(Минская духовная академия : кафедра церковной истории и церковно-практических дисциплин, 2023-06) Астапович, Владислав Михайлович; иерейВ системе профессиональной подготовки духовенства на всем протяжении истории Православной Церкви основополагающую роль играло духовное образование. На Белорусских землях духовная школа прошла нелегкий путь своего становления и развития. Однако, изучение специфики истории духовной школы Беларуси не нашло своего полноценного освещения в исследовательской литературе. Если история среднего образования духовенства (семинарского) начала изучаться уже в XIX в., то история начального духовного образования (училище) еще ждет своего исследователя. Примером является Гомельское духовное училище, истоки создания которого берут начало в конце 80-х годов XVIII столетия и связаны с деятельностью архиепископа Георгия (Конисского). В становлении Гомельского духовного училища большую роль сыграли отец и сын Григоровичи, которые были ректорами этого учебного заведения и выдающимися исследователями исторического прошлого Беларуси. История училища сопряжена также и с историей культурного (в том числе архитектурного) наследия. Здание, в котором долгое время размещалось училище входит в число историко-культурных ценностей Беларуси. Это делает его также важной частью «портрета» Гомельского духовного училища и его выпускников. Училище подготовило большое количество образованного духовенства, внесшего серьезный вклад в развитие науки и культуры белорусских земель. Оно просуществовало до 1918 г. и прекратило свою деятельность в связи политикой новых властей по отношению к Церкви.Публикация Диалектика мифа А. Ф. Лосева как методология философии религии и апологетики(Минская духовная академия: кафедра апологетики, 2019) Панасюк, Ермоген (Панасюк, Анатолий Николаевич; игумен); Ермоген (Панасюк, Анатолий Николаевич; игумен)В данной работе был проведен анализ философской методологии А.Ф. Лосева «диалектика мифа» с целью выявления эвристического потенциала этой методологии в контексте проблематики современной философии религии и апологетики. Для достижения этой цели сначала был представлен указанный контекст, т.е. дан обзор состояния современной апологетики и философии религии с точки зрения их методологической обеспеченности, затем проведен анализ категориального аппарата А.Ф. Лосева и особенностей его диалектики мифа, а в заключение продемонстрированы результаты применения Лосевым этой методологии к сравнительному анализу мировоззрений. В ходе данного исследования было показано, что современная апологетика остро нуждается в философии религии как метадисциплине, способной проводить сравнение различных религий на предмет соответствия Истине. В настоящее время в самой философии религии все больше зреет понимание необходимости разработки метаподходов не только к изучению религий, но и вообще любых мировоззрений. Осуществлению этой задачи мешает методологический раскол между аналитической и континентальной традициями философии. В ходе исследования было показано, что указанное противостояние позволяет преодолеть методология А.Ф. Лосева «диалектика мифа», которая выявляет глубинную связь между диалектикой (теория рациональности) и мифом как предельно конкретной непосредственностью явления действительности. Диалектика мифа, взятая в абсолютном модусе, носит название «абсолютная мифология» и является результатом синтеза базовых принципов рациональности и непосредственного опыта социального бытия. Самообоснованный характер этой модели позволяет рассматривать ее как критерий для сравнительного анализа и типологии различных мировоззрений. Применение этого критерия к области существующих мировоззрений позволяет решить главную задачу христианской апологетики, а именно – рационально обосновать абсолютную истину Христианства.