Труды Минской духовной академии №№ 1 — 12
Постоянная ссылка разделаhttps://elib.minda.by/handle/123456789/52
Просмотреть
Публикация Антропология святого Афанасия Великого(Минская духовная академия, 2006) Скурат, Константин ЕфимовичСвятитель Афанасий Великий (+373), именуемый за чистоту веры и святость жизни отцом Православия, строго следуя указаниям святой Библии, отводит человеку особое—исключительное место в тварном мире. Александрийский Архипастырь размышляет: «Преимущественно пред всем, что на земле, сжалившись над человеческим родом и усмотрев, что по закону собственного бытия не имеет он достаточных сил пребывать всегда, Бог даровал людям нечто большее», чтобы они, став словесными, жили «истинною жизнью, и в подлинном смысле—жизнью святых в раю» (1: 195).Публикация Воскресение мертвых в истории религиозной мысли и святоотеческом предании(Минская духовная академия, 2012) Башкиров, Владимир Григорьевич; протоиерейВслед за пришествием Господним последует воскресение мертвых, по-гречески «anastasis ek nekron». Лексема «anastasis» имела в древнегреческом языке несколько самых разных значений: а) сооружение (здания), восстановление; б) разрушение, уничтожение; в) изгнание (из родной земли), переселение, исход; г) вставание с места, пробуждение от сна; д) воскресение, восстание из мертвых. Св. Апостол Павел выбирает из этого многообразия оттенков значение «воскресение» и использует его как специальное выражение для обозначения будущего восстания мертвых.Публикация Воспитание воли православного христианина(Минская духовная академия, 2012) Вениамин (Тупеко, Виталий Иванович; митрополит Минский и Заславский); Тупеко, Вениамин (Тупеко, Виталий Иванович; митрополит Минский и Заславский)В бесконечном разнообразии сил и способностей человеческой души следует отметить, в первую очередь, три наиболее существенные: умственную, волевую и сердечную. Остановим свое внимание на волевой составляющей, так как в зависимости от направления воли деятельность человека получает свою качественную характеристику, что в свою очередь сказывается на состоянии души: доставляет ей здравие и покой, либо болезнь и смерть. Поэтому необходимо правильно воспитывать свою волю, и к этому имеются средства как чисто нравственные, так и религиозные. Первого рода средства: самоиспытание, бдительность, самообуздание или самодисциплинирование, - доступны каждому человеку, ищущему совершенства. Но при прочих равных условиях для христианина, по сравнению с другим человеком, они могут принести несравненно лучший результат, так как привлекают в помощь божественную благодать.Публикация Жизнеописание преподобного Максима Исповедника(Минская духовная академия, 2006) Башкиров, Владимир Григорьевич; протоиерейБиография преподобного Максима Исповедника достаточно хорошо разработана9. Но всякий раз воспоминание о подвиге великих людей позволяет лучше понять их творчество, и потому имеет смысл вспомнить драматическое житие этого выдающегося подвижника, богослова и страдальца за веру, о котором уже при жизни говорили: «Он был для всех примером удивления, как обладавший знанием и добродетелью, а еще более смиренномудрием и скромностью»10. А по мнению авторитетного исследователя преп. Максима Ларса Тунберга (Lars Thunberg), «личная жизнь Максима важна тем, что отражает всю церковную ситуацию его времени»11. Попробуем восстановить основные этапы его жизненного пути в событиях и лицах.Публикация Православие и медицина(Минская духовная академия, 2002) Вахромеев, Филарет(Вахромеев, Кирилл Варфоломеевич; митрополит; первый Патриарший Экзарх всея Беларуси); Филарет (Вахромеев, Кирилл Варфоломеевич; митрополит; первый Патриарший Экзарх всея Беларуси)Речь по случаю вручения диплома доктора honoris causa в Гродненском Государственном медицинском университете 31 мая 2001 г. Медицина как наука о здоровье уделяет внимание человеку в его болезненном состоянии. От нее также неотъемлемо постоянное попечение о предупреждении болезней. Медицина обращается, прежде всего, к телу человека, то есть к физическому организму. Но в не меньшей степени науку интересует душевная сторона человеческой жизни, ибо она, чем дальше—тем больше, сталкивается с расстройствами психики и нервной системы человека.Публикация Проблема CREATIO и EVOLUTIO в космологии святителя Григория Нисского(Минская духовная академия, 2005) Башкиров, Владимир Григорьевич; протоиерейСпор между сторонниками двух научных направлений креационизма и эволюционизма идет давно. Опубликованные ими книги содержат солидную аргументацию и немало интересных научных данных в пользу именно своей теории. Но вот что настораживает: и та и другая сторона стремятся доказать научную несостоятельность оппонента, практически не желая прислушаться к его доводам и наблюдениям(1).Публикация Проблемы богословской антропологии(Минская духовная академия, 2005) Вахромеев, Филарет(Вахромеев, Кирилл Варфоломеевич; митрополит; первый Патриарший Экзарх всея Беларуси); Филарет (Вахромеев, Кирилл Варфоломеевич; митрополит; первый Патриарший Экзарх всея Беларуси)Вступительное слово на Богословской конференции РПЦ «Учение Церкви о человеке». Москва, Свято-Данилов монастырь, ноябрь 2001 г. В течение всего минувшего XX века многие выдающиеся ученые, философы, богословы, писатели посвятили немало сил исследованию человека. По-разному они пытались ответить на вопрос: что такое человек? Что делает человека человечным, а что, наоборот, превращает человека во врага самого себя и других людей? Почему высокие идеалы гуманизма, провозглашенные в Новое время, не смогли предотвратить тех процессов дегуманизации, свидетелями которых мы были в недавнем прошлом и—увы!—являемся до сего дня?Публикация Сын Божий – Сын Человеческий (Логос-Тропос Христа в творениях преподобного Максима Исповедника)(Минская духовная академия, 2007) Башкиров, Владимир Григорьевич; протоиерейАвтореферат диссертации на соискание степени магистра богословия. Общая характеристика работы. Основное содержание работы. Заключение. Список опубликованных работ. Резюме. SummaryПубликация Таинство Священства(Минская духовная академия, 2008) Башкиров, Владимир Григорьевич; протоиерей