Труды Минской духовной академии №№ 1 — 12
Постоянная ссылка разделаhttps://elib.minda.by/handle/123456789/52
Просмотреть
Публикация Александрийская богословская школа (Климент и Ориген) в исследованиях русских патрологов(Минская духовная академия, 2002) Болонников, Александр Семенович; протоиерейРечь на годичном Акте Минской Духовной Семинарии 12 февраля 1993 г. Несложно заметить, насколько возрос в настоящее время интерес, как богословов, так и простых людей, искренно ищущих Истину, к святоотеческому наследию. Издаются и быстро расходятся тиражи творений апологетов, отцов и учителей Древней Церкви. Однако не так часто можно увидеть издания исследований богословов-патрологов, потрудившихся над тем, чтобы святые отцы и учители в своих творениях стали ближе и понятнее нам, а значит, принесли бы нам максимум спасающей пользы.Публикация Мученический и исповеднический подвиг могилевских святителей XX века: Феодосия (Ващинского), сщмч. Павлина (Крошечкина) и Александра (Раевского)(Минская духовная академия, 2002) Кривонос, Феодор Павлович; протоиерейРечь на годичном Акте Минской Духовной Семинарии 12 февраля 2002 г. В начале XX столетия, незадолго до известных социальных бурь и военных лихолетий, в Могилеве, являвшимся одним из крупнейших епархиальных центров дореволюционной Белоруссии, был возведен новый православный храм, освященный во имя Трех Святителей—Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Сегодня он действует в качестве кафедрального собора Могилевской епархии и представляет собой редкий пример храма, уцелевшего в водовороте тех потрясений, которые пережило наше общество в XX веке. Этот храм стал последним монументальным культовым сооружением из построенных в Могилеве до революции.Публикация Творения святителя Кирилла Туровского (Библиографический указатель изданий, имеющихся в библиотеках Минской Духовной Семинарии и Свято-Успенского Жировичского монастыря на церковно-славянском, русском и белорусском языках)(Минская духовная академия, 2002) Соколов, Афанасий (Соколов, Юрий Николаевич; архимандрит); Афанасий (Соколов, Юрий Николаевич; архимандрит)Появление на свет данного библиографического указателя было вызвано в первую очередь учебно-практической задачей—выявить в жировичских библиотеках (семинарии и монастыря) все имеющиеся издания творений святителя Кирилла Туровского для того, чтобы, исходя из результатов такого описания, можно было бы эффективнее организовать самостоятельную работу воспитанников Минских духовных школ, изучающих наследие русского Златоуста по предметам «Восточнославянская духовная литература» (4-й курс семинарии) и «Творения святителя Кирилла Туровского» (2-й и 3-й курсы академии).Публикация Минская Духовная Семинария в годы ее первого возрождения(Минская духовная академия, 2002) Антоник, Виталий Кириллович; протоиерейРечь на годичном Акте Минской Духовной Семинарии 12 февраля 1999 г. Весь христианский мир готовится достойно встретить величайшее торжество – двухтысячелетие Рождества Христова. Но, кроме этого юбилея, общего для всех христиан, в каждой Поместной Церкви, в каждой составной части той или иной Церкви, вспоминаются и отмечаются сугубо свои, пусть скромные в масштабе общецерковном, но для них важные и дорогие события.Публикация Учение святого праведного Иоанна Кронштадтского о Евхаристии(Минская духовная академия, 2002) Хома, Иоанн (Хома, Лев Данилович; архиепископ Брестский и Кобринский); Иоанн (Хома, Лев Данилович; архиепископ Брестский и Кобринский)Речь на годичном Акте Минской духовной Семинарии 12 февраля 2000 года. Кронштадтский пастырь совершал Божественную литургию ежедневно и часть своих дневных переживаний запечатлевал в своем дневнике «Моя жизнь во Христе». Особенно ценны эти высказывания тем, что они являют собой не надуманные советы, не отвлеченные размышления, а пережитое, взятое из собственного опыта, из его «жизни во Христе». В литургии отец Иоанн видит последовательное воспоминание всей жизни Спасителя.Публикация Кафолический и национальный аспекты в жизни Православной Церкви(Минская духовная академия, 2002) Повный, Геннадий Петрович; протоиерейРечь на годичном Акте Минской Духовной Семинарии 12 февраля 1993 г. В настоящем докладе мы остановимся на одном из перечисленных свойств или признаков, а именно, изложим сначала православное учение о соборности или кафоличности Святой Церкви, хотя здесь следует заметить, что все свойства Церкви нельзя мыслить обособленно. Они, так сказать, «нераздельны и неслиянны».