Труды Минской духовной академии №№ 1 — 12
Постоянная ссылка разделаhttps://elib.minda.by/handle/123456789/52
Просмотреть
Публикация DAS SOZIALPOLITISCHE DENKEN DER RUSSISCHEN ORTHODOXEN KIRCHE. EINE THEOLOGISCHE GRUNDLEGUNG AUF DER BASIS OFFIZIELLER BEITRAGE SEIT 1988(Минская духовная академия, 2011) Швитер, Кристоф; Рой, Георгий Вячеславович; протоиерейРецензия на диссертацию докторанта богословского факультета Фрибургского университета (Швейцария) Кристофа Швитера 10.10.2011 г.Публикация Александрийская богословская школа (Климент и Ориген) в исследованиях русских патрологов(Минская духовная академия, 2002) Болонников, Александр Семенович; протоиерейРечь на годичном Акте Минской Духовной Семинарии 12 февраля 1993 г. Несложно заметить, насколько возрос в настоящее время интерес, как богословов, так и простых людей, искренно ищущих Истину, к святоотеческому наследию. Издаются и быстро расходятся тиражи творений апологетов, отцов и учителей Древней Церкви. Однако не так часто можно увидеть издания исследований богословов-патрологов, потрудившихся над тем, чтобы святые отцы и учители в своих творениях стали ближе и понятнее нам, а значит, принесли бы нам максимум спасающей пользы.Публикация Антихрист в Священном Писании и богословской литературе(Минская духовная академия, 2011) Башкиров, Владимир Григорьевич; протоиерейПубликация Антропология святого Афанасия Великого(Минская духовная академия, 2006) Скурат, Константин ЕфимовичСвятитель Афанасий Великий (+373), именуемый за чистоту веры и святость жизни отцом Православия, строго следуя указаниям святой Библии, отводит человеку особое—исключительное место в тварном мире. Александрийский Архипастырь размышляет: «Преимущественно пред всем, что на земле, сжалившись над человеческим родом и усмотрев, что по закону собственного бытия не имеет он достаточных сил пребывать всегда, Бог даровал людям нечто большее», чтобы они, став словесными, жили «истинною жизнью, и в подлинном смысле—жизнью святых в раю» (1: 195).Публикация Архиепископ Феофан (Быстров): жизнь как подвиг(Минская духовная академия, 2006) Болонников, Александр Семенович; протоиерейАрхиепископ Феофан (в миру Василий Дмитриевич Быстров) родился в селе Подмошье, Лужского уезда, С.-Петербургской губернии. Не все источники единогласны в указании даты его рождения, что чаще всего объясняется путаницей старого и нового стиля. При этом наибольшее огорчение вызывают искаженные данные, приводимые в современных энциклопедических изданиях11. Правильной датой рождения Василия Быстрова необходимо считать 31 декабря 1873 года, о чем свидетельствует вид на жительство в г. Лимерэ, составленный на основании паспорта архиепископа Феофана...Публикация Беларусь: государство, религия, общество(Минская духовная академия, 2007) Вахромеев, Филарет(Вахромеев, Кирилл Варфоломеевич; митрополит; первый Патриарший Экзарх всея Беларуси); Филарет (Вахромеев, Кирилл Варфоломеевич; митрополит; первый Патриарший Экзарх всея Беларуси)Доклад на конференции “Беларусь: религия, государство, общество” 7 июня 2007 г. Минская духовная академия. Своевременность научно-исторического, философского и социально-нравственного осмысления ключевых понятий, составляющих тему конференции, более чем очевидна. Об этом свидетельствует не только объективный ход мировой истории, но и положение дел в нашем национальном доме. И потому для нашего государства и для белорусского общества участие Церкви в обсуждении этих проблем не менее важно, чем для самой Белорусской Православной Церкви в частности.