05. "Скрижали": библейский журнал
Постоянная ссылка разделаhttps://elib.minda.by/handle/123456789/10
Информация
«Скрижали»: библейский журнал — специализированное научное издание, которое представляет исследования, посвященные изучению Священного Писания Ветхого и Нового Завета. В период с 2011 по 2021 год журнал издавался в двух сериях: «Ветхозаветные исследования» и «Новозаветные исследования». С 2021 года выходит в свет не реже двух раз в год. Журнал предназначен для богословов, религиоведов, культурологов, а также всех, кто интересуется библеистикой. В качестве приложения к альманаху издаются научные монографии, посвященные рассмотрению отдельных проблем современной библеистики, а также сборники статей студентов. Журнал участвует в организации и проведении научных конференций по библеистике, в том числе студенческих конференций.
Главный редактор, составитель и учредитель журнала — архимандрит Сергий (Акимов, Виталий Викторович), доктор богословия, профессор, профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Мефодия и Кирилла.
«Скрижали» включены в Общецерковный перечень рецензируемых изданий, в которых должны публиковаться результаты исследований соискателей церковных ученых степеней доктора богословия, доктора церковной истории и кандидата богословия.
Зарегистрированы в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ), договор № 112-03/2017 от 09.03.2017 г.
Рекомендованы к изданию кафедрой библеистики и богословия Минской духовной академии.
Просмотреть
Результаты поиска
Публикация Антропологические интерпретации Быт. 1:26 у Иринея Лионского(Издательство Минской духовной академии, 2023) Данилов, Андрей ВладиленовичСвященномученик Ириней Лионский – первый христианский богослов, который широко использует библейский стих Быт. 1:26 при построении антропологической модели. При творении человека Бог обращается к Сыну и Духу: Отец постановляет, Сын устраивает, а Дух питает и взращивает. Человек – образ образа Божия, т. е. Логоса. В отличие от подобия (similitudo), образ (imago) относится к плотскости человека, к телесности человека и Сына Божия Иисуса Христа, в этом они являются образом невоплощенного Логоса. Наблюдается сходство с иудаистским богословием. В отличие от образа, подобие было утрачено человеком и восстановлено Логосом, уподобившим человека невидимому Отцу. Человек создан по образу Сына и по подобию Отца. Мы потеряли в Адаме бытие по образу и подобию, т. к. остался только образ. Итак, образ и подобие различны. По образу, но не по сущности, сходно материальное начало человека, по подобию сходно психическое начало человека. Человек, будучи наделен разумом, в этом отношении подобен Богу, обладает свободой воли и самоопределением. Подобие Богу заключается в разуме и свободе (автономии) человека, которые относятся к его естественным функциональным свойствам. Поэтому он сам является для себя причиной того, что становится иногда добрым зерном, а иногда просто плевелами. У священномученика Иринея мы найдем значительно более разработанную, чем у апологетов антропологию. Человек – незавершенное творение, неспособное хранить общность с Богом, т. к. еще не достиг богоподобия, которое является не антропологической заданностью, а целью человеческого совершенствования. Эта концепция соответствует раввинистической антропологии раннеиудейского богословия того времени.Публикация Библейские и небиблейские элементы в антропологии святителя Григория Богослова(Издательство Минской духовной академии, 2022) Данилов, Андрей ВладиленовичГригорий Назианзин говорит о двух природах в человеке (двойственность): божественной и животной. Человек – сложносоставное существо. Аксиология телесности у Григория Назианзина характерно платоническая. Он использует элементы антропологии Платона и Филона Александрийского. У Григория Назианзина к образу Божию относятся разумность и способность к творчеству, присущие каждому человеку согласно творческому замыслу Бога. Спасение реализуется в диалектике благодати и свободы воли. Двойственность человека – возможность боговоплощения. Антропология и христология сотериологочески накладываются друг на друга. Антропология и онтология соединяются в теологической рефлексии об игре Логоса в эйдосах творения. Понятие игры Логоса в богословии Григория Назианзина интерпретируется Максимом Исповедником как таинство вочеловечения Божия. Провиденциальная деятельность Логоса реализуется в диалектике каузального предопределения и экзистенциальной свободы. Григорий Назианзин подобно Оригену соотносит развитие человеческой личности с различными уровнями духовной зрелости, и антропологическая концепция Григория Назианзина, как и у Оригена, предполагает возможность продвижения человека от уровня к уровню через дифференцированные стадии библейского обучения.Публикация Антропологическая матрица гностицизма как контекст формирования раннехристианской антропологии(Минская духовная академия, 2021) Данилов, Андрей ВладиленовичРаннехристианский гностицизм в силу географической локализации большинства его центров на Ближнем Востоке оказал влияние на дальнейшее развитие уже существовавшей в то время ранней формы раввинистической мистики. Гностическая антропология представляет собой один из важнейших критериев упорядочивания античных текстов к гностической литературе. Антропология гнозиса представляет собой эклектический конгломерат религиозных и философских идей. Гностическая антропология делает различие в человеке между божественной субстанцией духа и демиурговой субстанцией души и тела. Общее гностической антропологии: негативная оценка телесности (материальности) и онтологическое принижение души по отношению к духу. Апогеем развития гностического религиозного движения является манихейство, не имеющее ничего общего с православной христологией. В антропологии манихейства тело, несмотря на его негативную оценку как объекта материального мира, получает некоторую роль в процессе спасения по причине его подчиненности сознанию. Не Бог спасает манихейского гностика, а он спасает Бога, освобождая божественный свет от тьмы материи. Следствием двух противоположных аксиологий человеческого тела становится декларируемый «Кельнским кодексом» антропологический дуализм. Гностицизм представляет собой герменевтическую матрицу и негативный контекст раннехристианской богословской гипотезы.