"ΧΡΟΝΟΣ", № 11, 2023
Постоянная ссылка коллекцииhttps://elib.minda.by/handle/123456789/1689
ΧΡΟΝΟΣ. Церковно-исторический альманах. № 11 / гл. ред. А. В. Слесарев. — Минск : Издательство Минской духовной академии, 2023. — 143 с. : ил. — ISSN 2519-8122.
Опубликован в репозитории 05.09.2024 г.
Просмотреть
Публикация Древнейшие рукописные богослужебные книги Александра Солтановича Жировичского (XVI в.)(Минская духовная академия, 2023) Бубнов, Павел Владиленович; протодиаконВ статье предлагаются результаты изучения рукописных богослужебных книг, написанных в 1545 г. по заказу Александра Солтановича Жировичского (сына основателя первого Жировичского храма Солтана Александровича), ктитора Жировичского монастыря, в скриптории в имении Солтанов Шешкини (близ Вильны) писцами братьями Ермолаем и Михаилом, сыновьями кременецкого священника Василия: «Требник» (1545 г.) и «Богородичник» (1545 г.). Рассматривается предыстория ктиторской деятельности рода Солтанов, делается обзор ранее созданных рукописных богослужебных книг. Проводится анализ содержания «Требника» и «Богородичника», который позволяет прийти к выводу, что около 1545 г. Жировичский Успенский монастырь являлся крупным центром православной церковной жизни в Великом княжестве Литовском. В его храмах могли совершать богослужения митрополит Киевский, епархиальные и викарные архиереи. В «Требнике», имеющем нестандартное содержание, содержатся все, необходимые для полноценной монашеской жизни чины. Создание и использование «Богородичника» свидетельствует об особом богослужебном почитании в Жировичской обители Пресвятой Богородицы. The article examines handwritten liturgical books written in 1545 by order of Alexander Soltanovich of Zhirovichi (son of the founder of the first church in Zhirovichi, Soltan Alexandrovich), the ktitor of the Zhirovichi monastery, in the scriptorium on the Soltan’s estate Sheshkini (near Vilna) by scribes brothers Ermolai and Mikhail, sons of the Kremenets priest Vasily: «Euchologion» (1545) and «Theotokarion» (1545). The prehistory of the clerical activity of the Soltanov family is considered, an overview of previously created handwritten liturgical books is made. The analysis of the contents of the «Euchologion» and «Theotokarion» is carried out, which allows us to conclude that around 1545 the Zhirovichi Dormition Monastery was a major center of Orthodox church life in the Grand Duchy of Lithuania. The Metropolitan of Kiev, diocesan and vicar bishops could serve divine services in his temples. The «Euchologion», which has non-standard content, contains all the necessary rites for a full-fledged monastic life. The creation and use of the «Theotokarion» testifies to the special liturgical veneration in the Zhirovichi monastery of the Most Holy Theotokos.Публикация Ксенофонт Говорский: на пути к изданию «Вестника Западной России». Витебский период (1856–1861)(Минская духовная академия, 2023) Щеглов, Гордей Эдуардович; иерейПо сегодняшний день личность Ксенофонта Антоновича Говорского (1811–1871), известного издателя общественно-политического журнала «Вестник Западной России» (1862–1871), по-разному оценивалась и оценивается исследователями. Одни рисуют его образ темными красками, другие, напротив, превозносят, и все это в зависимости от идеологических или идейных пристрастий. Впрочем, эти оценки касаются прежде всего деятельности К. А. Говорского как редактора-издателя «Вестника». Вместе с тем его биография до настоящего времени написана не была. Настоящая публикация как раз и представляет попытку реконструкции жизни К. А. Говорского и того, как вызревала идея издания журнала и каким образом он был учрежден. Исследование написано преимущественно на основании многочисленных архивных источников, большинство сведений из которых впервые вводится в научный оборот. Заметим, что в публикации представлен период жизни К. А. Говорского до начала издания «Вестника», хронологически охватывающий полстолетия. Until today, the personality of Xenophon Antonovich Govorsky (1811–1871), the well-known publisher of the socio-political journal «The Bulletin of Western Russia» (1862–1871), has been evaluated and is being evaluated by researchers in different ways. Some paint his image with dark colors, others, on the contrary, extol him, and all this depends on ideological predilections. However, these assessments relate primarily to the activities of K. A. Govorsky as editor-publisher of «The Bulletin». It is important to note that his biography has not yet been written. This publication presents an attempt to reconstruct the life of K. A. Govorsky and how the idea of publishing a journal matured and how it was founded. The study was written mainly on the basis of numerous archival sources, most of the information from which is introduced into scientific circulation for the first time. It should be noted that the publication presents the period of K. A. Govorsky’s life before the publication of the «The Bulletin», chronologically spanning half a century.Публикация Письмо патриарха Константинопольского Василия III представителю Вселенской патриархии в СССР архимандриту Василию (Димопуло) о созыве Вселенского Собора (1926 г.)(Минская духовная академия, 2023) Слесарев, Александр ВалерьевичВ публикации представлен текст обращения патриарха Константинопольского Василия III к официальному представителю Вселенской патриархии в СССР архимандриту Василию (Димопуло) от 5 мая 1926 г., извещающий об обстоятельствах организации нового Вселенского Собора. Первоначально Константинопольский Патриархат предполагал провести соборные заседания в 1925, затем – в 1926 г. Публикуемое обращение отмечает важность всеправославного представительства в Подготовительном Совещании, деятельность которого должна предварить открытие Собора. Данный документ был направлен архимандритом Василием в обновленческий Белорусский Православный Священный Синод, что является важным элементом в сложной картине взаимоотношений Вселенской патриархии с представителями обновленческого раскола. The publication presents the text of the address of Patriarch Basil III of Constantinople to the official representative of the Ecumenical Patriarchate in the USSR, Archimandrite Basil (Dimopulo) dated May 5, 1926. This document informs about the circumstances of the organization of the new Ecumenical Council. At first, the Patriarchate of Constantinople intended to hold conciliar meetings in 1925, then in 1926. The published document notes the importance of pan-Orthodox representation in the Preparatory Conference. The work of this Conference was to take place before the opening of the Council. The text of this letter from Patriarch Basil was sent by Archimandrite Basil to the renovationist Belarusian Orthodox Holy Synod. This is an important element in the complex picture of the relationship between the Ecumenical Patriarchate and representatives of the renovationist schism.