04. "Труды Минской духовной академии"

Постоянная ссылка разделаhttps://elib.minda.by/handle/123456789/6

Труды Минской духовной академии = Scientific Works of Minsk Theological Academy : научный журнал / Минская духовная академия имени свт. Кирилла Туровского. — Минск : Издательство Минской духовной академии, 2002 ―. — Резюме статей на английском языке. — Библиография в конце статей. — ISSN 1997-3020

Научный журнал «Труды Минской духовной академии» ориентирован на православных священнослужителей и мирян, преподавателей и студентов богословских учебных заведений, а также всех, интересующихся вопросами библеистики, богословия, церковной истории, канонического права и иных направлений церковной науки.

Информация

Журнал «Труды Минской духовной академии» включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) (договор № 470-12/2017 от 04.12.2017 г.) eLIBRARY ID: 63165 и в Общецерковный перечень рецензируемых изданий, в которых должны публиковаться результаты исследований соискателей церковных ученых степеней доктора богословия, доктора церковной истории, доктора церковного права, доктора церковного искусства и кандидата богословия (утвержден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 28 апреля 2023 года).
Редакционная политика: журнал издается с целью содействия развитию отечественной богословской науки и внедрения ее достижений в учебный процесс по подготовке высококвалифицированных кадров. Публикуются результаты исследований в области православного богословия, библеистики, патрологии, религиозной философии, церковной истории и других научных дисциплин, традиционных для сферы высшего богословского образования, а также официальные документы Минской духовной академии. Ориентирован на православных священнослужителей и мирян, преподавателей и студентов богословских учебных заведений, а также всех, интересующихся вопросами библеистики, богословия, церковной истории, канонического права и иных направлений церковной науки.
Учредитель: Минская духовная академия Белорусской Православной Церкви (Минск)
Главный редактор: архимандрит Афанасий (Соколов), ректор Минской духовной академии, кандидат богословия
Ответственный редактор: Слесарев Александр Валерьевич, проректор по научной работе Минской духовной академии, доцент, доктор церковной истории
Год основания: 2002. Период выпуска: 2002—...
Число выпусков в год: 2. Число статей в выпуске: 5
Основные разделы: Библеистика. История Церкви. Каноническое право. Сектоведение. Расколоведение. Религиозная философия. Религиоведение.
ISSN печатной версии: 1997-3020

Требования к рукописям, предоставляемым для публикации в журнале «Труды Минской духовной академии» (актуально на начало 2024 года).

