Труды Минской духовной академии №№ 13 —
Постоянная ссылка разделаhttps://elib.minda.by/handle/123456789/55
Просмотреть
72 результатов
Результаты поиска
Публикация СПЕЦИФИКА ПОНИМАНИЯ δικαιοσυνη В ПАСТЫРСКИХ ПОСЛАНИЯХ(Минская духовная академия, 2022) Грицевич, Владимир Дмитриевич; иерейВ статье рассматривается термин δικαιοσύνη в контексте Пастырских посланий. Рассмотрению данного термина апостол Павел уделяет очень много внимания в Посланиях к Римлянам и Галатам, где предлагает теоретическую базу для понимания исследуемого термина. Особый интерес представляют именно Пастырские послания, поскольку они были написаны последними. В связи с этим можно проследить то, как меняется понимание термина апостолом Павлом, и то, как оно воспринимается христианскими общинами. Стоит обратить внимание на то, что δικαιοσύνη не является основным понятием в Пастырских посланиях и употребляется только пять раз, четыре из которых – это исключительно практические наставления ученикам апостола Павла. Только последний случай употребления (2 Тим. 4:8) можно назвать уникальным, поскольку он в своей концепции весьма близок к Посланиям к Римлянам и Галатам, что позволяет заключить, что апостол Павел на протяжении всей своей проповеди придерживался одинакового взгляда на понятие δικαιοσύνη, иногда отступая от него, с целью пастырского назидания верующих.Публикация АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ЕПИСКОПА НЕМЕЗИЯ ЭМЕССКОГО(Минская духовная академия, 2022) Данилов, Андрей ВладиленовичНемезий мыслил в неоплатонических философских категориях и был весьма читаемым автором в Средние века. Его богословский трактат является важным обобщением предшествовавшей антропологической мысли. Богословская антропология Немезия ориентируется на философскую антропологию Посидония, а в медицинской антропологии и психологии он больше ориентируется на утраченное сочинение Галена. Немезий постоянно обращается к неоплатонически переработанной «Никомаховой этике» Аристотеля (человек как социальное животное). Антропологию Немезия нельзя считать креационистской, так как он противопоставляет Галена Аристотелю. Задача человека – реализовать свой индивидуум личности в творении, а это предполагает наличие у человека автономии при принятии решения. Понятийный аппарат заимствуется Немезием не только у Аристотеля, но также из комментариев к Аристотелю у Псевдо-Плутарха. Незнание выводится из порочности, поэтому оно относится не к сфере гносеологии, а к сфере морали. Немезий расширяет антропологию Аристотеля: личный выбор произволен, но не все произвольное являетсяличным выбором. Немезий отвергает реляцию души и тела по перипатетической модели реляции эйдоса и материи. Свободная воля человека и провидение действуют совместно. Возможность свободного выбора и разум по Немезию неизменчивы и постоянны, что противоположно антропологии блаженного Августина и сложившейся к тому времени латинской сотериологии. Немезий синтезировал в своем учении о свободной воле души неоплатонический образ человека с «Никомаховой этикой» Аристотеля, прибегая более к перипатетическим и неоплатоническим антропологическим воззрениям, чем к Библии.Публикация ЧИСЛО СЕМЬ В ЖИЗНИ ПЕТАВИЙСКОЙ ЦЕРКВИ ДОНИКЕЙСКОГО ПЕРИОДА(Минская духовная академия, 2022) Хандога, Николай АнатольевичВ статье на основе подлинных творений святителя Викторина Петавийского – трактат «О сотворении мира», фрагмент «О жизни Христа» и толкование «На Откровение» — предпринимается попытка раскрыть малоизвестные факты из жизни Петавийской Церкви, или петавийских христиан доникейского периода. Автор приходит к выводу, что для Викторина особо важное значение имеет символическая аритмология и, в частности, символическое значение числа семь, которое для него является числом полноты. В результате этого мы узнаем, что существующие в мире семь Церквей Христовых, семь групп святых и семь церковных праздников составляют одно целое, или единую и единственную Церковь Христову.Публикация УЧЕНИЕ О СОБОРНОСТИ ЦЕРКВИ В РУССКОМ БОГОСЛОВИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ.