Труды Минской духовной академии №№ 1 — 12
Постоянная ссылка разделаhttps://elib.minda.by/handle/123456789/52
Просмотреть
Публикация Монашеские обеты базилиан по кодексу конституции ордена святого Василия Великого 1791 г.(Минская духовная академия, 2015) Гулевич, Авраам (Гулевич, Александр Николаевич; иеродиакон); Авраам (Гулевич, Александр Николаевич; иеродиакон)На основе проанализированных положений Кодекса Конституций ордена св. Василия Великого 1791 года можно иметь суждение об исполнении основных монашеских обетов и о степени духовного преуспеяния членов ордена. Нормы данного документа относительно послушания, в частности, возможности проявлять неуступчивость по отношению к настоятелю монастыря, требования о послушании лишь должностным лицам, и только в пределах их полномочий, уважение к настоятелю посредством страха перед наказаниями, стремление удерживать братию в повиновении и прочих аспектах обета послушания в ордене дают недвусмысленную характеристику исполнения этого обета базилианами. Оправдание стяжания личных вещей, использование денежных средств в своих целях монахами ордена открывают нарушение обета нестяжания членами ордена и их более тесный контакт с миром. Введение в обиход ордена четвёртого обета - не стремиться к почётным должностям, своей глубинной причиной имеет нежелание прислушаться к многовековому опыту монашества Восточной Церкви в ее неразрывной традиции с правилами свт. Василия Великого, но стремление к собственному их переосмыслению. Попытки поддержать выдуманные новшества, которых не знало монашество (введение ежегодного повторения обетов) состояние упадка духа аскетизма в ордене, не изменило (по свидетельству самих же униатов). Стоит также отметить неоднозначное положение настоятелей базилианских монастырей, в частности того, что, духовным авторитетом для братии своей обители они могли не являться, и не служить ориентиром подвижнической жизни. При декларировании свт. Василия Великого «нашим отцом, основателем и законодателем», на деле происходило оправдание послаблений и искажений его монашеских правил и открытое их нарушение, что является свидетельством секуляризации жизни базилиан в конце XVIII века.