Труды Минской духовной академии №№ 1 — 12
Постоянная ссылка разделаhttps://elib.minda.by/handle/123456789/52
Просмотреть
22 результатов
Результаты поиска
Публикация «Правая» церковная оппозиция на Гомельщине в период немецкой оккупации и послевоенные годы (1941–1950)(Минская духовная академия, 2015) Слесарев, Александр ВалерьевичНа протяжении многих десятилетий Гомельская область БССР являлась достаточно крупным очагом «правой» церковной оппозиции. К концу 1930-х гг. антисоветское церковное сопротивление на территории Гомельской области было практически полностью подавлено. В условиях немецкой оккупации священнослужители и православные церковные общины, отказывавшие в признании Московской Патриархии, получили возможность вернуться к легальному существованию. Принимая в пользование храмовые здания и восстанавливая в них полноценную приходскую жизнь, они расширяли влияние движения «непоминающих» в регионе. Пополнение оппозиционного клира происходило за счет рукоположения избранных общинами кандидатов иерархами Украинской Автономной Православной Церкви, а также благодаря выходу священнослужителя из подчинения Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Сергию (Страгородскому). После освобождения территории Гомельской области от немецкой оккупации «непоминающие» общины на протяжении нескольких лет не преследовались и продолжали свободно совершать богослужения в храмах, переданных им оккупационной властью. Ужесточение советской религиозной политики, наметившееся к 1948 г., привело к изъятию у «непоминающих» общин всех храмовых зданий. Наблюдавшееся в кон. 1940-х гг. усиление давления на противников Московской Патриархии вынудило их перейти на нелегальное положение и организовывать общинно-богослужебную жизнь на конспиративных началах. Существование в условиях подполья способствовало формированию специфической «катакомбной» субкультуры, отличавшей «непоминающих» от основной массы православного верующего населения. В основании мировосприятия большинства православных оппозиционеров лежало религиозно мотивированное неприятие советского строя. Последнее обстоятельство побуждало «непоминающих» дистанцироваться от политически лояльных священнослужителей Русской Православной Церкви и при отсутствии собственных клириков приступать к совершению богослужений мирским чином. Широкое распространение апокалиптических чаяний среди противников Московской Патриархии побуждало многих из них принимать тайное монашество. К кон. 1940-х гг. это привело к появлению на Гомельщине целого ряда нелегальных монашеских общин, становившихся духовными и богослужебными центрами церковной оппозиции. Не утрачивая церковного и канонического сознания, при стечении благоприятных обстоятельств «непоминающие» возвращались к традиционным формам организации церковно-приходской жизни, что лишает оснований все обвинения их в сектантстве.Публикация Неизвестный Серно-Соловьевич(Минская духовная академия, 2015) Щеглов, Гордей Эдуардович; иерейВсем, кто когда-либо интересовался историей Слуцка, особенно церковного, знакомо имя Федора Федоровича Серно-Соловьевича - автора исторического очерка «Древне-русский город Слуцк и его окрестности» (Вильна, 1896). Однако попытки разыскать об этом человеке хотя бы минимальные справочные сведения не принесут результата. Выясняется, что не только фамилия малораспространенная, но и известных ее носителей не так уж много. Самые знаменитые: русские революционеры XIX в. братья Александр Александрович и Николай Александрович Серно-Соловьевичи, и их младшая современница - русская оперная певица Елена Михайловна Серно-Соловьевич. Но о Федоре Федоровиче никаких известий. А человек жил, трудился и даже оставил по себе литературную память. Именно это и послужило отправной точкой для настоящего исследования.Публикация Трансформации церковно-приходской жизни православного населения Полоцкой епархии (1839–1917)(Минская духовная академия, 2015) Теплова, Валентина АнатольевнаВ течение 1839 - 1917 гг. Полоцкая епархия переживала сложный процесс постепенного возрождения православия. Если в период 1839-1863 гг. этому процессу мешала нелегальная миссионерская деятельность католического духовенства, то после подавления восстания 1863-1864 гг. до 1905 г., когда между католическим и православным духовенством внешне устанавливаются более спокойные взаимоотношения, прозелитизм католического духовенства приобретает скрытый характер. После выхода указа «Об укреплении начал веротерпимости» 17 апреля 1905 г. начинается новый этап противостояния католичества и православия, который, благодаря развернувшейся миссионерской деятельности православного духовенства и активной деятельности приходских братсв, был преодолен только к 1914 году.Публикация «Записки Иосифа, митрополита Литовского» как источник для исследования возвращения белорусских униатов к православию(Минская духовная академия, 2015) Романчук, Александр Александрович; протоиерейИстория разрыва Брестской унии на Полоцком соборе 1839 года хорошо обеспечена источниками разного характера, в том числе и мемуарами непосредственных участников событий. Записки высокопреосвященного Иосифа (Семашко), митрополита Литовского и Виленского занимают среди прочих воспоминаний об этом судьбоносном для белорусского народа церковно-политическом событии особое место. Именно по инициативе владыки Иосифа в конце 1820-х годов началось сближение белорусских униатов с Православием, без его деятельного участия разрыв унии был бы невозможен. С одной стороны, значение Записок Семашко подогревает интерес историков к ним, с другой, - ставит перед исследователями вопрос доверия к этому источнику. Проблема тем более актуальна, что высокопреосвященный построил свои воспоминания совершенно особым, не типичным для мемуарного жанра образом, что существенно осложняет источниковедческий анализ.