Просмотреть

Результаты поиска

Показано 1 - 10 из 10
  • Изображение обложки
    Публикация
    ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРИХОДЫ НА ТЕРРИТОРИИ ДОБРУШСКОГО РАЙОНА ГОМЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ В 1944-1964 ГГ.
    (Минская духовная академия, 2022) Алампиев, Георгий; протоиерей
    Статья посвящена рассмотрению истории православных приходов на территории Добрушского района Гомельской области в 1944 1964 гг., возродивших свою деятельность в период немецкой оккупации. Закрытые в 1930-е гг. православные храмы, превращенные в сельские клубы, школьные здания или зернохранилища, вновь начали использоваться по своему прямому предназначению по инициативе местного верующего населения. В 1944 г. православные приходы Добрушского района вошли в состав новообразованной Минско-Белорусской епархии. На протяжении 1944–1964 гг. в пределах Добрушского района действовало 11 православных приходов. В 1944–1945 гг. они входили в пределы Добрушского благочиния, а с 1945 г. в пределы Гомельского благочиния Минско-Белорусской епархии.
  • Изображение обложки
    Публикация
    ИЗДАНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТРУДОВ МИТРОПОЛИТА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО И НОВГОРОДСКОГО МИХАИЛА (ДЕСНИЦКОГО) (1761–1821): СТРУКТУРИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ
    (Минская духовная академия, 2022) Кирко, Артемий (Артур) Сергеевич; иерей
    Митрополит Михаил (Десницкий) (1761–1821) в нач. XIX ст. был одним из главных иерархов и церковных администраторов Русской Православной Церкви: занимал самое высокое место в церковно-административной иерархии когда руководил столичной Санкт-Петербургской кафедрой и занимал должность Первоприсутствующего члена Святейшего Синода, также принимал активное участие в реформировании духовного образования, будучи в «Комиссии духовных училищ», работал главным цензором при переводе Священного Писания на русский язык в «Библейском обществе», составил и издал множество гомилетических сочинений и вероучительных лекций. Митрополита Михаила можно назвать одним из крупнейших российских богословов нач. XIX ст., который имел немаловажное значение для формирования мировоззренческих взглядов иерархов следующего поколения. Однако несмотря на крупное богословские наследие и важную роль в истории Русской Православной Церкви, жизнь, литературные труды и мировоззренческие аспекты митрополита Михаила до сих пор не освещались в отдельной монографии. Настоящая статья ставит своей целью изложить до того не встречавшееся подробное описание издательства сочинений митрополита Михаила (Десницкого). Публикация приводит полный список сочинений, выявляет особенности типографии, сопоставляет текст различных изданий, пытается ответить на вопросы о времени появления проповедей, приводит статистические данные и противоречия.
  • Изображение обложки
    Публикация
    «КАТАКОМБНОЕ» ДВИЖНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ ДОБРУШСКОГО РАЙОНА ГОМЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ БССР В 1944–1964 ГГ.
    (Минская духовная академия, 2022) Алампиев, Георгий; протоиерей
    Статья посвящена рассмотрению истории развития «катакомбного» движения в пределах Добрушского района Гомельской области в первые два десятилетия после освобождения региона от немецкой оккупации. Возникновение названного религиозного течения на Гомельщине относится к 1928 г., когда протоиерей Павел Левашев и иеромонах Герасим (Каешко) заявили об отказе в признании Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). Антисоветская позиция «катакомбников» встретила жесткую реакцию со стороны гражданской власти и привела к их переходу на нелегальное положение. Одним из направлений «катакомбного» движения, получившим развитие в Добрушском районе, стала «серафимо-геннадиевская» ветвь, объединившая последователей местного священник Григория Секача (в монашестве Геннадия). Наличие «катакомбного» движения формировало в рассматриваемый период уникальный ландшафт религиозной жизни Добрушского края и тем самым выделяло его среди большинства других белорусских регионов.
  • Изображение обложки
    Публикация
    ЖИЗНЕОПИСАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСТОЯТЕЛЯ ЖИРОВИЧСКОГО МОНАСТЫРЯ АРХИМАНДРИТА НИКОЛАЯ (РЕДУТТО) (1815–1889)
    (Минская духовная академия, 2021) Гришковец, Агафон (Гришковец, Андрей Сергеевич; иеродиакон); Агафон (Гришковец, Андрей Сергеевич; иеродиакон)
    Во второй половине XIX в., после упразднения унии, происходило возрождение Жировичского Успенского монастыря. Наибольший вклад в этот процесс внес архимандрит Николай (Редутто), управлявший монастырем более тридцати лет и, одновременно, на протяжении двадцати лет являвшийся смотрителем Жировичского духовного училища. Благодаря энергичности и исключительной хозяйственности архимандрита Николая монастырь преобразился: реконструирован Успенский собор, отремонтированы другие храмы, в которых начали совершаться богослужения, улучшено материальное обеспечение монастыря. В бытность на Литовской кафедре митрополита Иосифа (Семашко) архимандрит Николай нередко совершал освящения храмов в Слонимском уезде, принимал участие в различных епархиальных мероприятиях. Пользуясь большим влиянием в Жировичах, Николай (Редутто) заботился и о благополучии самого местечка.
  • Изображение обложки
    Публикация
    ПРОТИВОСЕКТАНТСКАЯ МИССИЯ НА БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЛЯХ В КОН. XIX – НАЧ. XX СТ. ПО МАТЕРИАЛАМ «ЕПАРХИАЛЬНЫХ ВЕДОМОСТЕЙ»
    (Минская духовная академия, 2021) Иванов, Николай Александрович
    В кон. XIX – нач. XX вв. в белорусских епархиях начинается организация противосектантской миссии. Для освещения деятельности миссионеров, популяризации миссии использовались «Епархиальные ведомости». Частота публикаций материалов в выпусках тех лет по этой теме является косвенным показателем уровня интенсивности деятельности миссионеров, сферы их проблемного поля, развития миссии, вовлеченности редакции и архиереев. Примечательно, что в каждой епархии деятельность противосектантских отделов и миссионеров была более подчинена внутренним церковным условиям, а не зависела, например, от численности или активности сектантов. Поэтому, помимо прочего, важнейшими задачами освещения противосектантской миссии в «Епархиальных ведомостях» была популяризация самой миссии, привлечение новых заинтересованных лиц и повышение сектоведческой грамотности духовенства. Можно отметить, что в таких случаях «Епархиальные ведомости» сами становились инструментом миссии, побуждая читателя обращаться к изучению сектантства.