Публикация Создание православного патриархата в Никее в ΧΙΙΙ в.(Минская духовная академия, 2023) Евтуховский, Валерий Саввович; иерейВ статье рассматривается история создания православного патриархата в Никее в условиях завоевания Константинополя крестоносцами и установления Латинской империи с новым церковным институтом и латинским патриархом. Сохранились письма от православных греков к папе Иннокентию III, которые соглашались на подчинение при условии дозволения избрания своего патриарха. Эти прошения не были удовлетворены. В 1208 г. в Никее состоялось избрание православного патриарха, но это не завершило создание патриархата. С осени 1213 г. патриарший престол оставался вакантным. Архиепископ Керкиры Василий Педиадит настаивал на избрании византийского патриарха в Константинополе, отказывая латинскому патриарху этого города в любой власти над византийцами. Хартофилакс патриаршей Церкви Феодор Ириник отрицательно говорил о созыве всеобщего Собора и исключал участие в нем. В 1214 г. император Феодор I Ласкарь отдал распоряжение митрополиту Эфесскому Николаю Месариту возглавить Синод, чтобы избрать и возвести на престол нового патриарха, в то время как он готовился атаковать Пафлагонию. Однако сопротивление епископов сделало невозможным избрание патриарха, вынудив императора вернуться в Никею. Для восстановления мира в Церкви Николай Месарит представил текст, принятый участниками Синода и императором Феодором. В сентябре 1214 г. состоялось избрание нового патриарха Феодора Ириника. In the article we consider the establishment of the Orthodox patriarchate in Nicaea during the conquest of Constantinople by the crusaders and the creation of the Latin Empire with a new church institution and a Latin patriarch. Letters have been preserved from the Orthodox Greeks to Pope Innocent III, who agreed to submission subject to the permission of the election of their patriarch. Those requests were not granted. In 1208 in Nicaea, an Orthodox patriarch was elected, but it did not complete the creation of the patriarchate. Since autumn of 1213, the patriarchal throne had remained vacant. Archbishop of Corfu Basil Pediadite insisted on the election of Byzantine patriarch in Constantinople, denying the Latin patriarch of that city any authority over the Byzantines. Chartophylax of the Patriarchal Church Theodore Eirenikos spoked negatively about the convening of a General Council and ruled out any participation in it. In 1214, Emperor Theodore I Laskaris ordered Metropolitan Nicholas Mesarit of Ephesus to head a synod to elect and enthrone a new patriarch as he was preparing to attack Paphlagonia. However, the resistance of the bishops made it impossible to elect a patriarch, compelling the emperor to return to Nicaea. To restore peace in the Church, Nicholas Mesarit presented a text adopted by the members of the Synod and Emperor Theodore. In September 1214 Theodore Eirenikos was elected as a new patriarch.Публикация Сравнительный анализ отечественных и зарубежных исследований по раннехристианской антропологии (до священномученика Иринея Лионского)(Минская духовная академия, 2023) Данилов, Андрей ВладиленовичК настоящему времени издано немало введений в святоотеческое богословие, подробно разбирающих христологию и триадологию, реже пневматологию, в которых содержатся небольшие разделы или абзацы, связанные с раннехристианской антропологией. Однако не существует обобщающих исследований, посвященных анализу развития раннехристианской антропологии в греческой и латинской патристике II–V вв., логике формирования фундамента православной антропологической системы. В русскоязычной богословской мысли антропологии эпохи позднего эллинизма уделялось недостаточно внимания. Задача изучения начальной фазы развития христианской антропологии актуальна и в наше время, поскольку уже тогда были разработаны основные схемы для антропологических моделей, которые зачастую неотрефлексированно используются сегодня православными, католическими и протестантскими богословами, а также представителями Древних Восточных Церквей при разработке своих богословских концепций. Настоящая статья содержит сравнительный анализ литературы, посвященной проблематике раннехристианской антропологии. There are many introductions to patristic theology that have been written, analyzing in detail Christology and triadology, less often pneumatology, in which you can find small sections or paragraphs related to early Christian anthropology. There are no generalizing studies devoted to the analysis of the development of early Christian anthropology in Greek and Latin patristics of the II–V centuries, the logic of the formation of the foundation of the Orthodox anthropological system. In Russian-speaking theological thought, anthropology of the late Hellenistic era was not given enough attention. The task of studying the initial phase of the development of Christian anthropology is relevant in our time, because even then the basic schemes for anthropological models were developed, which are often used today by Orthodox, Catholic and Protestant theologians, as well as representatives of the Oriental Churches when developing their theological concepts. This article contains a comparative analysis of studies on the problems of early Christian anthropology.