Публикация Слуцкие архиереи(Минская духовная академия, 2015) Доронин, Антоний (Доронин, Дионисий Валентинович; архиепископ Гродненский и Волковысский); Антоний (Доронин, Дионисий Валентинович; архиепископ Гродненский и Волковысский)Непосредственно о Слуцких архиереях можно говорить лишь со времени учреждения в 1912 г. Слуцкого викариатства. Тем не менее, Слуцк исстари являлся местом пребывания православных иерархов, которые в разное время проживали там и управляли церковными делами.Публикация История "правой" церковной оппозиции ("иосифлянства") на Гомельщине в 1928 - нач. 1941 гг.(Минская духовная академия, 2014) Слесарев, Александр ВалерьевичНа протяжении длительного времени Гомельский регион являлся достаточно крупным очагом «правой» церковной оппозиции. Малоизвестность этого факта в некоторой степени может быть объяснима отсутствием архиерейского возглавления местных «непоминающих» общин, что не позволило им достигнуть высокой степени консолидации и выступить в качестве организованной силы в отстаивании своих канонических позиций.Публикация Генерал П. О. Бобровский и его книга "Русская греко-униатская церковь в царствование императора Александра I"(Минская духовная академия, 2014) Романчук, Александр Александрович; протоиерейОписанное Павлом Осиповичем Бобровским противостояние униатских «ориенталистов» и «латинников» в первой трети XIX в. является во многом забытой страницей истории. Оно по своему смыслу представляло собой борьбу за духовный выбор белорусского народа, и не было громким, бросавшимся в глаза постороннему наблюдателю. Это ожесточенное столкновение проходило в тишине кабинетов, в коридорах дворцов, в приемных залах сановников, под сводами храмов и монастырей, в классах церковных школ. Там скрипели перья и звучали тихие разговоры. В то же время эта борьба требовала огромного напряжения сил и самоотверженного подвига, потому что ставка в ней была необыкновенно высока.Публикация Проект общего воссоединения униатов с православными в Российской Империи: первоначальный план(Минская духовная академия, 2012) Романчук, Александр Александрович; протоиерейИстория разрыва унии в пределах Российской империи в 1839 г. привлекала и привлекает внимание многих отечественных и зарубежных как церковных, так и светских исследователей. В их числе М. Коялович, И. Чистович, И. Наумович, Г. Киприанович, Н. Извеков, М. Морошкин, Г. Шавельский, Ю. Крачковский, М. Радван, В. Теплова, М. Носко, С. Морозова, Е. Филатова, Е. Миронович, Э. Ликовский и другие. Между тем нельзя сказать, что все аспекты этой темы получили достаточное освещение и на все заключающиеся в ней вопросы получены удовлетворительные ответы. Одной из проблем остается выявление и анализ планов, которые были положены в основание проекта общего воссоединения униатов. Их было два. Первый реализовывался в 1828-30 гг. Второй был предложен в 1832 г., но его приведение в действие имело место уже после Полоцкого собора 1839 г. Оба эти плана были тесно генетически связаны, однако довольно значительно отличались друг от друга некоторыми сторонами подхода к делу. Первоначальный план вызывает особый интерес, поскольку он являлся базовым и в нем в наибольшей степени отражены общие представления тех лиц, усилиями которых уния была разорвана.Публикация Православная Церковь Беларуси в период ее вхождения в состав Российской империи (конец XVIII - начало XX века) : краткий исторический обзор(Минская духовная академия, 2012) Кривонос, Феодор Павлович; протоиерейПосле того, как в результате трех разделов Речь Посполитая прекратила свое существование и белорусские земли были присоединины к Российской империи, в местной церковной жизни наметились некоторые улучшения. Католики и базилиане отчасти присмирели в своей нерасположенности к православным верующим. Был положен конец безумной шляхетской анархии, пагубно влиявшей не только на состояние гражданской жизни, но и церковной. Правительство Екатерины ІІ (1762-1796) продолжило процесс воссоединения униатов с православными, который принес, хотя и незначительные, но всё же результаты. В Могилевской и Полоцкой губерниях в 1795 г. к Православной Церкви было присоединено 105 униатских храмов, 34 священника и около 120000 прихожан. В Минской губернии в 1795-1796 гг. в православие перешло 124 униатских храма, 15 священников и около 85000 прихожан. Обращает на себя внимание тот факт, что в большинстве своем униатское духовенство не спешило оставлять унию. Этому способствовало то, что к концу ХVІІІ в. оно оказалось сильно полонизированным и латинизированным. Кроме того, к возможному переходу униатского духовенства в православие негативно относились местные землевладельцы-католики, различными способами препятствовавшие этому.Публикация Древнейший период истории Белоруссии: основные вехи и главный итог (X - XII вв.)(Минская духовная академия, 2009) Кривонос, Феодор Павлович; протоиерей
- «
- 1 (current)
- 2
- 3
- »