2020: Труды Минской духовной академии №17
Постоянная ссылка коллекцииhttps://elib.minda.by/handle/123456789/1447
Просмотреть
Публикация Проблемы толкования и перевода Еккл. 1:1(Минская духовная академия, 2020) Акимов, Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит); Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит)В статье представлен комментарий на 1 стих библейской Книги Екклезиаста. Еккл. 1:1 представляет собой заголовок, построенный по схеме, характерной как для библейских учительных и пророческих книг, так и для древних восточных дидактических произведений. Комментарий к данному стиху опирается на Масоретский текст библейской книги, древние и современные переводы и традиционные толкования, а также на современные западные исследования. В статье рассматривается место, которое занимает Еккл. 1:1 в самой Книге Екклезиаста, а также проблемы, которые возникают при понимании, толковании и переводе этого фрагмента: авторство Еккл. 1:1 и Книги Екклезиаста, значение термина «Екклезиаст» и выражения «сын Давида». Термин «Екклезиаст» не является именем собственным, он имеет несколько смысловых оттенков, указывая на проповедника, собирателя мудрости, скептика, задающего сложные вопросы. Эта многозначность может быть частью замысла автора или редактора книги. Автор книги не упоминает имя Соломона, но желал, чтобы читатель увидел в нем именно этого библейского царя. Переводы данного стиха нередко являются попыткой толкования слов «Екклезиаст» и «сын Давида». Если автор книги намеренно создавал перед читателем трудности в понимании терминов, важно сохранять при переводе многозначность этих слов. В анализе текста используются как древние иудейские и христианские толкования отрывка, так и современные комментарии Еккл. 1:1. И древние, и новые комментаторы книги предлагают самые разные толкования ее проблемных мест. Это может свидетельствовать о том, что сам автор книги задумывал ее как книгу-загадку.Публикация Основные аспекты святости в Восточном христианстве и в исламе(Минская духовная академия, 2020) Пронин, Александр Николаевич; протоиерейСтатья посвящена теме святости в христианстве и в исламе. В авраамических религиях, таких как иудаизм, христианство и ислам, понятие святости в полном, абсолютном смысле можно отнести только к Богу. Однако понятие святости нашло свое приложение и в отношении к человеку. Институт святости в христианстве и в исламе развивался по-разному. Сравнительный анализ даёт возможность в общих чертах определить к какому идеалу стремятся последователи этих двух религий, а также выявить общие и отличительные аспекты святости в христианстве Востока и в исламе. Для объективного представления о святости в этих религиях, необходимо рассмотреть взаимоотношения между Богом и человеком. В исламе основополагающим аспектом в этих отношениях является покорность Богу и стремление к безусловному исполнению данных предписаний. Внутри ислама возникло движение суфиев, которое стремилось выйти за рамки ритуальных отношений с Богом и считало высшей добродетелью – любовь к Богу. В среде суфиев появляется понятие «друг Бога», «святой», т.е. человек, достигший более совершенных отношений с Аллахом. Таким образом, в исламе зарождается институт святости среди суфийских братств. В Восточном христианстве отношения между Богом и человеком определяются Откровением в Священном Писании об образе и подобии человека Богу и учением Церкви о Христе, как истинном Боге и Человеке. В христианской антропологии человек может достигнуть святости через соблюдение заповедей и причастности Христу в таинствах, раскрывая в полной мере в себе образ Божий и уподобляясь Богу. Основные аспекты святости в исламе – самоскрытность, противостояние низменным желаниям и любовь к Богу Основные аспекты святости в христианстве Востока – неотмирность, решительная борьба со злом, совершенная любовь.Публикация Виленская духовная семинария в период возглавления архимандритом Филиппом (Морозовым) (ноябрь 1922 – август 1924 гг.)