04. "Труды Минской духовной академии"
Постоянная ссылка разделаhttps://elib.minda.by/handle/123456789/6
Труды Минской духовной академии = Scientific Works of Minsk Theological Academy : научный журнал / Минская духовная академия имени свт. Кирилла Туровского. — Минск : Издательство Минской духовной академии, 2002 ―. — Резюме статей на английском языке. — Библиография в конце статей. — ISSN 1997-3020
Научный журнал «Труды Минской духовной академии» ориентирован на православных священнослужителей и мирян, преподавателей и студентов богословских учебных заведений, а также всех, интересующихся вопросами библеистики, богословия, церковной истории, канонического права и иных направлений церковной науки.
Информация
Журнал «Труды Минской духовной академии» включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) (договор № 470-12/2017 от 04.12.2017 г.) eLIBRARY ID: 63165 и в Общецерковный перечень рецензируемых изданий, в которых должны публиковаться результаты исследований соискателей церковных ученых степеней доктора богословия, доктора церковной истории, доктора церковного права, доктора церковного искусства и кандидата богословия (утвержден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 28 апреля 2023 года).
Редакционная политика: журнал издается с целью содействия развитию отечественной богословской науки и внедрения ее достижений в учебный процесс по подготовке высококвалифицированных кадров. Публикуются результаты исследований в области православного богословия, библеистики, патрологии, религиозной философии, церковной истории и других научных дисциплин, традиционных для сферы высшего богословского образования, а также официальные документы Минской духовной академии. Ориентирован на православных священнослужителей и мирян, преподавателей и студентов богословских учебных заведений, а также всех, интересующихся вопросами библеистики, богословия, церковной истории, канонического права и иных направлений церковной науки.
Учредитель: Минская духовная академия Белорусской Православной Церкви (Минск)
Главный редактор: архимандрит Афанасий (Соколов), ректор Минской духовной академии, кандидат богословия
Ответственный редактор: Слесарев Александр Валерьевич, проректор по научной работе Минской духовной академии, доцент, доктор церковной истории
Год основания: 2002. Период выпуска: 2002—...
Число выпусков в год: 2. Число статей в выпуске: 5
Основные разделы: Библеистика. История Церкви. Каноническое право. Сектоведение. Расколоведение. Религиозная философия. Религиоведение.
ISSN печатной версии: 1997-3020
Просмотреть
Публикация DAS SOZIALPOLITISCHE DENKEN DER RUSSISCHEN ORTHODOXEN KIRCHE. EINE THEOLOGISCHE GRUNDLEGUNG AUF DER BASIS OFFIZIELLER BEITRAGE SEIT 1988(Минская духовная академия, 2011) Швитер, Кристоф; Рой, Георгий Вячеславович; протоиерейРецензия на диссертацию докторанта богословского факультета Фрибургского университета (Швейцария) Кристофа Швитера 10.10.2011 г.Публикация «KΕΦΑΛΉ» – «ГЛАВА» ИЛИ «ПОДЧИНЕНИЕ» В ПОСЛАНИЯХ АПОСТОЛА ПАВЛА(Минская духовная академия, 2021) Лермонтова, Мария (Лермонтова, Татьяна Николаевна; монахиня); Мария (Лермонтова, Татьяна Николаевна; монахиня)Статья посвящена богословскому анализу значения слова «Κεφαλή» (kephale), которое неоднократно встречается в посланиях апостола Павла (1 Кор. 11:3, Еф. 5:2) и вызывает диалектические разногласия среди ученых богословов и языковедов. Статья фокусируется на богословской и святоотеческой интерпретации стихов из апостольских посланий, содержащих настоящий термин. В ней отмечается, что в апостольском послании речь не идет об отношениях между полами в социуме, а говорится об отношениях мужчины и женщины в браке, где подчинение жен своим мужьям является одним из элементов брачного союза, который заключается в призыве к женам подчиняться мужьям. Также подчеркивается, что этический элемент в послании апостола Павла проявляется не только в призыве к женам повиноваться своим мужьям, но и в призыве к мужьям любить своих жен. Чтобы понять, заявляет ли апостол Павел, употребляя слово «Κεφαλή», о приоритете мужчины над женщиной, в статье анализируется проблема субординации между мужчиной и женщиной в свете учения о монархии (единоначалии) в Святой Троице Бога Отца, потому что сотворенность человека по образу Божию выявляет в человеке личность, а именно Святая Троица являет нам образец межличностного общения.Публикация Officium stratoris в церковно-государственных отношениях в Византии в XIII в.