(Минская духовная академия, 2022) Кулага, Виктор Викторович; иерейСтатья посвящена проблематике понимания соборности Церкви и ее развития в русском православном богословии на рубеже XIX–XX вв. и ее оценке в трудах православных богословов XX в. Рассматривается вопрос соответствия представлений о соборности Церкви означенной эпохи ее соборному принципу и функционированию в ней института церковных соборов в рамках православного богословия и канонической традиции Церкви. Катализатором в развитии православного богословия Соборов стал Поместный Со- бор 1917–1918 гг., который обозначил, в том числе и на практическом уровне, его проблемные аспекты для богословского понимания института церковных Соборов. В работе проводится критический анализ богословия соборности XIX в. и его исторического развития в XX в., главным образом, реализации соборной системы на Поместном Соборе 1917–1918 гг. и его решений, а также их принятия и критики в православном богословии XX в. В связи с важнейшей ролью в развитии данного направления православного богословия представителей евхаристической экклезиологии в статье предлагается критический анализ их идей о соборности Церкви и о месте института церковных Соборов в жизни Церкви. В результате проведенного исследования автор отмечает неразрешенные аспекты в современном богословии соборности Церкви и имеющиеся трудности в подходе к институту Церковного Собора как важнейшего элемента церковного устройства в канонической традиции Церкви.Публикация ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРИХОДЫ НА ТЕРРИТОРИИ ДОБРУШСКОГО РАЙОНА ГОМЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ В 1944-1964 ГГ.(Минская духовная академия, 2022) Алампиев, Георгий; протоиерейСтатья посвящена рассмотрению истории православных приходов на территории Добрушского района Гомельской области в 1944 1964 гг., возродивших свою деятельность в период немецкой оккупации. Закрытые в 1930-е гг. православные храмы, превращенные в сельские клубы, школьные здания или зернохранилища, вновь начали использоваться по своему прямому предназначению по инициативе местного верующего населения. В 1944 г. православные приходы Добрушского района вошли в состав новообразованной Минско-Белорусской епархии. На протяжении 1944–1964 гг. в пределах Добрушского района действовало 11 православных приходов. В 1944–1945 гг. они входили в пределы Добрушского благочиния, а с 1945 г. в пределы Гомельского благочиния Минско-Белорусской епархии.Публикация АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ДУШИ И ЛИЧНОСТИ У ЕПИСКОПА ФЕОДОРА МОПСУЕСТИЙСКОГО(Минская духовная академия, 2022) Данилов, Андрей ВладиленовичАнтропология Феодора Мопсуестийского озвучивается в его катехизических гомилиях. Феодор Мопсуестийский надстраивает антропологию над христологией и сотериологией. Бессмертная и разумная душа делает человека индивидуумом, а необходимым условием полноценной человеческой природы является ипостасная душа. Наряду с ипостасной душой человек является личностью. Ипостась – индивидуализирующий принцип, дифференцирующий людей внутри человеческой природы, а просопон связан с природой и характеризует границы человеческой природы. Однако просопон не эквивалентен природе, так как во Христе две природы, но один просопон. Душа имеет бессмертную и способную к познанию природу благодаря духу-уму, который призван быть ее управляющей частью. Благодаря духу душа продолжает жить в автономной ипостаси после отделения от тела в смерти. У Феодора Мопсуестийского онтология определяет антропологию. Условие возможности греха – подвижность и изменчивость души. Антропологическая модель Феодора Мопсуестийского не соответствует пелагианству (Адам не просто подает дурной пример), но она не совпадает и с августинианством (потомки Адама наказываются не за его грех, а за свои собственные грехи). Итак, антропология Феодора Мопсуестийского позиционирована посередине между блаженным Августином и Пелагием.Публикация КОСМОЛОГИЯ СВЯТИТЕЛЯ ВИКТОРИНА ПЕТАВИЙСКОГО (НА ПРИМЕРЕ ТРАКТАТА «О СОТВОРЕНИИ МИРА» И ТОЛКОВАНИЯ «НА ОТКРОВЕНИЕ»)(Минская духовная академия, 2022) Хандога, Николай АнатольевичВ статье раскрывается космология, или учение о творении малоизвестного святого отца – святителя Викторина Петавийского (ок. 230 – 303/304), автора первого латинского Шестоднева. В его подлинных сочинениях – трактате «О сотворении мира» и толковании «На Откровение» – особое внимание уделяется смыслу и цели творения, а также первому, четвертому, пятому и шестому дням творения. При этом следует иметь ввиду, что Викторин Петавийский как сторонник бинитаризма учил, что существует единый Бог-Творец, или Бог Отец и Бог Сын. В результате чего мы узнаем, что мир был сотворен Богом за шесть дней из ничего и ради прославления Его величия первозданным человеком, первозданными и другими ангелами, а также животными.