Публикация ДИНАМИКА ИДЕНТИФИКАЦИИ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ В ПЕЧАТНЫХ СМИ(Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова, 2019) Мартинович, Владимир АлександровичСтатья посвящена разрешению проблемы количественного анализа динамики общественной реакции на феномен новых религиозных движений в диахронической перспективе. Процесс идентификации НРД, лежащий в основании любых форм общественной реакции на феномен НРД, представляется в качестве важного объекта анализа заявленной темы. Проводится различие между динамикой освещения темы НРД в СМИ и динамикой их идентификации в СМИ. Предлагаются, операционализируются и апробируются в рачках пилотажного исследования основные параметры анализа динамики идентификации НРД, характеризующие: а) объем внимания общества к феномену НРД; б) избирательную направленность внимания на отдельные типы НРД; в) устойчивость внимания к конкретным типам НРД; г) специфику распределения акцентов внимания к НРД. Рассматривается возможность применения означенных параметров к анализу процесса идентификации НРД в иных институтах общества.Публикация Единоверчество на территории Гомельского уезда во второй половине XIX в.: направления деятельности и влияние на население региона(Минская духовная академия, 2024) Новик, Евгений Николаевич; иерейВозникновение раскола в XVII веке отделило от общения с Церковью большое количество людей. История старообрядческого раскола продолжается, и, следуя евангельскому речению «по плодам их узнаете их» (Мф. 7:20), можно констатировать, что внутри старообрядчества нет единства: множество согласий и толков, отсутствие роста монастырей, что, при регламентации «высокой планки духовной жизни и самодисциплины» свидетельствует не в пользу старообрядчества. Между тем, старообрядчество никак нельзя считать чужеродным или даже враждебным традиционному Православию. Так, на конференции в 2000-м году, посвященной 200-летию со дня учреждения первых единоверческих приходов в лоне Русской Православной Церкви, Святейший Патриарх Алексий II, высказав сожаление о существовании раскола, призвал современников к поиску взаимопонимания и к примирению: «Ныне же, следуя заповеди Спасителя «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35), мы простираем нашу любовь ко всем последователям старых обрядов, как пребывающим в лоне Русской Православной Церкви, так и вне ее, призывая оставить прежние обиды и несправедливости – так как при единстве догматов веры и православного исповедания те и иные обряды священны и равноспасительны».Публикация Значение термина πνεyμα в Послании апостола Павла к Римлянам (Рим. 8:1–27)(Минская духовная академия, 2024) Черняков, Петр ВладимировичТаинственность термина «дух» (πνεῦμα), как некой субстанции, определяется тем, что человек не может его видеть или физически осязать. Во многих религиозных учениях, философии и богословии данный термин подвергался глубокому осмыслению и часто понимался по-разному. В том числе данный термин можно увидеть в христианском учении, в Священных текстах Нового Завета, где слово имеет не только различные формы, но и употребляется в определенном контексте – оно многогранно. Для определения христианского понимания термина «дух», необходимо уделить особое внимание тому, как апостол Павел употребляет данный термин. Именно он является одним из первых христианских мистиков и богословов, запечатлевшим свой духовный опыт в Посланиях церковным общинам.Публикация Идентификация новых религиозных движений в практике редакций и журналистов печатных СМИ(2022) Мартинович, Владимир АлександровичСоциальные институты избирательно реагируют на религиозное многообразие современного мира. В результате формируется дисбаланс между фактически действующими в публичном пространстве новыми религиозными движениями и уровнем их идентификации социальными факторами. Новые религиозные движения, попадающие в разных странах в фокус внимания, по большинству своих характеристик нерепрезентативны для генеральной совокупности нетрадиционных религиозных сообществ этих стран. Тем не менее, для социальных факторов они становятся референтным образцом при формировании представлений о феномене новых религиозных движений в целом. Чем выше уровень дисбаланса, тем в меньшей степени социальные представления о новых религиях соответствуют их фактическим характеристикам в конкретном регионе. Комплексное изучение идентификации новых религий позволяет объяснить происхождение распространяемых в обществе представлений и иллюзий об новых религиозных движениях, прояснить логику действий социальных факторов в конфессиональной сфере, до определенной степени предсказать их результаты. Аномально большие показатели дисбаланса для отдельных институтов