(Минская духовная академия, 2020) Евтуховский, Валерий Саввович; иерейВ статье рассматривается влияние церемонии officium stratoris или «услужения конюшего» на церковно-государственные отношения в Византии в XIII в. Текст Donatio Constantini, в котором предусматривалось проведение особого обряда officium stratoris, имел обширное распространение под влиянием папства. Целью этой церемонии было показать превосходство церковной власти по отношению к светской. В Византии обряд officium stratoris появился вследствие проникновения идей западно-латинского мира в византийское общество, в частности, влияния идей «реформированного» папства. Церемония «услужения конюшего» была воспринята византийцами как унизительная и недостойная императора. Это подтверждается свидетельством историка Иоанна Киннама (XII в.), неизвестного византийского автора полемического памфлета об использовании опресноков (XIII в.). Обряд officium stratoris был распространен в Византийской империи после захвата Константинополя армией четвертого крестового похода в 1204 г. и последующей политической раздробленности территории. Текст Donatio Constantini оказал определенное влияние на совершение этой церемонии в Византии. Впервые officium stratoris совершил Михаил Палеолог во время встречи c патриархом Арсением Авторианом в Никейской империи, в Магнезии, в 1258 г. Обряд officium stratoris был включен в византийский церемониал, в том числе после отвоевания Константинополя Михаилом VIII Палеологом, что свидетельствует о глубоких изменениях в характере церковно-государственных отношений.Публикация Ад в истории религиозной мысли и Священном Писании(Минская духовная академия, 2017) Башкиров, Владимир Григорьевич; протоиерейДанная публикация представляет собой первую часть обширного очерка «Ад в истории регигиозной мысли, Священном Писании и святоотеческом Предании». Автор анализирует представления об аде в древних религиях, Ветхом Завете, Талмуде, Новом Завете, исламе и буддизме. В статье рассматриваются различные аспекты учения об адской реальности в эсхатологических доктринах нехристианских религий и в евангельских текстах.Публикация Александрийская богословская школа (Климент и Ориген) в исследованиях русских патрологов(Минская духовная академия, 2002) Болонников, Александр Семенович; протоиерейРечь на годичном Акте Минской Духовной Семинарии 12 февраля 1993 г. Несложно заметить, насколько возрос в настоящее время интерес, как богословов, так и простых людей, искренно ищущих Истину, к святоотеческому наследию. Издаются и быстро расходятся тиражи творений апологетов, отцов и учителей Древней Церкви. Однако не так часто можно увидеть издания исследований богословов-патрологов, потрудившихся над тем, чтобы святые отцы и учители в своих творениях стали ближе и понятнее нам, а значит, принесли бы нам максимум спасающей пользы.Публикация Антихрист в Священном Писании и богословской литературе(Минская духовная академия, 2011) Башкиров, Владимир Григорьевич; протоиерейПубликация АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ДУШИ И ЛИЧНОСТИ У ЕПИСКОПА ФЕОДОРА МОПСУЕСТИЙСКОГО(Минская духовная академия, 2022) Данилов, Андрей ВладиленовичАнтропология Феодора Мопсуестийского озвучивается в его катехизических гомилиях. Феодор Мопсуестийский надстраивает антропологию над христологией и сотериологией. Бессмертная и разумная душа делает человека индивидуумом, а необходимым условием полноценной человеческой природы является ипостасная душа. Наряду с ипостасной душой человек является личностью. Ипостась – индивидуализирующий принцип, дифференцирующий людей внутри человеческой природы, а просопон связан с природой и характеризует границы человеческой природы. Однако просопон не эквивалентен природе, так как во Христе две природы, но один просопон. Душа имеет бессмертную и способную к познанию природу благодаря духу-уму, который призван быть ее управляющей частью. Благодаря духу душа продолжает жить в автономной ипостаси после отделения от тела в смерти. У Феодора Мопсуестийского онтология определяет антропологию. Условие возможности греха – подвижность и изменчивость души. Антропологическая модель Феодора Мопсуестийского не соответствует пелагианству (Адам не просто подает дурной пример), но она не совпадает и с августинианством (потомки Адама наказываются не за его грех, а за свои собственные грехи). Итак, антропология Феодора Мопсуестийского позиционирована посередине между блаженным Августином и Пелагием.