2021: Труды Минской духовной академии №2 (19)
Постоянная ссылка коллекцииhttps://elib.minda.by/handle/123456789/1570
Просмотреть
Публикация «KΕΦΑΛΉ» – «ГЛАВА» ИЛИ «ПОДЧИНЕНИЕ» В ПОСЛАНИЯХ АПОСТОЛА ПАВЛА(Минская духовная академия, 2021) Лермонтова, Мария (Лермонтова, Татьяна Николаевна; монахиня); Мария (Лермонтова, Татьяна Николаевна; монахиня)Статья посвящена богословскому анализу значения слова «Κεφαλή» (kephale), которое неоднократно встречается в посланиях апостола Павла (1 Кор. 11:3, Еф. 5:2) и вызывает диалектические разногласия среди ученых богословов и языковедов. Статья фокусируется на богословской и святоотеческой интерпретации стихов из апостольских посланий, содержащих настоящий термин. В ней отмечается, что в апостольском послании речь не идет об отношениях между полами в социуме, а говорится об отношениях мужчины и женщины в браке, где подчинение жен своим мужьям является одним из элементов брачного союза, который заключается в призыве к женам подчиняться мужьям. Также подчеркивается, что этический элемент в послании апостола Павла проявляется не только в призыве к женам повиноваться своим мужьям, но и в призыве к мужьям любить своих жен. Чтобы понять, заявляет ли апостол Павел, употребляя слово «Κεφαλή», о приоритете мужчины над женщиной, в статье анализируется проблема субординации между мужчиной и женщиной в свете учения о монархии (единоначалии) в Святой Троице Бога Отца, потому что сотворенность человека по образу Божию выявляет в человеке личность, а именно Святая Троица являет нам образец межличностного общения.Публикация ЖИЗНЬ И МИСТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ МИТРОПОЛИТА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО И НОВГОРОДСКОГО МИХАИЛА (ДЕСНИЦКОГО) (1761–1821): ИСТОРИОГРАФИЯ ВОПРОСА(Минская духовная академия, 2021) Кирко, Артемий (Артур) Сергеевич; иерейМитрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Михаил (Десницкий) в начале XIX ст. занимал должность Первоприсутствующего члена Святейшего Синода, возглавлял столичную кафедру, принимал участие в реформах духовного образования и перевода Священного Писания. Таким образом он являлся одним из самых авторитетных церковных деятелей, сыгравшим ключевую роль в развитии Русской Православной Церкви. Важное значение также имели его религиозные взгляды, богословское творчество, под влиянием которых росло следующее поколение архиереев. Несмотря на такую роль в церковной истории России и множество изданных сочинений, дореволюционные публицисты обходили стороной фигуру митрополита Михаила и его литературное наследие, и только часть из них ограничивалась краткими статьями и панегирическими трафаретными жизнеописаниями. Во второй половине ХIX ст. исследователи заговорили о наличии у митрополита Михаила религиозно-мистических взглядов, еще позже появились свидетельства об его участии в масонском движении. Такие открытия показали причину, почему жизнеописатели современники избегали составления подробной биографии бывшего столичного архипастыря. В связи с этим вопрос о крупном и современном исследовании жизни и религиозных взглядов митрополита Михаила становится еще более актуальным. Настоящая публикация на основе собранной различной литературы, в том числе библиографических редкостей, представляет первую систематическую историографию о жизни и мистических взглядах митрополита Михаила (Десницкого).Публикация ЖИЗНЕОПИСАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСТОЯТЕЛЯ ЖИРОВИЧСКОГО МОНАСТЫРЯ АРХИМАНДРИТА НИКОЛАЯ (РЕДУТТО) (1815–1889)(Минская духовная академия, 2021) Гришковец, Агафон (Гришковец, Андрей Сергеевич; иеродиакон); Агафон (Гришковец, Андрей Сергеевич; иеродиакон)Во второй половине XIX в., после упразднения унии, происходило возрождение Жировичского Успенского монастыря. Наибольший вклад в этот процесс внес архимандрит Николай (Редутто), управлявший монастырем более тридцати лет и, одновременно, на протяжении двадцати лет являвшийся смотрителем Жировичского духовного училища. Благодаря энергичности и исключительной хозяйственности архимандрита Николая монастырь преобразился: реконструирован Успенский собор, отремонтированы другие храмы, в которых начали совершаться богослужения, улучшено материальное обеспечение монастыря. В бытность на Литовской кафедре митрополита Иосифа (Семашко) архимандрит Николай нередко совершал освящения храмов в Слонимском уезде, принимал участие в различных епархиальных мероприятиях. Пользуясь большим влиянием в Жировичах, Николай (Редутто) заботился и о благополучии самого местечка.Публикация ПРОТИВОСЕКТАНТСКАЯ МИССИЯ НА БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЛЯХ В КОН. XIX – НАЧ. XX СТ. ПО МАТЕРИАЛАМ «ЕПАРХИАЛЬНЫХ ВЕДОМОСТЕЙ»(Минская духовная академия, 2021) Иванов, Николай АлександровичВ кон. XIX – нач. XX вв. в белорусских епархиях начинается организация противосектантской миссии. Для освещения деятельности миссионеров, популяризации миссии использовались «Епархиальные ведомости». Частота публикаций материалов в выпусках тех лет по этой теме является косвенным показателем уровня интенсивности деятельности миссионеров, сферы их проблемного поля, развития миссии, вовлеченности редакции и архиереев. Примечательно, что в каждой епархии деятельность противосектантских отделов и миссионеров была более подчинена внутренним церковным условиям, а не зависела, например, от численности или активности сектантов. Поэтому, помимо прочего, важнейшими задачами освещения противосектантской миссии в «Епархиальных ведомостях» была популяризация самой миссии, привлечение новых заинтересованных лиц и повышение сектоведческой грамотности духовенства. Можно отметить, что в таких случаях «Епархиальные ведомости» сами становились инструментом миссии, побуждая читателя обращаться к изучению сектантства.Публикация ФЕНОМЕН МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ТЕОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ДИАЛОГА(Минская духовная академия, 2021) Данилов, Андрей ВладиленовичИмпульсы для становления межкультурной теологии исходили от академических предметов, в которых традиционно рассматривались вопросы о взаимоотношениях христианства и культуры, религии и культуры. Межкультурная теология межконфессионально прорабатывает культурную плюрализацию христианства в современных условиях диалога культур и религий. Задача межкультурной теологии как структурного базиса межконфессионального диалога состоит в том, чтобы отразить религиозное многообразие прежде всего посредством герменевтики культуры. Межкультурная теология обеспечивает критическую и конструктивную саморефлексию конфессиональной межкультурной практики. Только через свою культурную конституцию конфессиональная вера становится идентично конкретной и обязательной. Конфессиональная традиция существует как межкультурно сформированный контекст традиции. В каждой инкультурации конфессиональной веры присутствует новое и более глубокое понимание значения этой веры благодаря новым аспектам и вопросам, которые возникают в изменившихся культурных контекстах. Межкультурная теология стимулирует эвристически и герменевтически плодотворные процессы диалогического познания других конфессий. Задача межконфессионального диалога – синхронизировать культурное многообразие форм веры. Задача межкультурной теологии состоит в критическом анализе культурных норм на предмет их интерпретационной способности понимать истины веры.