"Скрижали". Выпуск №23
Постоянная ссылка коллекцииhttps://elib.minda.by/handle/123456789/1634
Cкрижали: библейский журнал / учред., сост. и гл. ред. архимандрит Сергий (В. В. Акимов). – Минск : Издательство Минской духовной академии, 2011—. — 2023. — Выпуск 23. — 156 с.
Очередной выпуск библейского журнала «Скрижали» включает статьи, посвященные вопросам святоотеческого осмысления библейского откровения, ветхозаветной экзегетике и связям, которые можно обнаружить между Библией и древней и современной литературой. Публикуемые исследования затрагивают тексты Священного Писания Ветхого Завета. Среди авторов – исследователи из Минска, Москвы, Санкт-Петербурга, Италии, Чехии, представляющие Мин- скую духовную академию, Институт теологии Белорусского государственного университета, Николо-Угрешскую духовную семинарию, Русский христианский гуманитарный университет.
Сборник полностью опубликован на данном ресурсе 13.11.2023
Просмотреть
Фильтры
Настройки
Результаты поиска
Публикация От редакционной коллегии(Издательство Минской духовной академии, 2023) Акимов, Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит); Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит)Публикация Антропологические интерпретации Быт. 1:26 у Иринея Лионского(Издательство Минской духовной академии, 2023) Данилов, Андрей ВладиленовичСвященномученик Ириней Лионский – первый христианский богослов, который широко использует библейский стих Быт. 1:26 при построении антропологической модели. При творении человека Бог обращается к Сыну и Духу: Отец постановляет, Сын устраивает, а Дух питает и взращивает. Человек – образ образа Божия, т. е. Логоса. В отличие от подобия (similitudo), образ (imago) относится к плотскости человека, к телесности человека и Сына Божия Иисуса Христа, в этом они являются образом невоплощенного Логоса. Наблюдается сходство с иудаистским богословием. В отличие от образа, подобие было утрачено человеком и восстановлено Логосом, уподобившим человека невидимому Отцу. Человек создан по образу Сына и по подобию Отца. Мы потеряли в Адаме бытие по образу и подобию, т. к. остался только образ. Итак, образ и подобие различны. По образу, но не по сущности, сходно материальное начало человека, по подобию сходно психическое начало человека. Человек, будучи наделен разумом, в этом отношении подобен Богу, обладает свободой воли и самоопределением. Подобие Богу заключается в разуме и свободе (автономии) человека, которые относятся к его естественным функциональным свойствам. Поэтому он сам является для себя причиной того, что становится иногда добрым зерном, а иногда просто плевелами. У священномученика Иринея мы найдем значительно более разработанную, чем у апологетов антропологию. Человек – незавершенное творение, неспособное хранить общность с Богом, т. к. еще не достиг богоподобия, которое является не антропологической заданностью, а целью человеческого совершенствования. Эта концепция соответствует раввинистической антропологии раннеиудейского богословия того времени.Публикация Книга пророка Софонии: перевод с древнееврейского и комментарий к 3 главе(Издательство Минской духовной академии, 2023) Соколов, Арсений (Соколов, Андрей Павлович; игумен); Арсений (Соколов, Андрей Павлович; игумен)В статье представлен подробный комментарий на первые две главы Книги пророка Софонии, которая входит в состав книг малых пророков библейского Ветхого Завета. Комментарий опирается на древнееврейский масоретский текст и учитывает авторитетные древние переводы. Делая историко-филологический анализ древниего текста, автор одновременно показывает назидательный потенциал книги, актуализируя ее пророчества. Книга пророка Софонии, который жил в Иудее во второй половине VII в. до Р. Х., содержит как грозные пророчества о приближении Дня Господня – Дня суда над народом Израиля и другими народами, так и пророчества о новом справедливом порядке, который установит Бог.Публикация Еккл. 1:2 в контексте литературы Древнего Ближнего Востока(Издательство Минской духовной академии, 2023) Акимов, Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит); Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит)В статье рассматриваются связи Еккл. 1:2 с литературой Древнего Ближнего Востока и их влияние на понимание и перевод этого стиха библейской книги. Многие современные толкователи считают, что стих Еккл. 1:2 является результатом работы редактора. Однако сравнение первых стихов Книги Екклезиаста с прологами древних египетских и месопотамских дидактических памятников, а также с древними египетскими гробничными биографиями вельмож показывает, что пролог, в котором говорится об авторе в третьем лице, отражает особую древнюю повествовательную технику. Поэтому весь текст библейской книги следует воспринимать как текст единого богодухновенного автора, который представляет Екклезиаста (Соломона) и сам же вкладывает в его уста размышления о смысле жизни и деятельности человека. С учетом широкого употребления подобной повествовательной техники в древней литературе, при современных переводах лучше сохранять литературную форму еврейского оригинала. Также в литературе Древней Месопотамии мы встречаем использование терминов, которые обозначают движение воздуха, для выражения мимолетности, тщетности, иллюзорности жизни и деятельности человека. Смысловая и метафорическая близость данных терминов к таким ключевым терминам Книги Екклезиаста, как hebel и ruah, говорит о том, что при переводе сложного еврейского термина hebel предпочтительнее использовать слова, которые имеют отноше ние к теме суетности и отражают движение воздуха. Имея литературные параллели с текстами народов Древнего Ближнего Востока, Книга Екклезиаста, тем не менее, является частью единого Священного Писания, выражает библейские идеи и приоритеты.Публикация Критика культа и тема Суда Божия в храмовой речи пророка Иеремии (Иер. 7:1 – 10:25)(Издательство Минской духовной академии, 2023) Сысуев, Игорь Сергеевич; иерейОтрывок с 7 по 10 главы книги пророка Иеремии принято именовать храмовой речью. Ряд исследователей ограничивают эту речь только 7 главой. По мнению автора статьи, отрывок с 7 по 10 главы следует считать единой пророческой речью пророка Иеремии. Данный текст включает в себя обличение отступничества жителей Иудеи от Господа и описание Суда Божьего над ними. В рамках рассматриваемого пророчества встречаются критика Храмового культа и разнообразные метафоры обвинительного приговора, коррелирующие с пророчеством о Дне Господнем. В русскоязычной библейской науке на протяжении долгого периода времени не выходило в свет новых научных комментариев на книгу пророка Иеремии, которые бы соответствовали современным археологическим и историческим данным. Данная статья, которая опирается на современные научные данные и общий библейский контекст, пытается восполнить этот пробел.Публикация О древности и популярности жанра фантастики(Издательство Минской духовной академии, 2023) Тарасенко, Александр АлександровичСтатья представляет собой главу из монографии «Идеализм и реализм вымысла: фантастика de jure и de facto» (в работе). Ее автор считает фантастику древним жанром и причисляет к создателям литературного вымысла не только великого аэда Гомера, но и его критика Платона, а также и других «серьезных» авторов – Цицерона, Лукиана и Апулея. Причиной критики Гомера автор считает профессиональную зависть к талантливому и популярному поэту. В статье использованы многие древние источники, в которых красочный вымысел использован как важный атрибут литературы, включая философскую. Он рассматривает Гомеровские поэмы в качестве скорее социальной или даже научной фантастики, чем фэнтези. В конце статьи помещена таблица, в которой сравниваются основные характеристики мифа, фэнтези и научной фантастики.