Публикация АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ЕПИСКОПА НЕМЕЗИЯ ЭМЕССКОГО(Минская духовная академия, 2022) Данилов, Андрей ВладиленовичНемезий мыслил в неоплатонических философских категориях и был весьма читаемым автором в Средние века. Его богословский трактат является важным обобщением предшествовавшей антропологической мысли. Богословская антропология Немезия ориентируется на философскую антропологию Посидония, а в медицинской антропологии и психологии он больше ориентируется на утраченное сочинение Галена. Немезий постоянно обращается к неоплатонически переработанной «Никомаховой этике» Аристотеля (человек как социальное животное). Антропологию Немезия нельзя считать креационистской, так как он противопоставляет Галена Аристотелю. Задача человека – реализовать свой индивидуум личности в творении, а это предполагает наличие у человека автономии при принятии решения. Понятийный аппарат заимствуется Немезием не только у Аристотеля, но также из комментариев к Аристотелю у Псевдо-Плутарха. Незнание выводится из порочности, поэтому оно относится не к сфере гносеологии, а к сфере морали. Немезий расширяет антропологию Аристотеля: личный выбор произволен, но не все произвольное являетсяличным выбором. Немезий отвергает реляцию души и тела по перипатетической модели реляции эйдоса и материи. Свободная воля человека и провидение действуют совместно. Возможность свободного выбора и разум по Немезию неизменчивы и постоянны, что противоположно антропологии блаженного Августина и сложившейся к тому времени латинской сотериологии. Немезий синтезировал в своем учении о свободной воле души неоплатонический образ человека с «Никомаховой этикой» Аристотеля, прибегая более к перипатетическим и неоплатоническим антропологическим воззрениям, чем к Библии.Публикация Антропологические воззрения священномученика Иринея Лионского(Минская духовная академия, 2018) Данилов, Андрей ВладиленовичСходно с апологетами священномученик Ириней Лионский говорит о первом человеке как о ребенке по разуму, которому надо пройти ряд ступеней воспитания. Развивающийся и совершенствующийся человек некогда станет способен созерцать Бога, чем обретет бессмертие. Предполагается некая солидарность, идентичность между Адамом и его детьми: повторение вслед за праотцем негативного опыта. Ириней Лионский – первый христианский богослов, широко использующий Быт. 1:26 при построении антропологической модели. Человек создан по образу Сына и по подобию Отца. «Образ» относится к плотскости человека, к телесности. Человечество потеряло в Адаме бытие по образу и подобию, т. к. остался только образ. В Иисусе Христе мы получаем обратно подобие. Образ и подобие различаются Иринеем Лионским нечетко. Подобие Богу заключается в разуме и свободе (автономии) человека, которые относятся к его естественным функциональным свойствам. По образу, но не по сущности сходно материальное начало человека, по подобию сходно психическое начало человека. Человек подобен Богу Отцу, если душа его наполняется Святым Духом, то человек духовно развивается. Объединение тела, души и духа образует полноценного человека.Публикация Антропология мужей апостольских в контексте Оракулов сивилл(Минская духовная академия, 2019) Данилов, Андрей ВладиленовичУ псевдо-Варнавы, вторящего «Дидахе», как и в «Пастыре» Гермы и «Втором послании» Климента Римского концепция «двух путей» созвучна текстам «Оракулов сивилл». О двух путях света − жизни и тьмы–смерти говорится также в «Герметическом корпусе». Учение о двух путях «Оракулах сивилл» имеет эсхатологичекую окраску эпохального процесса спасения мира, что созвучно учению о двух путях у Гесиода. Наблюдаются корреляции между «Оракулами сивилл» и иудейским гностическим источником псевдо-Фокилида. Близок «Оракулам» пересказ истории творения человека в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия. В текстах мужей апостольских отсутствует детальное описание и объяснение сложившегося состояния человека в форме антропологической концепции.Публикация Антропология святого Афанасия Великого(Минская духовная академия, 2006) Скурат, Константин ЕфимовичСвятитель Афанасий Великий (+373), именуемый за чистоту веры и святость жизни отцом Православия, строго следуя указаниям святой Библии, отводит человеку особое—исключительное место в тварном мире. Александрийский Архипастырь размышляет: «Преимущественно пред всем, что на земле, сжалившись над человеческим родом и усмотрев, что по закону собственного бытия не имеет он достаточных сил пребывать всегда, Бог даровал людям нечто большее», чтобы они, став словесными, жили «истинною жизнью, и в подлинном смысле—жизнью святых в раю» (1: 195).Публикация Архиепископ Феофан (Быстров): жизнь как подвиг(Минская духовная академия, 2006) Болонников, Александр Семенович; протоиерейАрхиепископ Феофан (в миру Василий Дмитриевич Быстров) родился в селе Подмошье, Лужского уезда, С.-Петербургской губернии. Не все источники единогласны в указании даты его рождения, что чаще всего объясняется путаницей старого и нового стиля. При этом наибольшее огорчение вызывают искаженные данные, приводимые в современных энциклопедических изданиях11. Правильной датой рождения Василия Быстрова необходимо считать 31 декабря 1873 года, о чем свидетельствует вид на жительство в г. Лимерэ, составленный на основании паспорта архиепископа Феофана...