общества требуют дополнительного анализа. Для печатных СМИ Республики Беларусь разрыв между идентифицированными и действующими в стране группами составляет более 700 организаций для периода 1988–2021 гг. Настоящая статья посвящена анализу факторов, влияющих на редакции и на журналистов печатных СМИ в процессе подготовки ими материалов по новым религиозным движениям в целом, и их идентификации в частности. В качестве основных факторов выделены: государственное регулирование, политический заказ и цензура, запросы в редакцию от населения, яркий информационный повод, контакт журналиста с новым религиозным движением, конфликт религиозной группы с редакцией СМИ, личность и опыт журналиста, специализация журналиста на теме новых религиозных движений, контакт журналиста с профессиональными сектоведами. Анализируется уровень влияния каждого фактора на идентификацию новых религиозных движений в прессе, вскрываются методологические проблемы анализа данной темы. Показывается, что в силу специфики феномена нетрадиционной религиозности и организации работы редакций и журналистов печатные СМИ могут только избирательно идентифицировать новые религии.Публикация Иерархическое устройство Церкви по пастырским Посланиям святого апостола Павла(Минская духовная академия : кафедра библеистики и богословия, 2023-06) Вабищевич, Дмитрий НиколаевичУчение о церковной иерархии в каждую эпоху проявляло к себе интерес и много раз интерпретировалось в зависимость от конфессии. Для правильного понимания церковной структуры мы должны обратиться к первоисточнику, которым является Священное Писание. Текст Писания написан на древних языках, поэтому возникает проблема при переводе сложных мест и терминов. Рассмотрев термины επίσκοπος, πρεσβύτερος, διάκονος и найдя аналогию в других источниках можно определить их значение и функцию, которую они несут. В работе рассмотрены различные способы понимания исследуемых термов. Итог данной работы показывает, что церковная иерархия является важным аспектом для всего церковного организма. Термины (επίσκοπος, πρεσβύτερος, διάκονος), которые определяют иерархический устрой, своим значением показывают на свою значимость в иерархии церкви.Публикация Информационное пространство Белорусской Православной Церкви в XXI веке(Минская духовная академия : кафедра апологетики, 2023-06) Коляда, Андрей Иванович; иерейПроблема информационного общества активно обсуждается в различных мировых сферах: научной, социальной, экономической, культурной, политической и др. Однако труды об информации и информационных технологиях являются недостаточными, по причине того, что они не отображают частной специфики информационной деятельности Белорусской Православной Церкви. Изучение и анализ информационного пространства БПЦ позволяет понять влияние современных информационно-коммуникативных методов на церковную жизнь, выявить проблемы и перспективы использования информационных технологий, разработать стратегии эффективной коммуникации с верующими, обществом и адаптироваться к изменяющимся современным условиям.Публикация ИСТОРИОГРАФИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ РЕЛИГИОЗНОГО КОНТЕНТА В КИНЕМАТОГРАФЕ(Электронная библиотека Минской духовной академии, 2021-06-23) Иванов, Иван АлександровичКинематограф как социокультурный феномен всегда так или иначе включал в себя религиозный компонент, выраженный в религиозном контенте. Бурное развитие кинематографа в XXI веке, оказывающего мощное влияние на формирование духовных идеалов общества, интерес к религиозному контенту в кинематографе, обилием в кинематографе религиозных сюжетов, символов, смысловых конструкций, а также многочисленными случаями использования новыми религиозными движениями кинематографа для трансляции собственных идей делают необходимым изучение как непосредственно самого религиозного контента в кинематографе, так и методологии анализа религиозного контента. Данная статья посвящена обзору историографии исследований религиозного контента зарубежными и отечественных авторами. Поскольку зарубежные исследования представлены в намного большем количестве, на наш взгляд, было целесообразно поделить их на три основных подхода: феноменологический подход, литературоведческий подход и антропологический подход. Исследования русскоязычного научного дискурса рассмотрены в отдельном параграфе.