Публикация Антропологические воззрения Филона Александрийского в его толкованиях Ветхого Завета(Минская духовная академия, 2020) Данилов, Андрей ВладиленовичАнтропология образа и подобия Божия у Филона не представляет собой систему. Схема истории творения отчасти аналогична талмудическим воззрениям. Человек – образ образа Божия, т.е. Логоса. Образ Божий в человеке – разум, который должен стать добродетельным на практике. Филон Александрийский создает концепцию небесного человека и двух творений: человек – это композит из божественной и животной природы. Человек позиционирован на границе смертной (тело) и бессмертной (разум) природы и причастен обеим. Адам с самого начала имел в сердце своем наклонность к злу. Адам в акте грехопадения запятнал свой ум. Филон адепт платонической философии, но он использует ее в модифицированном виде. Антропология Филона базируется на синтезе стоической этики с платонической космологией, над которыми надстраивается ветхозаветное учение о творении человека. Сотериология Филона базируется на антропологии и этике, выходящих за рамки раннераввинистического богословия. Рецепция его антропологии в последующем повлияла на становление александрийского раннехристианского богословия.Публикация Десять Заповедей и их значение для духовного развития человечества(Ковчег, 2011) Синило, Галина ВениаминовнаДесять Заповедей – предельно знакомое каждому человеку словосочетание. Именно они до сих пор составляют аксиологический фундамент монотеистического мира. Именно они, согласно Библии, прозвучали из уст Самого Господа в момент Синайского Откровения. Именно они были начертаны перстом Божиим на двух сапфировых Скрижалях, а затем, когда драгоценные Скрижали были в гневе и отчаянии разбиты пророком Моисеем, – на двух Скрижалях из простого камня. Именно для них был сооружен Ковчег Завета, который левиты пронесли на своих плечах все сорок лет блуждания народа Израиля по пусты-не. Именно их повторит и прокомментирует пророк Мои-сей перед смертью своему народу.Публикация Социально-психологическое измерение трансформации Бого – человеческих отношений: путь от коллективного сознания к сердцу отдельно взятого человека(Ковчег, 2013) Богданенков, Александр СергеевичЕсли снять розовые очки чуждой Слову Божьему герменевтики и взглянуть глазами стороннего наблюдателя на мир Ветхого Завета, без смягчающих обстоятельства комментариев, не обходя острых углов, то можно увидеть, как жесток был тот мир, как много странного, непонятного и пугающего было в нём.Публикация Совесть как антропологическая категория в Ветхом Завете(Ковчег, 2014) Раздоров, Алексей Николаевич; иерейОсобенности ветхозаветной антропологии. Феномен совести в МТ.Публикация Человек в системе библейского мировосприятия. Опыт прочтения первых глав книги Бытие(Ковчег, 2015) Тихомиров, Борис АлексеевичЛюбое слово Священного Писания о Боге неизменноподразумевает человека. Равно человек в системе библейского мировосприятия не представим без Бога. Это аксиома библейского богословия. Невозможно в рамках Библии ставить и решать «чисто» антропологическую проблему, либо «чисто» богословскую. Для Священного Писания всегда существенным являются отношения – Бога к миру и человеку и, наоборот, человека к Богу и миру. Отношения, которые естественно моделируются фигурой «векторного треугольника», Бог–человек–мир, со сложными взаимообразными отношениями между вершинами как основными точками приложения сил.Публикация Исторический экскурс в исследование вопроса о происхождении и определении антропологического понятия συνείδησις апостола Павла в западной библеистике(Минская духовная академия, 2016) Раздоров, Алексей Николаевич; иерейВ статье рассматривается история исследования понятия συνείδησις в научных богословско-экзегетических изысканиях известных западных библеистов XIX-XX веков. Основной акцент сделан на дискуссии о происхождении и значении данного антропологического термина. Особое внимание автор уделяет изменениям взгляда многих исследователей на библейское новозаветное понимание συνείδησις у апостола Павла. С этой целью в статье представлены взгляды на возможные коннотации, которые мог заложить апостол Павел в концепцию συνείδησις.Публикация Рим. 2:15: Συνείδησις язычников или совесть как общеантропологический феномен(Минская духовная академия, 2017) Раздоров, Алексей Николаевич; иерейВ настоящее время люди используют слово «совесть», связывая его с установленными в обществе нравственными нормами. Христиане зачастую употребляют это понятие со значением «голоса Бога» внутри человека, который звучит у верующего и даже у неверующего. Таким образом, полагают, что феномен «совести» присущ каждому человеку, отчего он является общеантропологическим. Об общеантропологическом значении совести нам говорит и Священное Писание, где и словом «совесть» часто переводится греческий тер-мин «sunei,dhsij».