Публикация Библейские прообразы в Пасхальных поучениях святителя Кирилла, епископа Туровского(Минская духовная академия, 2010) Бубнов, Павел Владиленович; протодиаконВ православном богослужении и богословии праздник Пасхи, продолжающийся сорок дней, тесно связан со Священным Писанием Ветхого Завета. В Символе веры христиане исповедуют, что Господь Иисус Христос воскрес «…в третий день по писанием», под «писаниями» понимая именно Ветхий Завет: книги Моисеевы, книги мудрости и книги пророческие. Воскресший Господь, согласно евангелиям, являясь ученикам, приводил им множество пророчеств и свидетельств Священного Писания о Своих Смерти и Воскресении.Публикация Благословение или проклятие? Традиционные и либеральные ценности в споре между христианством и западной цивилизацией(Минская духовная академия, 2010) Алфеев, Иларион (Алфеев, Григорий Валерьевич; митрополит); Иларион (Алфеев, Григорий Валерьевич; митрополит)Доклад на Мировом общественном форуме «Диалог цивилизаций», Гавана (Куба), 27-30 марта 2005 годаПубликация Богодухновенность Писания - основа библейского учения о Святом Духе и о Таинствах Церкви(Минская духовная академия, 2008) Васин, Алексей Владимирович; протоиерейПубликация Богословие – дело Церкви(Минская духовная академия, 2003) Вахромеев, Филарет(Вахромеев, Кирилл Варфоломеевич; митрополит; первый Патриарший Экзарх всея Беларуси); Филарет (Вахромеев, Кирилл Варфоломеевич; митрополит; первый Патриарший Экзарх всея Беларуси)СЛОВО в Богословской школе Святого Креста Американской Архиепископии Константинопольского Патриархата (Бруклайн, Массачусетс) 4 февраля 2003 г.Публикация Богословие Дидима Слепца по его комментариям на Книгу Иова(Минская духовная академия, 2009) Морза, Иоасаф (Морза, Александр Николаевич; архимандрит); Иоасаф (Морза, Александр Николаевич; архимандрит)Публикация «Вера и разум» в свете проблемы соотношения светского и духовного образования(Минская духовная академия, 2006) Лепин, Сергей Леонидович; протоиерейСегодня светское образование осознало свою неспособность в единоличном формировании мировоззрения человека, так как далеко не все в человеке и обществе исчерпывается сферой научного. Государство, столкнувшись с глобальным истощением нравов и бездуховностью, с надеждой обратилось в сторону Церкви. Слава Богу, с течением времени все больше и больше специалистов склоняются к тому мнению, что и Церковь должна участвовать в воспитании и образовании граждан Отечества. Однако требование «надо!» неминуемо порождает вопрос «как?». Помимо правовых, конфессиональных, экономических и всему этому подобных вопросов, появляется и еще один – не вене важный и трудный: вопрос о том, как соотносятся светская и духовная форма образования и соотносятся ли вообще?Публикация Вероучение Церкви и святые отцы(Минская духовная академия, 2012) Алфеев, Иларион (Алфеев, Григорий Валерьевич; митрополит); Иларион (Алфеев, Григорий Валерьевич; митрополит)Актовая речь при вручении диплома доктора богословия в Минской духовной академии 6 марта 2012 годаПубликация Вопрос о титуле московского патриарха и наименовании Русской Церкви в 1917-1943 гг.(Минская духовная академия, 2009) Бубнов, Павел Владиленович; протодиаконПубликация Воскресение мертвых в истории религиозной мысли и святоотеческом предании(Минская духовная академия, 2012) Башкиров, Владимир Григорьевич; протоиерейВслед за пришествием Господним последует воскресение мертвых, по-гречески «anastasis ek nekron». Лексема «anastasis» имела в древнегреческом языке несколько самых разных значений: а) сооружение (здания), восстановление; б) разрушение, уничтожение; в) изгнание (из родной земли), переселение, исход; г) вставание с места, пробуждение от сна; д) воскресение, восстание из мертвых. Св. Апостол Павел выбирает из этого многообразия оттенков значение «воскресение» и использует его как специальное выражение для обозначения будущего восстания мертвых.