  • Изображение обложки
    Публикация
    «Правая» церковная оппозиция на Гомельщине в период немецкой оккупации и послевоенные годы (1941–1950)
    (Минская духовная академия, 2015) Слесарев, Александр Валерьевич
    На протяжении многих десятилетий Гомельская область БССР являлась достаточно крупным очагом «правой» церковной оппозиции. К концу 1930-х гг. антисоветское церковное сопротивление на территории Гомельской области было практически полностью подавлено. В условиях немецкой оккупации священнослужители и православные церковные общины, отказывавшие в признании Московской Патриархии, получили возможность вернуться к легальному существованию. Принимая в пользование храмовые здания и восстанавливая в них полноценную приходскую жизнь, они расширяли влияние движения «непоминающих» в регионе. Пополнение оппозиционного клира происходило за счет рукоположения избранных общинами кандидатов иерархами Украинской Автономной Православной Церкви, а также благодаря выходу священнослужителя из подчинения Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Сергию (Страгородскому). После освобождения территории Гомельской области от немецкой оккупации «непоминающие» общины на протяжении нескольких лет не преследовались и продолжали свободно совершать богослужения в храмах, переданных им оккупационной властью. Ужесточение советской религиозной политики, наметившееся к 1948 г., привело к изъятию у «непоминающих» общин всех храмовых зданий. Наблюдавшееся в кон. 1940-х гг. усиление давления на противников Московской Патриархии вынудило их перейти на нелегальное положение и организовывать общинно-богослужебную жизнь на конспиративных началах. Существование в условиях подполья способствовало формированию специфической «катакомбной» субкультуры, отличавшей «непоминающих» от основной массы православного верующего населения. В основании мировосприятия большинства православных оппозиционеров лежало религиозно мотивированное неприятие советского строя. Последнее обстоятельство побуждало «непоминающих» дистанцироваться от политически лояльных священнослужителей Русской Православной Церкви и при отсутствии собственных клириков приступать к совершению богослужений мирским чином. Широкое распространение апокалиптических чаяний среди противников Московской Патриархии побуждало многих из них принимать тайное монашество. К кон. 1940-х гг. это привело к появлению на Гомельщине целого ряда нелегальных монашеских общин, становившихся духовными и богослужебными центрами церковной оппозиции. Не утрачивая церковного и канонического сознания, при стечении благоприятных обстоятельств «непоминающие» возвращались к традиционным формам организации церковно-приходской жизни, что лишает оснований все обвинения их в сектантстве.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Трансформации церковно-приходской жизни православного населения Полоцкой епархии (1839–1917)
    (Минская духовная академия, 2015) Теплова, Валентина Анатольевна
    В течение 1839 - 1917 гг. Полоцкая епархия переживала сложный процесс постепенного возрождения православия. Если в период 1839-1863 гг. этому процессу мешала нелегальная миссионерская деятельность католического духовенства, то после подавления восстания 1863-1864 гг. до 1905 г., когда между католическим и православным духовенством внешне устанавливаются более спокойные взаимоотношения, прозелитизм католического духовенства приобретает скрытый характер. После выхода указа «Об укреплении начал веротерпимости» 17 апреля 1905 г. начинается новый этап противостояния католичества и православия, который, благодаря развернувшейся миссионерской деятельности православного духовенства и активной деятельности приходских братсв, был преодолен только к 1914 году.
  • Изображение обложки
    Публикация
    «Записки Иосифа, митрополита Литовского» как источник для исследования возвращения белорусских униатов к православию
    (Минская духовная академия, 2015) Романчук, Александр Александрович; протоиерей
    История разрыва Брестской унии на Полоцком соборе 1839 года хорошо обеспечена источниками разного характера, в том числе и мемуарами непосредственных участников событий. Записки высокопреосвященного Иосифа (Семашко), митрополита Литовского и Виленского занимают среди прочих воспоминаний об этом судьбоносном для белорусского народа церковно-политическом событии особое место. Именно по инициативе владыки Иосифа в конце 1820-х годов началось сближение белорусских униатов с Православием, без его деятельного участия разрыв унии был бы невозможен. С одной стороны, значение Записок Семашко подогревает интерес историков к ним, с другой, - ставит перед исследователями вопрос доверия к этому источнику. Проблема тем более актуальна, что высокопреосвященный построил свои воспоминания совершенно особым, не типичным для мемуарного жанра образом, что существенно осложняет источниковедческий анализ.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Слуцкие архиереи
    (Минская духовная академия, 2015) Доронин, Антоний (Доронин, Дионисий Валентинович; архиепископ Гродненский и Волковысский); Антоний (Доронин, Дионисий Валентинович; архиепископ Гродненский и Волковысский)
    Непосредственно о Слуцких архиереях можно говорить лишь со времени учреждения в 1912 г. Слуцкого викариатства. Тем не менее, Слуцк исстари являлся местом пребывания православных иерархов, которые в разное время проживали там и управляли церковными делами.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Почитание святых в доникейский период
    (Минская духовная академия, 2012) Рой, Георгий Вячеславович; протоиерей
    Какие достоверные историко-литургические и богословские доводы можем мы представить в защиту православной традиции? И действительно ли почитание святых стало неким принципиальным новшеством в жизни Церкви? Поиск ответов на эти вопросы побуждает нас обратиться к самому начальному периоду христианской истории, когда христианство, вырастая из ветхозаветно-иудейской почвы и вступая мир эллинский, усваивало известные формы и идеи, обновляя и наполняя их христианским содержанием и развивая их в свете Христова благовестия. Два основных влияния - ветхозаветно-иудейское и эллинское - отразились в развитии церковно-богослужебной жизни в целом и традиции почитания святых в частности.
© Минская духовная академия