05. "Скрижали": библейский журнал

Постоянная ссылка разделаhttps://elib.minda.by/handle/123456789/10

Информация

«Скрижали»: библейский журнал — специализированное научное издание, которое представляет исследования, посвященные изучению Священного Писания Ветхого и Нового Завета. В период с 2011 по 2021 год журнал издавался в двух сериях: «Ветхозаветные исследования» и «Новозаветные исследования». С 2021 года выходит в свет не реже двух раз в год. Журнал предназначен для богословов, религиоведов, культурологов, а также всех, кто интересуется библеистикой. В качестве приложения к альманаху издаются научные монографии, посвященные рассмотрению отдельных проблем современной библеистики, а также сборники статей студентов. Журнал участвует в организации и проведении научных конференций по библеистике, в том числе студенческих конференций.

Главный редактор, составитель и учредитель журнала — архимандрит Сергий (Акимов, Виталий Викторович), доктор богословия, профессор, профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Мефодия и Кирилла.

«Скрижали» включены в Общецерковный перечень рецензируемых изданий, в которых должны публиковаться результаты исследований соискателей церковных ученых степеней доктора богословия, доктора церковной истории и кандидата богословия.

Зарегистрированы в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ), договор № 112-03/2017 от 09.03.2017 г.

Рекомендованы к изданию кафедрой библеистики и богословия Минской духовной академии.

Сайт библейского альманаха "Скрижали"

Просмотреть

Результаты поиска

Показано 1 - 5 из 5
  • Изображение обложки
    Публикация
    Блаженный Иероним и Гекзапла Оригена
    (Минская духовная академия, 2017) Штаудингер, Роман, протодиакон
    Печальная судьба Гекзаплы, составленной знаменитым александрийским ученым, не позволила нам воспользоваться сегодня ее редчайшими текстами. Поглощенная языками пламени, схороненная в груде пепла, Гекзапла, тем не менее, сохранила свою небывалую славу. «Осколки» же от ее текстов, так или иначе осевшие в различных переводах и святоотеческих комментариях, стали единственным наследием из далекого прошлого церкви. Одним из ярких свидетелей бытия Гекзаплы, у которого мы находим фрагменты ее материала, явился блаженный Иероним, пресвитер Стридонский. Данную статью автор посвятил вопросу об отношении Стридонского пресвитера к Гекзапле и ее употребления им в библейской текстологии. Здесь рассматриваются современные исследования известных зарубежных авторов относительно использования Иеронимом Гекзаплы в своих экзегетических трудах. В статье отмечается, что этот вопрос на сего-дняшний день довольно слабо разработан, а исследователей этого направления можно перечислить «по пальцам». Работа состоит из двух частей: в первой части дается общее представление о Гекзапле Оригена; во второй части гекзапларный материал рассматривается как инструмент в библейской текстологии Иеронима.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Ранние раввины, Ориген и Августин Иппонский по вопросу экзегезы Быт. 1:26 и Быт. 2:7
    (Минская духовная академия, 2018) Данилов, Андрей Владиленович
    Ранние раввины и Ориген, отталкиваясь от учения Филона Александрийского о двух творениях, обратили особое внимание на проблему сравнительного толкования Быт. 1:26 и Быт. 2:7. Затем совершенно по-новому к этой проблеме подошел блаженный Августин. Полемика сконцентрирована на грамматических формах древнееврейского и древнегреческого языка. В отличие от плюрализма толкований «Берешит раба» у Оригена представлена унифицированная концепция. В ряде текстов «Берешит раба» наблюдается дуалистическая подоплека мысли, характерная позднее для каббалистов. Раввинистическая оппозиция христианской экзегетике апологетов-субординационистов предшествовала оппозиции Мидраша экстремально гностической экзегетике внутри раннего иудаизма. Экзегетические вопросы интересовали во II–III столетиях лишь тонкий слой образованных христиан и иудеев, заинтересованных в богословском диалоге, но при этом избегавших его.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Иероним и Гекзапла Оригена: методологические особенности экзегезы Иеронима в контексте использования им Гекзаплы Оригена (на основании комментария Иеронима на 31 главу Книги пророка Иеремии)
    (Минская духовная академия, 2019) Штаудингер, Роман, протодиакон
    В статье представлен анализ материалов Вульгаты и комментария Иеронима на 31 главу Книги пророка Иеремии. Определяются возможные причины, побудившие Иеронима обратиться за помощью к ревизиям Акилы, Симмаха и Феодотиона. Рассматриваются все случаи вкрапления текстов знаменитых ревизий в комментарии Иеронима. Приводится сопоставление соответствующих стихов в еврейском (Масоретский текст), греческом (Септуагинта и ревизии Акилы, Симмаха и Феодотиона), латинском (Вульгата и комментарии) текстах в виде таблицы и кратких примечаний.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Антропологический ключ к экзегезе Оригеном Священного Писания
    (Минская духовная академия, 2019) Данилов, Андрей Владиленович
    Ориген, как и ранние раввины, отличает творение от основания. Дух и плоть организуют человека как душу. Процесс преодоления плотского Ориген описывает во второй гомилии на книгу Левит. Суть человеческого земного существования – преобразование души в ум/дух. Идея этого преобразования сформулирована в комментарии Оригена на Послание к Римлянам в аспекте прогрессии нравственности и применительно к человеческой воле. В гомилии на книгу Иезекииля Ориген перечисляет этапы развития человека: животный человек, только человек, человек–человек, более чем человек или сверхчеловек. Человек при самопознании является только человеком, но человечество человека удваивается, когда он пребывает в единстве с собой. Найдя в Септуагинте выражение «ἄνθρωπος ἄνθρωπος», Ориген вслед за Филоном Александрийским воспринял его не как филологическую проблему, связанную с гебраизмом в переводе на греческий язык, а как тайну: человек может быть двойным. Удвоенное наименование «человек–человек» подчеркивает, что он есть одновременно внутренний и внешний человек. Ориген придает ветхозаветным текстам новозаветный смысл, ориентируясь на послания апостола Павла. Принцип телесности идентифицируется у Оригена с животным, что в космологической плане имеет тенденцию к демонизации человеческого тела.
  • Изображение обложки
    Публикация
    "Толкования на Евангелие от Матфея" как доказательство отсутствия у Оригена антропологии переселения душ.
    (2020) Данилов, Андрей Владиленович
    В сочинениях Оригена отсутствует учение о переселении душ. Обвинение императора Юстиниана подозрительно похоже на искаженный парафраз «Толкования на Евангелие от Матфея», где Ориген неоднократно называет учение о реинкарнации заблуждением. Цитаты этого сочинения в «Апологии» Памфила вполне соответствуют традиционному греческому оригиналу (по отцам-каппадокийцам) и латинскому переводу Оригена. Текст Оригена из тринадцатой книги «Толкования на Евангелие от Матфея» критически моделирует логику многократной реинкарнации души в человеческие тела. Оригеновская критика реинкарнации связана с эсхатологией. Ориген обосновывает свое неприятие концепции о бесконечности мира тем, что бесконечное принципиально непостижимо в том числе и для Бога. Антропологическая концепция реинкарнации относится не к Оригену, а к более поздним переинтерпретациям оригенистов и монофизитов.
"Скрижали" © 2011-2020 http://luhot.ru/