Публикация Воспитание воли православного христианина(Минская духовная академия, 2012) Вениамин (Тупеко, Виталий Иванович; митрополит Минский и Заславский); Тупеко, Вениамин (Тупеко, Виталий Иванович; митрополит Минский и Заславский)В бесконечном разнообразии сил и способностей человеческой души следует отметить, в первую очередь, три наиболее существенные: умственную, волевую и сердечную. Остановим свое внимание на волевой составляющей, так как в зависимости от направления воли деятельность человека получает свою качественную характеристику, что в свою очередь сказывается на состоянии души: доставляет ей здравие и покой, либо болезнь и смерть. Поэтому необходимо правильно воспитывать свою волю, и к этому имеются средства как чисто нравственные, так и религиозные. Первого рода средства: самоиспытание, бдительность, самообуздание или самодисциплинирование, - доступны каждому человеку, ищущему совершенства. Но при прочих равных условиях для христианина, по сравнению с другим человеком, они могут принести несравненно лучший результат, так как привлекают в помощь божественную благодать.Публикация Воссоединение униатов и исторические судьбы белорусского народа(Минская духовная академия, 2003) Романчук, Александр Александрович; протоиерейВоссоединение униатов с Православной Церковью, произошедшее на Полоцком соборе 1839 г., является одним из важнейших событий истории белорусского народа. Несмотря на достаточную исследованность исторической наукой этого события, оно остается предметом не только споров, но и политически ангажированных спекуляций, и откровенной лжи. Это свидетельствует о том, что волны, поднятые воссоединением, не улеглись. До сих пор ликвидация унии влияет на ход общественной и политической жизни в Беларуси.Публикация Второе возрождение Минской Духовной Семинарии и задачи Духовной Школы на рубеже XXI века(Минская духовная академия, 2002) Филь, Леонид (Филь, Феодосий Митрофанович; епископ Туровский и Мозырский); Леонид (Филь, Феодосий Митрофанович; епископ Туровский и Мозырский)Речь на Юбилейном Акте Минской Духовной Семинарии 16 сентября 1999 г. Сегодня Минская Духовная Семинария отмечает 10-летний Юбилей с того времени, как впервые, после 26-летнего перерыва, прозвучали богословские лекции в стенах этого древнего монастыря, что ознаменовало собой возрождение духовного образования в Белоруссии. Десять лет—это сравнительно небольшой отрезок времени, но после жестоких притеснений, перенесенных Православной Церковью в XX веке, этот Юбилей является важной датой, которую следует относить к числу исторических. Ведь каждый день, месяц, год деятельности Духовной школы несут с собой ни с чем несравнимую надежду на общенародное религиозное возрождение, залогом которого является образованное пастырствоПубликация Генерал П. О. Бобровский и его книга "Русская греко-униатская церковь в царствование императора Александра I"(Минская духовная академия, 2014) Романчук, Александр Александрович; протоиерейОписанное Павлом Осиповичем Бобровским противостояние униатских «ориенталистов» и «латинников» в первой трети XIX в. является во многом забытой страницей истории. Оно по своему смыслу представляло собой борьбу за духовный выбор белорусского народа, и не было громким, бросавшимся в глаза постороннему наблюдателю. Это ожесточенное столкновение проходило в тишине кабинетов, в коридорах дворцов, в приемных залах сановников, под сводами храмов и монастырей, в классах церковных школ. Там скрипели перья и звучали тихие разговоры. В то же время эта борьба требовала огромного напряжения сил и самоотверженного подвига, потому что ставка в ней была необыкновенно высока.Публикация Геронтодицея: старчество как оправдание старости(Минская духовная академия, 2011) Вахромеев, Филарет(Вахромеев, Кирилл Варфоломеевич; митрополит; первый Патриарший Экзарх всея Беларуси); Филарет (Вахромеев, Кирилл Варфоломеевич; митрополит; первый Патриарший Экзарх всея Беларуси)