Публикация Второе возрождение Минской Духовной Семинарии и задачи Духовной Школы на рубеже XXI века(Минская духовная академия, 2002) Филь, Леонид (Филь, Феодосий Митрофанович; епископ Туровский и Мозырский); Леонид (Филь, Феодосий Митрофанович; епископ Туровский и Мозырский)Речь на Юбилейном Акте Минской Духовной Семинарии 16 сентября 1999 г. Сегодня Минская Духовная Семинария отмечает 10-летний Юбилей с того времени, как впервые, после 26-летнего перерыва, прозвучали богословские лекции в стенах этого древнего монастыря, что ознаменовало собой возрождение духовного образования в Белоруссии. Десять лет—это сравнительно небольшой отрезок времени, но после жестоких притеснений, перенесенных Православной Церковью в XX веке, этот Юбилей является важной датой, которую следует относить к числу исторических. Ведь каждый день, месяц, год деятельности Духовной школы несут с собой ни с чем несравнимую надежду на общенародное религиозное возрождение, залогом которого является образованное пастырствоПубликация Православие и медицина(Минская духовная академия, 2002) Вахромеев, Филарет(Вахромеев, Кирилл Варфоломеевич; митрополит; первый Патриарший Экзарх всея Беларуси); Филарет (Вахромеев, Кирилл Варфоломеевич; митрополит; первый Патриарший Экзарх всея Беларуси)Речь по случаю вручения диплома доктора honoris causa в Гродненском Государственном медицинском университете 31 мая 2001 г. Медицина как наука о здоровье уделяет внимание человеку в его болезненном состоянии. От нее также неотъемлемо постоянное попечение о предупреждении болезней. Медицина обращается, прежде всего, к телу человека, то есть к физическому организму. Но в не меньшей степени науку интересует душевная сторона человеческой жизни, ибо она, чем дальше—тем больше, сталкивается с расстройствами психики и нервной системы человека.Публикация История Минской духовной семинарии(Минская духовная академия, 2002) Корзун, Стефан (Корзун, Игорь Петрович; архиепископ Пинский и Лунинецкий); Стефан (Корзун, Игорь Петрович; архиепископ Пинский и Лунинецкий)При содействии митрополита Самуила из Киевской Академии были присланы в Слуцк наставники. 15 сентября 1785 года семинария была открыта, и в горнице монастырской трапезы началось учение. В начале существовали только два грамматических класса: низший и высший. Обучались 25 воспитанников—дети духовенства. По своему месту пребывания в Слуцке семинария стала называться Слуцкой. Это название она носила до 1793 года—учреждения Минской епархии—и в отличие от польских поветовых школ называлась «благочестивой семинарией» и «семинарией Его Преосвященства».Публикация «Непогрешимый богослов». Эгидий Римский и его трактат «Ошибки философов»(Минская духовная академия, 2002) Гаврюшин, Николай КонстантиновичЗападная Церковь наделила многих выдающихся мыслителей личными почетными титулами. Так, Ансельма Кентерберийского прозвали чудесным доктором (Doctor magnificus), Бернарда Клервосского доктором медоточивым (Doctor mellifluus); доминиканский орден именовал Альберта Великого доктором универсальным (Doctor universalis) и испытанным (Doctor expertus), а Фому Аквинского ангелическим (Doctor angelicus) и общим (Doctor communis)...Публикация Гомилетика. Теория церковной проповеди(Минская духовная академия, 2003) Бильченко, Феодосий (Бильченко, Павел Захарович; архиепископ); Феодосий (Бильченко, Павел Захарович; архиепископ)Автореферат диссертации на соискание степени магистра богословия.Публикация Жизнь и деятельность Н. Д. Успенского(Минская духовная академия, 2003) Повный, Геннадий Петрович; протоиерейПервый период жизни (1900-1917 гг.). Второй период жизни (1917-1946 гг.). Третий период жизни (1946-1987 гг.). Основные капитальные труды. Научно-литературная деятельность проф. Успенского.Публикация Богословие – дело Церкви(Минская духовная академия, 2003) Вахромеев, Филарет(Вахромеев, Кирилл Варфоломеевич; митрополит; первый Патриарший Экзарх всея Беларуси); Филарет (Вахромеев, Кирилл Варфоломеевич; митрополит; первый Патриарший Экзарх всея Беларуси)СЛОВО в Богословской школе Святого Креста Американской Архиепископии Константинопольского Патриархата (Бруклайн, Массачусетс) 4 февраля 2003 г.Публикация Споры о спиритуалах в Западной Церкви: Эгидий Римский – критик Петра Оливи. Приложение: Эгидий Римский. "Ошибки Петра Оливи" (Перевод Н. К. Гаврюшина).(Минская духовная академия, 2003) Гаврюшин, Николай Константинович; Эгидий РимскийДвижение так называемых спиритуалов в Западной Церкви имеет длительную историю, истоки которой вполне могут быть прослежены в эпоху Тертуллиана, когда аскетический ригоризм и максимализм привел к отделению от Церкви ереси монтанистов. Нужно сказать, что уже тогда у подобных движений появлялись и особые элементы предания, связанные с апокрифами, гностически-окрашенной метафизикой и даже догматическими инвенциями.