Публикация ИЗДАНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТРУДОВ МИТРОПОЛИТА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО И НОВГОРОДСКОГО МИХАИЛА (ДЕСНИЦКОГО) (1761–1821): СТРУКТУРИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ(Минская духовная академия, 2022) Кирко, Артемий (Артур) Сергеевич; иерейМитрополит Михаил (Десницкий) (1761–1821) в нач. XIX ст. был одним из главных иерархов и церковных администраторов Русской Православной Церкви: занимал самое высокое место в церковно-административной иерархии когда руководил столичной Санкт-Петербургской кафедрой и занимал должность Первоприсутствующего члена Святейшего Синода, также принимал активное участие в реформировании духовного образования, будучи в «Комиссии духовных училищ», работал главным цензором при переводе Священного Писания на русский язык в «Библейском обществе», составил и издал множество гомилетических сочинений и вероучительных лекций. Митрополита Михаила можно назвать одним из крупнейших российских богословов нач. XIX ст., который имел немаловажное значение для формирования мировоззренческих взглядов иерархов следующего поколения. Однако несмотря на крупное богословские наследие и важную роль в истории Русской Православной Церкви, жизнь, литературные труды и мировоззренческие аспекты митрополита Михаила до сих пор не освещались в отдельной монографии. Настоящая статья ставит своей целью изложить до того не встречавшееся подробное описание издательства сочинений митрополита Михаила (Десницкого). Публикация приводит полный список сочинений, выявляет особенности типографии, сопоставляет текст различных изданий, пытается ответить на вопросы о времени появления проповедей, приводит статистические данные и противоречия.Публикация «КАТАКОМБНОЕ» ДВИЖНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ ДОБРУШСКОГО РАЙОНА ГОМЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ БССР В 1944–1964 ГГ.(Минская духовная академия, 2022) Алампиев, Георгий; протоиерейСтатья посвящена рассмотрению истории развития «катакомбного» движения в пределах Добрушского района Гомельской области в первые два десятилетия после освобождения региона от немецкой оккупации. Возникновение названного религиозного течения на Гомельщине относится к 1928 г., когда протоиерей Павел Левашев и иеромонах Герасим (Каешко) заявили об отказе в признании Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). Антисоветская позиция «катакомбников» встретила жесткую реакцию со стороны гражданской власти и привела к их переходу на нелегальное положение. Одним из направлений «катакомбного» движения, получившим развитие в Добрушском районе, стала «серафимо-геннадиевская» ветвь, объединившая последователей местного священник Григория Секача (в монашестве Геннадия). Наличие «катакомбного» движения формировало в рассматриваемый период уникальный ландшафт религиозной жизни Добрушского края и тем самым выделяло его среди большинства других белорусских регионов.Публикация УСТАВ ДУХОВНЫХ КОНСИСТОРИЙ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА В ЕПАРХИАЛЬНЫХ СУДАХ ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ (НА ПРИМЕРЕ СУДЕБНО- ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНСКОЙ ДУХОВНОЙ КОНСИСТОРИИ)(Минская духовная академия, 2022) Пинчук, Сергий; иерейСтатья представляет собой церковно-правовое исследование, посвященное анализу канонического документа «Устав духовных консисторий» как источника права в епархиальных судах на примере судебно-процессуальной деятельности Минской духовной консистории. Устав духовных консисторий был утвержден 27 марта 1841 г. и явился продуктом обобщения многочисленных указов и постановлений, которые принимались для регулирования в том числе и церковно-судебной сферы в Российской империи. Документ действовал почти 77 лет и утратил силу ввиду революционных потрясений 1917 г. За все время существования Устав корректировался только один раз в 1883 г., однако положения, касающиеся церковного суда, почти не изменились. Для более точного понимания исследуемых церковно-канонических норм в статье приводится ряд прецедентов, имевших место в судебной практике Минской духовной консистории. Предложенные вниманию читателя судебные дела не только показывают, как применялись и толковались нормы Устава духовных консисторий, но также иллюстрируют быт и проблемы, существовавшие в среде белорусского православного духовенства во второй пол. XIX – нач. XX вв.