Труды Минской духовной академии №№ 1 — 12

Постоянная ссылка разделаhttps://elib.minda.by/handle/123456789/52

Просмотреть

Результаты поиска

Показано 1 - 10 из 151
  • Изображение обложки
    Публикация
    Слово главного редактора
    (Минская духовная академия, 2015) Акимов, Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит); Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит)
  • Изображение обложки
    Публикация
    Положение об аспирантуре Минской духовной академии
    (Минская духовная академия, 2015)
  • Изображение обложки
    Публикация
    «Правая» церковная оппозиция на Гомельщине в период немецкой оккупации и послевоенные годы (1941–1950)
    (Минская духовная академия, 2015) Слесарев, Александр Валерьевич
    На протяжении многих десятилетий Гомельская область БССР являлась достаточно крупным очагом «правой» церковной оппозиции. К концу 1930-х гг. антисоветское церковное сопротивление на территории Гомельской области было практически полностью подавлено. В условиях немецкой оккупации священнослужители и православные церковные общины, отказывавшие в признании Московской Патриархии, получили возможность вернуться к легальному существованию. Принимая в пользование храмовые здания и восстанавливая в них полноценную приходскую жизнь, они расширяли влияние движения «непоминающих» в регионе. Пополнение оппозиционного клира происходило за счет рукоположения избранных общинами кандидатов иерархами Украинской Автономной Православной Церкви, а также благодаря выходу священнослужителя из подчинения Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Сергию (Страгородскому). После освобождения территории Гомельской области от немецкой оккупации «непоминающие» общины на протяжении нескольких лет не преследовались и продолжали свободно совершать богослужения в храмах, переданных им оккупационной властью. Ужесточение советской религиозной политики, наметившееся к 1948 г., привело к изъятию у «непоминающих» общин всех храмовых зданий. Наблюдавшееся в кон. 1940-х гг. усиление давления на противников Московской Патриархии вынудило их перейти на нелегальное положение и организовывать общинно-богослужебную жизнь на конспиративных началах. Существование в условиях подполья способствовало формированию специфической «катакомбной» субкультуры, отличавшей «непоминающих» от основной массы православного верующего населения. В основании мировосприятия большинства православных оппозиционеров лежало религиозно мотивированное неприятие советского строя. Последнее обстоятельство побуждало «непоминающих» дистанцироваться от политически лояльных священнослужителей Русской Православной Церкви и при отсутствии собственных клириков приступать к совершению богослужений мирским чином. Широкое распространение апокалиптических чаяний среди противников Московской Патриархии побуждало многих из них принимать тайное монашество. К кон. 1940-х гг. это привело к появлению на Гомельщине целого ряда нелегальных монашеских общин, становившихся духовными и богослужебными центрами церковной оппозиции. Не утрачивая церковного и канонического сознания, при стечении благоприятных обстоятельств «непоминающие» возвращались к традиционным формам организации церковно-приходской жизни, что лишает оснований все обвинения их в сектантстве.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Неизвестный Серно-Соловьевич
    (Минская духовная академия, 2015) Щеглов, Гордей Эдуардович; иерей
    Всем, кто когда-либо интересовался историей Слуцка, особенно церковного, знакомо имя Федора Федоровича Серно-Соловьевича - автора исторического очерка «Древне-русский город Слуцк и его окрестности» (Вильна, 1896). Однако попытки разыскать об этом человеке хотя бы минимальные справочные сведения не принесут результата. Выясняется, что не только фамилия малораспространенная, но и известных ее носителей не так уж много. Самые знаменитые: русские революционеры XIX в. братья Александр Александрович и Николай Александрович Серно-Соловьевичи, и их младшая современница - русская оперная певица Елена Михайловна Серно-Соловьевич. Но о Федоре Федоровиче никаких известий. А человек жил, трудился и даже оставил по себе литературную память. Именно это и послужило отправной точкой для настоящего исследования.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Трансформации церковно-приходской жизни православного населения Полоцкой епархии (1839–1917)
    (Минская духовная академия, 2015) Теплова, Валентина Анатольевна