Публикация Воссоединение униатов и исторические судьбы белорусского народа(Минская духовная академия, 2003) Романчук, Александр Александрович; протоиерейВоссоединение униатов с Православной Церковью, произошедшее на Полоцком соборе 1839 г., является одним из важнейших событий истории белорусского народа. Несмотря на достаточную исследованность исторической наукой этого события, оно остается предметом не только споров, но и политически ангажированных спекуляций, и откровенной лжи. Это свидетельствует о том, что волны, поднятые воссоединением, не улеглись. До сих пор ликвидация унии влияет на ход общественной и политической жизни в Беларуси.Публикация Учение об апокатастасисе до его осуждения на Вселенских Соборах(Минская духовная академия, 2003) Башкиров, Владимир Григорьевич; протоиерейОткрытая лекция в Минских Духовных Академии и Семинарии 4 декабря 2002 года. На первый взгляд проблема апокатастасиса может показаться мало актуальной. Вопрос ведь уже давно решен, и сама тема перестала быть в богословском смысле продуктивной. Но в действительности она совсем не утратила злободневности и остается привлекательной в связи с навязчивой миссией восточных культов с их диалектикой кармы и мистикой посмертного катарсиса и то затухающими, то вновь вспыхивающими спорами вокруг католического учения о чистилище. И то, и другое умозрение содержит элементы близкие или аналогичные феноменологии апокатастасиса.Публикация Забытые гипотезы архиепископа Филарета (Гумилевского) и К. И. Новоструева(Минская духовная академия, 2003) Соколов, Афанасий (Соколов, Юрий Николаевич; архимандрит); Афанасий (Соколов, Юрий Николаевич; архимандрит)Архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский; 1805-1866 гг.) принадлежит к числу замечательных представителей русской богословской и церковно-исторической науки XIX века. Серьезный и вдумчивый ученый, он был одновременно и самоотверженным делателем на ниве церковной, совмещавшим научные труды с бременем многолетнего архипастырского служения в различных епархиях. Ученые изыскания принесли владыке Филарету общероссийскую известность. Архипастырские труды и личное благочестие увековечили имя архиепископа Черниговского в сонме отечественных подвижников [1, 3-103].Публикация Уния "восточного обряда": начало и конец(Минская духовная академия, 2003) Кривонос, Феодор Павлович; протоиерейВвиду недавно отмечавшегося юбилея Брестской церковной унии 1596 г., которая оказалась чревата для нашей истории не лучшими последствиями и в конце концов была отменена на Полоцком Соборе 1839 г., так и не оставив о себе добрых воспоминаний в памяти народной, хотелось бы вновь коснуться темы унии, потому что несмотря на историческую несостоятельность униатской затеи в Белоруссии, в последнее время вокруг этой темы создается ореол актуальности, по существу являющейся искусственной. В определенных кругах интеллигенции питают немалые симпатии к унии, хотят видеть в ней некую национальную религию белорусов, что-то вроде «свайго хрисціянства», «сваёй Царквы».Публикация Русская Православная Церковь и Всемирный совет Церквей: предыстория взаимоотношений в 1946-1948 гг.(Минская духовная академия, 2005) Бубнов, Павел Владиленович; протодиаконВ течение последних 15 лет во многих Поместных Православных Церквях, в том числе в Русской Православной Церкви идут дискуссии о целях православного участия в экуменическом движении. Оппоненты такого участия нередко вспоминают решение Московского Совещания глав и представителей Автокефальных Православных Церквей 1948 г. На этой встрече, в которой участвовали представители большинства Поместных Церквей, была высказана критика в адрес экуменического движения и было принято решение не участвовать в I Ассамблее Всемирного Совета Церквей в Амстердаме.Публикация Проблемы богословской антропологии(Минская духовная академия, 2005) Вахромеев, Филарет(Вахромеев, Кирилл Варфоломеевич; митрополит; первый Патриарший Экзарх всея Беларуси); Филарет (Вахромеев, Кирилл Варфоломеевич; митрополит; первый Патриарший Экзарх всея Беларуси)Вступительное слово на Богословской конференции РПЦ «Учение Церкви о человеке». Москва, Свято-Данилов монастырь, ноябрь 2001 г. В течение всего минувшего XX века многие выдающиеся ученые, философы, богословы, писатели посвятили немало сил исследованию человека. По-разному они пытались ответить на вопрос: что такое человек? Что делает человека человечным, а что, наоборот, превращает человека во врага самого себя и других людей? Почему высокие идеалы гуманизма, провозглашенные в Новое время, не смогли предотвратить тех процессов дегуманизации, свидетелями которых мы были в недавнем прошлом и—увы!—являемся до сего дня?