Публикация Катехизация в Белорусской Православной Церкви на современном этапе: организация и проведение огласительных бесед(Минская духовная академия, 2024) Муха, Никита ИгоревичКатехизация – процесс усвоения основ христианского вероучения, который традиционно проходит перед крещением, но как практика углубления познания основ веры может происходить и на других этапах церковного становления личности. Институализированная катехизация появилась ещё во времена Древней Церкви, о чём свидетельствует 19-я глава Книги Деяний, где апостол Павел впервые использует слово «катехумен». Более поздним свидетельством является изречение мч. Иустина Философа, который утверждал, что катехизация происходила перед крещением неофитов.Публикация Корпоративная социальная ответственность с позиции христианских социально-экономических учений(Минская духовная академия, 2024) Дудкин, Вадим Леонидович; иерейТермин «социальная ответственность» получил широкое распространение в начале 1970-х гг., хотя организации и целые страны предпринимали действия относительно различных аспектов социальной ответственности еще в XIX в. Принято считать, что истоки концепции корпоративной социальной ответственности (КСО) находятся в работе Говарда Боуэна, который пояснил, что социальная ответственность состоит в «принятии таких решений либо следовании такой линии поведения, которые были бы желательны с позиций целей и ценностей общества».Публикация Миссионерское служение святителя Николая Японского(Минская духовная академия : кафедра апологетики, 2023) Гриб, Николай ДмитриевичВо все времена жизни Церкви отмечалась необходимость её миссионерской деятельности. И одним из успешных и выдающихся миссионеров Русской Православной Церкви, оставившим целый ряд наставлений, как «одушевляться и одушевлять других», является равноапостольный Николай, архиепископ Японский. Его миссионерский опыт уникален своими особенностями, а также особой близостью к нам по времени. Ввиду малоизученности темы миссионерского служения святителя Николая, многие аспекты его деятельности являются до сих пор нераскрытыми. Учитывая масштаб личности святителя Николая и успех Японской миссии, основательное изучение его миссионерских трудов будет крайне необходимо Церкви в деле миссионерского служения на современном этапе.Публикация Митрополит Филарет (Вахромеев) как руководитель Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви (1989–2013 гг.)(Минская духовная академия : кафедра церковной истории и церковно-практических дисциплин, 2023-06) Демидов, Алексей СергеевичАктуальность темы исследования обусловлена её теоретической и практической значимостью. Теоретическая значимость темы исследования заключается в том, что научное рассмотрение двадцатичетырёхлетнего служения митрополита Филарета в качестве руководителя Белорусского Экзархата Московского Патриархата необходимо для осмысления исторического этапа развития Белорусской Православной Церкви с 1989 по 2013 гг., подведения итогов деятельности первого Патриаршего Экзарха Беларуси и систематического изложения выявленных основных направлений деятельности архипастыря. Обобщение результатов двадцатичетырёхлетнего служения митрополита Филарета в качестве руководителя Белорусской Православной Церкви поспособствует в объективном позиционировании роли первого Патриаршего Экзарха Беларуси и послужит практическому использованию этого жизненно богатого опыта на современном этапе развития Белорусской Православной Церкви в научно-педагогической работе. Поэтому, возникает необходимость изучения личности митрополита Филарета (Вахромеева) и научного осмысления его роли как руководителя Белорусским Экзархатом Московского Патриархата. Практическая значимость темы исследования состоит в том, что научное исследование поставленной проблемы позволит получить итоги, которые могут быть востребованы не только со стороны церковно-научной общественности, но и иметь практическое применение в сфере церковно-государственного и межрелигиозного диалога. Также наработанный материал исследования сможет послужить информационно-аналитическим компонентом для предмета «История Белорусской Православной Церкви».