(Минская духовная академия, 2020) Гиндренас, Андрюс ВалдасовичОснованная в 1828 г. Литовская духовная семинария сыграла важнейшую роль в жизни православного населения современной Беларуси и Литвы. Ее основание и история значительно отличаются от истории других семинарий, так как Литовская духовная семинария действовала не только как обычная школа, но также как культурный центр, объединивший духовные силы противников Брестской церковной унии и полонизации белорусского края. Первая мировая война привела к серьезным негативным последствиям для духовной семинарии, тем не менее, учебное заведение после вынужденной эвакуации в военное время (1915–1918 гг.) возродилась на прежнем месте в 1919 г. уже в составе Польской Республики. С этого момента государственно-политические и общецерковные обстоятельства, в которых протекала жизнь учебного заведения, изменились кардинальном образом. Статья посвящена обзору деятельности Виленской духовной семинарии в период ректорства архимандрита Филиппа (Морозова) (ноябрь 1922 – август 1924 гг.). Описываются вызовы, с которыми столкнулась возрожденная духовная школа: восстановление учебного процесса после ухода прежнего ректора Вячеслава Васильевича Богдановича, требования лояльности сотрудников к автокефальному вектору Польской православной митрополии, предпосылки полонизации учебного процесса, конфликт с Виленской белорусской гимназией, причины увольнения ректора.Публикация Концепция «Ecclesia sui iuris» в документах II Ватиканского Собора(Минская духовная академия, 2020) Каврига, Дмитрий Игоревич; иерейВ предложенной статье делается попытка проанализировать историю появления и утверждения в официальной законодательной базе католического канонического права феномена «Ecclesia sui iuris». При этом произошедшие исторические события рассматриваются, прежде всего, с призмы оценки позиции канонического права тех или иных действий, в принятии решений со стороны руководства обеих Церквей. Этот чисто юридико-канонический момент на первый взгляд кажется представляющим сугубый интерес лишь для церковных юристов и академической школы. Однако сам феномен и его практическое применение в жизни Римо-Католической Церкви напрямую влияют на экклезиологию, касаясь каждого верующего как christifidelis. Данный аспект не изучался подробно в научной литературе и трудах как отечественных, так и западных юристов, богословов. Автор пытается обратить внимание на ключевые моменты хода II Ватиканского Собора и выявление мотивов его отцов-участников, механизмы принятия ключевых для развития католической Церкви решений.Публикация Кафоличность Церкви и соборный институт Церкви в богословии протопресвитера Николая Афанасьева(Минская духовная академия, 2020) Кулага, Виктор Викторович; иерейВ статье рассматривается тема кафоличности Церкви в богословском наследии протопресвитера Николая Афанасьева, который раскрывает ее в рамках евхаристической и универсальной экклезиологии. Евхаристическая экклезиология Афанасьева выявляет значение кафоличности для понимания природы и устройства поместной Церкви, основанной на принципе единства и полноты, которые осуществляются в ее Евхаристии и служении епископа. По мысли Афанасьева, дальнейшее принятие положений универсальной экклезиологии препятствует осуществлению кафоличности Церкви на универсальном уровне. В данном исследовании автор анализирует попытку решения Афанасьевым этой проблемы в контексте евхаристической экклезиологии и указывает на слабые стороны в его осмыслении кафоличности как признака единой вселенской Церкви и понимании соборного института Церкви, его природы и роли в церковной жизни.Публикация Officium stratoris в церковно-государственных отношениях в Византии в XIII в.(Минская духовная академия, 2020) Евтуховский, Валерий Саввович; иерейВ статье рассматривается влияние церемонии officium stratoris или «услужения конюшего» на церковно-государственные отношения в Византии в XIII в. Текст Donatio Constantini, в котором предусматривалось проведение особого обряда officium stratoris, имел обширное распространение под влиянием папства. Целью этой церемонии было показать превосходство церковной власти по отношению к светской. В Византии обряд officium stratoris появился вследствие проникновения идей западно-латинского мира в византийское общество, в частности, влияния идей «реформированного» папства. Церемония «услужения конюшего» была воспринята византийцами как унизительная и недостойная императора. Это подтверждается свидетельством историка Иоанна Киннама (XII в.), неизвестного византийского автора полемического памфлета об использовании опресноков (XIII в.). Обряд officium stratoris был распространен в Византийской империи после захвата Константинополя армией четвертого крестового похода в 1204 г. и последующей политической раздробленности территории. Текст Donatio Constantini оказал определенное влияние на совершение этой церемонии в Византии. Впервые officium stratoris совершил Михаил Палеолог во время встречи c патриархом Арсением Авторианом в Никейской империи, в Магнезии, в 1258 г. Обряд officium stratoris был включен в византийский церемониал, в том числе после отвоевания Константинополя Михаилом VIII Палеологом, что свидетельствует о глубоких изменениях в характере церковно-государственных отношений.