    В течение 1839 - 1917 гг. Полоцкая епархия переживала сложный процесс постепенного возрождения православия. Если в период 1839-1863 гг. этому процессу мешала нелегальная миссионерская деятельность католического духовенства, то после подавления восстания 1863-1864 гг. до 1905 г., когда между католическим и православным духовенством внешне устанавливаются более спокойные взаимоотношения, прозелитизм католического духовенства приобретает скрытый характер. После выхода указа «Об укреплении начал веротерпимости» 17 апреля 1905 г. начинается новый этап противостояния католичества и православия, который, благодаря развернувшейся миссионерской деятельности православного духовенства и активной деятельности приходских братсв, был преодолен только к 1914 году.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Монашеские обеты базилиан по кодексу конституции ордена святого Василия Великого 1791 г.
    (Минская духовная академия, 2015) Гулевич, Авраам (Гулевич, Александр Николаевич; иеродиакон); Авраам (Гулевич, Александр Николаевич; иеродиакон)
    На основе проанализированных положений Кодекса Конституций ордена св. Василия Великого 1791 года можно иметь суждение об исполнении основных монашеских обетов и о степени духовного преуспеяния членов ордена. Нормы данного документа относительно послушания, в частности, возможности проявлять неуступчивость по отношению к настоятелю монастыря, требования о послушании лишь должностным лицам, и только в пределах их полномочий, уважение к настоятелю посредством страха перед наказаниями, стремление удерживать братию в повиновении и прочих аспектах обета послушания в ордене дают недвусмысленную характеристику исполнения этого обета базилианами. Оправдание стяжания личных вещей, использование денежных средств в своих целях монахами ордена открывают нарушение обета нестяжания членами ордена и их более тесный контакт с миром. Введение в обиход ордена четвёртого обета - не стремиться к почётным должностям, своей глубинной причиной имеет нежелание прислушаться к многовековому опыту монашества Восточной Церкви в ее неразрывной традиции с правилами свт. Василия Великого, но стремление к собственному их переосмыслению. Попытки поддержать выдуманные новшества, которых не знало монашество (введение ежегодного повторения обетов) состояние упадка духа аскетизма в ордене, не изменило (по свидетельству самих же униатов). Стоит также отметить неоднозначное положение настоятелей базилианских монастырей, в частности того, что, духовным авторитетом для братии своей обители они могли не являться, и не служить ориентиром подвижнической жизни. При декларировании свт. Василия Великого «нашим отцом, основателем и законодателем», на деле происходило оправдание послаблений и искажений его монашеских правил и открытое их нарушение, что является свидетельством секуляризации жизни базилиан в конце XVIII века.
  • Изображение обложки
    Публикация
    «Записки Иосифа, митрополита Литовского» как источник для исследования возвращения белорусских униатов к православию
    (Минская духовная академия, 2015) Романчук, Александр Александрович; протоиерей
    История разрыва Брестской унии на Полоцком соборе 1839 года хорошо обеспечена источниками разного характера, в том числе и мемуарами непосредственных участников событий. Записки высокопреосвященного Иосифа (Семашко), митрополита Литовского и Виленского занимают среди прочих воспоминаний об этом судьбоносном для белорусского народа церковно-политическом событии особое место. Именно по инициативе владыки Иосифа в конце 1820-х годов началось сближение белорусских униатов с Православием, без его деятельного участия разрыв унии был бы невозможен. С одной стороны, значение Записок Семашко подогревает интерес историков к ним, с другой, - ставит перед исследователями вопрос доверия к этому источнику. Проблема тем более актуальна, что высокопреосвященный построил свои воспоминания совершенно особым, не типичным для мемуарного жанра образом, что существенно осложняет источниковедческий анализ.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Слуцкие архиереи
    (Минская духовная академия, 2015) Доронин, Антоний (Доронин, Дионисий Валентинович; архиепископ Гродненский и Волковысский); Антоний (Доронин, Дионисий Валентинович; архиепископ Гродненский и Волковысский)
    Непосредственно о Слуцких архиереях можно говорить лишь со времени учреждения в 1912 г. Слуцкого викариатства. Тем не менее, Слуцк исстари являлся местом пребывания православных иерархов, которые в разное время проживали там и управляли церковными делами.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Письма святителя Фотия, патриарха Константинопольского
    (Минская духовная академия, 2015) Полховский, Александр Владимирович; иерей
    Эпистолярное наследие Константинопольского патриарха Фотия (род. 810- ум. между 893-897гг.) представляет собой важный источник ценных сведений как о нем самом, так и о положении церковных и, отчасти, государственных дел во второй половине ΙΧ века. Кроме того, в письмах святителя достаточно четко отражен тот духовный путь, который ему пришлось пройти за время своей жизни. В письмах патриарх Фотий предстает пред взором читателя как выдающийся экзегет, заботливый пастырь, мудрый церковный политик.
© Минская духовная академия