Публикация Мстиславский Тупичевский Свято-Духов монастырь: история и современность(2024) Шнейдер, Игорь Леонидович; иерейМстиславский Тупичевский Свято-Духовский монастырь являлся оплотом православной веры на землях восточной Белоруссии на протяжении нескольких веков. Обитель, по праву, занимает важнейшее место в истории монашеского делания как Мстиславского края, так и всей Восточной Белоруссии. Монастырь оказывал огромное влияние на жителей Мстиславщины и всего Могилевского региона. Данную обитель посещали опекали русские монархи, патриархи и множество значимых высших духовных и светских лиц. Тупичевская обитель была основана в начале семнадцатого века, тяжелейшее время для православного белорусского народа Монастырь перенес множество гонений во времена католической экспансии Речи Посполитой. С присоединением к Российской Империи Восточной Белоруссии, у святой обители наступило относительно спокойное время. Монастырь был закрыт в годину безбожных гонений со стороны большевистских властных структур.Публикация Нормы брачного права Русской Православной Церкви в Синодальный период(2024) Бучик, Алексей АлександровичАктуальность темы исследования обусловлена дополнением канонических аспектов церковного брака. Согласно официальным данным статистики, в Республике Беларусь в 2021 г. было зарегистрировано 59649 браков и 34366 разводов, т.е. 57,6%. Еще хуже выглядит ситуация в Российской Федерации, где, согласно данным Федеральной службы государственной статистики и Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), в 2021 г. на 923550 заключенных браков пришлось 644209 разводов, т.е. 69, 7%. Но эти цифры не отражают в полной мере проблему брачно-семейного вопроса, ведь по факту существует большой процент людей, состоящих в «гражданском» браке, т.е. незаконном сожительстве, также многие браки распадаются без официального расторжения. К сожалению, распадаются и венчанные браки. Все это свидетельствует о том, что в современном обществе назрела необходимость возрождения того понимания брака, которое вкладывается в него канонами Церкви. В светском понимании, семья – ячейка общества, что, по сути, отражает ту же мысль, что и принятое с ранних времен христианства определение: «семья – это малая Церковь». Любое общество состоит из отдельно взятых семей. С древнейших времен семейная жизнь регулировалась обычаями, традициями и законами, которые вырабатывало то или иное общество.Публикация Образ антихриста в 13 главе Откровения Иоанна Богослова: истоки и интерпретация(Минская духовная академия : кафедра библеистики и богословия, 2023-06) Бусько, Николай Олегович; иерейХристианское учение о конце времен и об антихристе всегда привлекало внимание как христиан, так и людей, далеких от Церкви. Нередко для светского мира эсхатологические новозаветные образы представляются как ряд каких-то глобальных фантастических событий. На этой идее зачастую спекулирует современная масс-культура, в частности, кинематограф. Особое внимание сегодня ему уделяют сектанты различных течений, зачастую строя на Откровении само основание их вероучения. Но и среди христиан существует много проблем с представлениями об антихристе из-за неправильного понимания Священного Писания и Священного Предания.Публикация Образ Девы Марии в Протоевангелии Иакова и христианской письменности доникейского периода(Минская духовная академия : кафедра библеистики и богословия, 2023-06) Чумаков, Андрей СергеевичАктуальность данной темы обусловлена изучением, образа Девы Марии в Протоевангелии Иакова и христианской письменности доникейского периода, которое может помочь понять, как менялось понимание Ее роли и значения в христианском богословии.Публикация Образ православного пастыря в трудах русских пасторологов XX века(Минская духовная академия : кафедра церковной истории и церковно-практических дисциплин, 2023-06) Матюлько, Виталий Владимирович; иерейДиссертация посвящена исследованию представлений православных пасторологов ХХ века о том, каким должен быть православный священник во всех аспектах своей жизни. Научная новизна работы состоит в том, что это первое комплексное исследование, рассматривающее труды русских пасторологов ХХ века, в которых отображается видение ими образа православного священнослужителя во всех аспектах его жизни и деятельности.
- «
- 1 (current)
- 2
- 3
- »