Публикация Беларусь: государство, религия, общество(Минская духовная академия, 2007) Вахромеев, Филарет(Вахромеев, Кирилл Варфоломеевич; митрополит; первый Патриарший Экзарх всея Беларуси); Филарет (Вахромеев, Кирилл Варфоломеевич; митрополит; первый Патриарший Экзарх всея Беларуси)Доклад на конференции “Беларусь: религия, государство, общество” 7 июня 2007 г. Минская духовная академия. Своевременность научно-исторического, философского и социально-нравственного осмысления ключевых понятий, составляющих тему конференции, более чем очевидна. Об этом свидетельствует не только объективный ход мировой истории, но и положение дел в нашем национальном доме. И потому для нашего государства и для белорусского общества участие Церкви в обсуждении этих проблем не менее важно, чем для самой Белорусской Православной Церкви в частности.Публикация Библейские прообразы в Пасхальных поучениях святителя Кирилла, епископа Туровского(Минская духовная академия, 2010) Бубнов, Павел Владиленович; протодиаконВ православном богослужении и богословии праздник Пасхи, продолжающийся сорок дней, тесно связан со Священным Писанием Ветхого Завета. В Символе веры христиане исповедуют, что Господь Иисус Христос воскрес «…в третий день по писанием», под «писаниями» понимая именно Ветхий Завет: книги Моисеевы, книги мудрости и книги пророческие. Воскресший Господь, согласно евангелиям, являясь ученикам, приводил им множество пророчеств и свидетельств Священного Писания о Своих Смерти и Воскресении.Публикация Благословение или проклятие? Традиционные и либеральные ценности в споре между христианством и западной цивилизацией(Минская духовная академия, 2010) Алфеев, Иларион (Алфеев, Григорий Валерьевич; митрополит); Иларион (Алфеев, Григорий Валерьевич; митрополит)Доклад на Мировом общественном форуме «Диалог цивилизаций», Гавана (Куба), 27-30 марта 2005 годаПубликация Богодухновенность Писания - основа библейского учения о Святом Духе и о Таинствах Церкви(Минская духовная академия, 2008) Васин, Алексей Владимирович; протоиерейПубликация Богословие – дело Церкви(Минская духовная академия, 2003) Вахромеев, Филарет(Вахромеев, Кирилл Варфоломеевич; митрополит; первый Патриарший Экзарх всея Беларуси); Филарет (Вахромеев, Кирилл Варфоломеевич; митрополит; первый Патриарший Экзарх всея Беларуси)СЛОВО в Богословской школе Святого Креста Американской Архиепископии Константинопольского Патриархата (Бруклайн, Массачусетс) 4 февраля 2003 г.Публикация Богословие Дидима Слепца по его комментариям на Книгу Иова(Минская духовная академия, 2009) Морза, Иоасаф (Морза, Александр Николаевич; архимандрит); Иоасаф (Морза, Александр Николаевич; архимандрит)Публикация Богословие Книги Иова и Книги Екклесиаста как переходный этап к новозаветному Откровению(Минская духовная академия, 2019) Бойко, Александр Владимирович; иерейДанная статья рассматривает богословие Книги Иова и Книги Екклесиаста как переходный этап к новозаветной теологии. Богословие данных книг представлено, как новый этап Божественного Откровения, необходимый для перехода к новозаветному провозвестию. Этот этап в развитии богословской мысли в современной библейской науке представляется как кризис израильской мудрости, который проявился в том, что ветхозаветная теология не была в состоянии дать ответы на ключевые вопросы человеческого бытия, касающиеся причин страдания праведников, вопросов посмертной участи человека, справедливости божественного воздаяния и другие. Озвученные авторами данных книг богословские проблемы требовали нового Откровения, которое помогло рассеять их пессимизм и вернуть веру в справедливость Бога через воплощение и воскресение Господа Иисуса Христа.Публикация «Вера и разум» в свете проблемы соотношения светского и духовного образования(Минская духовная академия, 2006) Лепин, Сергей Леонидович; протоиерейСегодня светское образование осознало свою неспособность в единоличном формировании мировоззрения человека, так как далеко не все в человеке и обществе исчерпывается сферой научного. Государство, столкнувшись с глобальным истощением нравов и бездуховностью, с надеждой обратилось в сторону Церкви. Слава Богу, с течением времени все больше и больше специалистов склоняются к тому мнению, что и Церковь должна участвовать в воспитании и образовании граждан Отечества. Однако требование «надо!» неминуемо порождает вопрос «как?». Помимо правовых, конфессиональных, экономических и всему этому подобных вопросов, появляется и еще один – не вене важный и трудный: вопрос о том, как соотносятся светская и духовная форма образования и соотносятся ли вообще?