Труды Минской духовной академии №№ 1 — 12

Постоянная ссылка разделаhttps://elib.minda.by/handle/123456789/52

Просмотреть

Результаты поиска

Показано 1 - 9 из 9
  • Изображение обложки
    Публикация
    Трансформации церковно-приходской жизни православного населения Полоцкой епархии (1839–1917)
    (Минская духовная академия, 2015) Теплова, Валентина Анатольевна
    В течение 1839 - 1917 гг. Полоцкая епархия переживала сложный процесс постепенного возрождения православия. Если в период 1839-1863 гг. этому процессу мешала нелегальная миссионерская деятельность католического духовенства, то после подавления восстания 1863-1864 гг. до 1905 г., когда между католическим и православным духовенством внешне устанавливаются более спокойные взаимоотношения, прозелитизм католического духовенства приобретает скрытый характер. После выхода указа «Об укреплении начал веротерпимости» 17 апреля 1905 г. начинается новый этап противостояния католичества и православия, который, благодаря развернувшейся миссионерской деятельности православного духовенства и активной деятельности приходских братсв, был преодолен только к 1914 году.
  • Изображение обложки
    Публикация
    «Записки Иосифа, митрополита Литовского» как источник для исследования возвращения белорусских униатов к православию
    (Минская духовная академия, 2015) Романчук, Александр Александрович; протоиерей
    История разрыва Брестской унии на Полоцком соборе 1839 года хорошо обеспечена источниками разного характера, в том числе и мемуарами непосредственных участников событий. Записки высокопреосвященного Иосифа (Семашко), митрополита Литовского и Виленского занимают среди прочих воспоминаний об этом судьбоносном для белорусского народа церковно-политическом событии особое место. Именно по инициативе владыки Иосифа в конце 1820-х годов началось сближение белорусских униатов с Православием, без его деятельного участия разрыв унии был бы невозможен. С одной стороны, значение Записок Семашко подогревает интерес историков к ним, с другой, - ставит перед исследователями вопрос доверия к этому источнику. Проблема тем более актуальна, что высокопреосвященный построил свои воспоминания совершенно особым, не типичным для мемуарного жанра образом, что существенно осложняет источниковедческий анализ.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Слуцкие архиереи
    (Минская духовная академия, 2015) Доронин, Антоний (Доронин, Дионисий Валентинович; архиепископ Гродненский и Волковысский); Антоний (Доронин, Дионисий Валентинович; архиепископ Гродненский и Волковысский)
    Непосредственно о Слуцких архиереях можно говорить лишь со времени учреждения в 1912 г. Слуцкого викариатства. Тем не менее, Слуцк исстари являлся местом пребывания православных иерархов, которые в разное время проживали там и управляли церковными делами.
  • Изображение обложки
    Публикация
    История "правой" церковной оппозиции ("иосифлянства") на Гомельщине в 1928 - нач. 1941 гг.
    (Минская духовная академия, 2014) Слесарев, Александр Валерьевич
    На протяжении длительного времени Гомельский регион являлся достаточно крупным очагом «правой» церковной оппозиции. Малоизвестность этого факта в некоторой степени может быть объяснима отсутствием архиерейского возглавления местных «непоминающих» общин, что не позволило им достигнуть высокой степени консолидации и выступить в качестве организованной силы в отстаивании своих канонических позиций.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Православная Церковь Беларуси в период ее вхождения в состав Российской империи (конец XVIII - начало XX века) : краткий исторический обзор
    (Минская духовная академия, 2012) Кривонос, Феодор Павлович; протоиерей
    После того, как в результате трех разделов Речь Посполитая прекратила свое существование и белорусские земли были присоединины к Российской империи, в местной церковной жизни наметились некоторые улучшения. Католики и базилиане отчасти присмирели в своей нерасположенности к православным верующим. Был положен конец безумной шляхетской анархии, пагубно влиявшей не только на состояние гражданской жизни, но и церковной. Правительство Екатерины ІІ (1762-1796) продолжило процесс воссоединения униатов с православными, который принес, хотя и незначительные, но всё же результаты. В Могилевской и Полоцкой губерниях в 1795 г. к Православной Церкви было присоединено 105 униатских храмов, 34 священника и около 120000 прихожан. В Минской губернии в 1795-1796 гг. в православие перешло 124 униатских храма, 15 священников и около 85000 прихожан. Обращает на себя внимание тот факт, что в большинстве своем униатское духовенство не спешило оставлять унию. Этому способствовало то, что к концу ХVІІІ в. оно оказалось сильно полонизированным и латинизированным. Кроме того, к возможному переходу униатского духовенства в православие негативно относились местные землевладельцы-католики, различными способами препятствовавшие этому.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Древнейший период истории Белоруссии: основные вехи и главный итог (X - XII вв.)
    (Минская духовная академия, 2009) Кривонос, Феодор Павлович; протоиерей
  • Изображение обложки
    Публикация
    Колокола и колокольные звоны в духовной жизни Православной Церкви Западной Беларуси
    (Минская духовная академия, 2011) Шатько, Елена Геннадьевна
  • Изображение обложки
    Публикация
    Гістарычныя памылкі ў падручніку гісторыі
    (Минская духовная академия, 2008) Гордун, Сергей Алексеевич; протоиерей
    Экспертнае заключэнне на вучэбны дапаможнiк «Гiсторыя Беларусi XVI-XVIII ст.» для 7 класа. Aўтар Лойка П. А. Мiнск. Выдавецкi цэнтр БДУ, 2004 , 191с.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Православная историко–церковная школа Беларуси XIX-начала XX в.: истоки и традиции
    (Минская духовная академия, 2007) Теплова, Валентина Анатольевна
    Возрождение Православия, которое Беларусь пережила в конце XVIII – начале XX века породило уникальное явление – блестящую плеяду православных историков, мировоззрение и научная деятельность которых еще ждет своего осмысления.
© Минская духовная академия