"Скрижали". Выпуск №23
Постоянная ссылка коллекцииhttps://elib.minda.by/handle/123456789/1634
Cкрижали: библейский журнал / учред., сост. и гл. ред. архимандрит Сергий (В. В. Акимов). – Минск : Издательство Минской духовной академии, 2011—. — 2023. — Выпуск 23. — 156 с.
Очередной выпуск библейского журнала «Скрижали» включает статьи, посвященные вопросам святоотеческого осмысления библейского откровения, ветхозаветной экзегетике и связям, которые можно обнаружить между Библией и древней и современной литературой. Публикуемые исследования затрагивают тексты Священного Писания Ветхого Завета. Среди авторов – исследователи из Минска, Москвы, Санкт-Петербурга, Италии, Чехии, представляющие Мин- скую духовную академию, Институт теологии Белорусского государственного университета, Николо-Угрешскую духовную семинарию, Русский христианский гуманитарный университет.
Сборник полностью опубликован на данном ресурсе 13.11.2023
Просмотреть
Публикация Антропологические интерпретации Быт. 1:26 у Иринея Лионского(Издательство Минской духовной академии, 2023) Данилов, Андрей ВладиленовичСвященномученик Ириней Лионский – первый христианский богослов, который широко использует библейский стих Быт. 1:26 при построении антропологической модели. При творении человека Бог обращается к Сыну и Духу: Отец постановляет, Сын устраивает, а Дух питает и взращивает. Человек – образ образа Божия, т. е. Логоса. В отличие от подобия (similitudo), образ (imago) относится к плотскости человека, к телесности человека и Сына Божия Иисуса Христа, в этом они являются образом невоплощенного Логоса. Наблюдается сходство с иудаистским богословием. В отличие от образа, подобие было утрачено человеком и восстановлено Логосом, уподобившим человека невидимому Отцу. Человек создан по образу Сына и по подобию Отца. Мы потеряли в Адаме бытие по образу и подобию, т. к. остался только образ. Итак, образ и подобие различны. По образу, но не по сущности, сходно материальное начало человека, по подобию сходно психическое начало человека. Человек, будучи наделен разумом, в этом отношении подобен Богу, обладает свободой воли и самоопределением. Подобие Богу заключается в разуме и свободе (автономии) человека, которые относятся к его естественным функциональным свойствам. Поэтому он сам является для себя причиной того, что становится иногда добрым зерном, а иногда просто плевелами. У священномученика Иринея мы найдем значительно более разработанную, чем у апологетов антропологию. Человек – незавершенное творение, неспособное хранить общность с Богом, т. к. еще не достиг богоподобия, которое является не антропологической заданностью, а целью человеческого совершенствования. Эта концепция соответствует раввинистической антропологии раннеиудейского богословия того времени.Публикация От редакционной коллегии(Издательство Минской духовной академии, 2023) Акимов, Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит); Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит)Публикация Еккл. 1:2 в контексте литературы Древнего Ближнего Востока(Издательство Минской духовной академии, 2023) Акимов, Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит); Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит)В статье рассматриваются связи Еккл. 1:2 с литературой Древнего Ближнего Востока и их влияние на понимание и перевод этого стиха библейской книги. Многие современные толкователи считают, что стих Еккл. 1:2 является результатом работы редактора. Однако сравнение первых стихов Книги Екклезиаста с прологами древних египетских и месопотамских дидактических памятников, а также с древними египетскими гробничными биографиями вельмож показывает, что пролог, в котором говорится об авторе в третьем лице, отражает особую древнюю повествовательную технику. Поэтому весь текст библейской книги следует воспринимать как текст единого богодухновенного автора, который представляет Екклезиаста (Соломона) и сам же вкладывает в его уста размышления о смысле жизни и деятельности человека. С учетом широкого употребления подобной повествовательной техники в древней литературе, при современных переводах лучше сохранять литературную форму еврейского оригинала. Также в литературе Древней Месопотамии мы встречаем использование терминов, которые обозначают движение воздуха, для выражения мимолетности, тщетности, иллюзорности жизни и деятельности человека. Смысловая и метафорическая близость данных терминов к таким ключевым терминам Книги Екклезиаста, как hebel и ruah, говорит о том, что при переводе сложного еврейского термина hebel предпочтительнее использовать слова, которые имеют отноше ние к теме суетности и отражают движение воздуха. Имея литературные параллели с текстами народов Древнего Ближнего Востока, Книга Екклезиаста, тем не менее, является частью единого Священного Писания, выражает библейские идеи и приоритеты.Публикация О древности и популярности жанра фантастики(Издательство Минской духовной академии, 2023) Тарасенко, Александр АлександровичСтатья представляет собой главу из монографии «Идеализм и реализм вымысла: фантастика de jure и de facto» (в работе). Ее автор считает фантастику древним жанром и причисляет к создателям литературного вымысла не только великого аэда Гомера, но и его критика Платона, а также и других «серьезных» авторов – Цицерона, Лукиана и Апулея. Причиной критики Гомера автор считает профессиональную зависть к талантливому и популярному поэту. В статье использованы многие древние источники, в которых красочный вымысел использован как важный атрибут литературы, включая философскую. Он рассматривает Гомеровские поэмы в качестве скорее социальной или даже научной фантастики, чем фэнтези. В конце статьи помещена таблица, в которой сравниваются основные характеристики мифа, фэнтези и научной фантастики.Публикация Критика культа и тема Суда Божия в храмовой речи пророка Иеремии (Иер. 7:1 – 10:25)(Издательство Минской духовной академии, 2023) Сысуев, Игорь Сергеевич; иерейОтрывок с 7 по 10 главы книги пророка Иеремии принято именовать храмовой речью. Ряд исследователей ограничивают эту речь только 7 главой. По мнению автора статьи, отрывок с 7 по 10 главы следует считать единой пророческой речью пророка Иеремии. Данный текст включает в себя обличение отступничества жителей Иудеи от Господа и описание Суда Божьего над ними. В рамках рассматриваемого пророчества встречаются критика Храмового культа и разнообразные метафоры обвинительного приговора, коррелирующие с пророчеством о Дне Господнем. В русскоязычной библейской науке на протяжении долгого периода времени не выходило в свет новых научных комментариев на книгу пророка Иеремии, которые бы соответствовали современным археологическим и историческим данным. Данная статья, которая опирается на современные научные данные и общий библейский контекст, пытается восполнить этот пробел.Публикация Книга пророка Софонии: перевод с древнееврейского и комментарий к 3 главе(Издательство Минской духовной академии, 2023) Соколов, Арсений (Соколов, Андрей Павлович; игумен); Арсений (Соколов, Андрей Павлович; игумен)В статье представлен подробный комментарий на первые две главы Книги пророка Софонии, которая входит в состав книг малых пророков библейского Ветхого Завета. Комментарий опирается на древнееврейский масоретский текст и учитывает авторитетные древние переводы. Делая историко-филологический анализ древниего текста, автор одновременно показывает назидательный потенциал книги, актуализируя ее пророчества. Книга пророка Софонии, который жил в Иудее во второй половине VII в. до Р. Х., содержит как грозные пророчества о приближении Дня Господня – Дня суда над народом Израиля и другими народами, так и пророчества о новом справедливом порядке, который установит Бог.