"Скрижали". Выпуск №11
Постоянная ссылка коллекцииhttps://elib.minda.by/handle/123456789/364
СКРИЖАЛИ / сост. и гл. ред. архимандрит Сергий (В. В. Акимов). – Минск: Издательство Минской духовной академии, 2016. – Выпуск 11. – 148 с. – (Серия "Ветхозаветные исследования"). – ISBN 978-985-7145-08-9.
В альманах вошли научные статьи, посвященные изучению Ветхого Завета. Авторы статей рассматривают проблемы библейской археологии, текста, перевода, герменевтики, экзегетики, богословия Ветхого Завета. Альманах предназначен для богословов, религиоведов, культурологов, а также всех, кто интересуется библеистикой.
Просмотреть
Публикация Библейские основы этического учения в Первом Послании к коринфянам Климента Римского(Минская духовная академия, 2016) Торканевский, Андрей АнатольевичХристианская этика – это учение христианства, определяющее моральные и нравственные ориентиры поведения человека. Основы христианской этики заложены в новозаветных писаниях. Развитие христианского учения о морали и нравственности продолжалось и в пост-новозаветный период в творениях мужей апостольских и святых отцов Церкви. Особый интерес в этом смысле вызывает Первое Послание Климента Римского к коринфянам, как самый ранний источник, не включенный в состав Нового Завета.Публикация Загадка «Медного свитка» (3Q15): теории и интерпретации(Минская духовная академия, 2016) Лозовский, Аркадий (Лозовский, Вадим Валерьевич; иеромонах); Аркадий (Лозовский, Вадим Валерьевич; иеромонах)Медный Свиток до сих пор остается одной из наиболее загадочных находок в истории ближневосточной археологии. 20 марта 1952 года французский археолог Анри де Контенсон (Henri de Contenson), работающий под эгидой American School of Oriental Research и Ecole Archeologique Franfaise de Jerusalem, обнаружил в пещере № 3 примерно в 2 км к северу от Кумрана два необычных, свернутых в виде свитков, медных артефакта. Как оказалось впоследствии, это были две отдельно свернутые части (секции) единого манускрипта, получившего впоследствии в академических кругах название «Медный свиток» (3Q15).Публикация Концепция «власти небесной» как основополагающий мотив философии истории в книге пророка Даниила(Минская духовная академия, 2016) Богданенков, Александр СергеевичХотя новое видение Даниила датируется третьим годом правления Валтасара, его содержание уносит нас в другую эпоху. Цитадель Сузы, канал Улай, бодливый овен, беспрепятственно гуляющий на просторах земли, – всё это говорит о закате Нововавилонского царства, которое, на момент видения, ещё de jure осуществляет свою власть в ближневосточном регионе.Публикация Ос 4:1-3 как «программное введение» в Ос 4-11(Минская духовная академия, 2016) Соколов, Арсений (Соколов, Андрей Павлович; игумен); Арсений (Соколов, Андрей Павлович; игумен)Второй раздел книги пророка Осии, охватывающий 4-11 главы, состоит из пророчеств как против Израиля в целом, так и против отдельных его групп – священников и правителей. Границы раздела определяются маркерами: текст начинается с общего обвинения, составленного в жанре «судебного процесса» (4:1-2; ср. 2:2), а завершается пророчеством о возвращении из плена (11:10-11; ср. 3:5). Стихи 4:1-3 можно считать вводными ко всему этому раз-делу.Публикация От конфессионального догматизма к поликонфессиональному компромиссу: идеология перевода трудных мест в Современном переводе Библии под редакцией М. П. Кулакова и М. М. Кулакова на примере Дан. 8:8, 9(Минская духовная академия, 2016) Богданенков, Александр СергеевичРабота переводчика, по причине своей сложности, многогранности и творческой составляющей, в отличие от работы редактора и, тем более, работы корректора, оставляет на окончательном варианте текста достаточно много отпечатков личности. И дело здесь не только в обозначенной цели (к примеру, создаётся ли новый перевод Библии для церковных/литургических нужд или же он задуман для домашнего чтения), имеющемся инструментарии (скажем, делается ли перевод Нового Завета с 4-го издания Объединённых библейских обществ, или он делается по Тексту большинства, или за основу перевода взят Textus Receptus) и выбранной методологии (взят ли за основу перевода принцип verbum pro verbo, или же группа учёных придерживается стратегии sensus pro senso).Публикация От редакционной коллегии(Минская духовная академия, 2016) Акимов, Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит); Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит)Публикация Поэтика Книги Хвалений и мировая лирическая поэзия(Минская духовная академия, 2016) Синило, Галина ВениаминовнаВ великом поэтическом космосе Библии, а точнее – Еврейской Библии (Biblia Hebraica), или Танаха, получившего в Христианской Библии статус первой части – Ветхого Завета, особое место занимают лирические жанры. Именно они оказали большое влияние на последующую поэтическую традицию, как религиозную, так и светскую, и не только в плане философском, идейно-тематическом, но и жанровом, стилистическом, ритмомелодическом. Яркие лирические фрагменты встречаются в эпических и законодательных книгах Торы (Пятикнижия Моисеева), в эпически-хроникальных книгах раздела Невиим (Пророки). Силен лирический элемент и в пророческих книгах. Одна-ко полнее всего лирика в непосредственном значении этого слова, как самораскрытие и самоисследование души чело-века, как род литературы, где, по определению Г. В. Ф. Гегеля, объект тождествен субъекту, представлена в третьем разделе Танаха – Кетувим (Писания), или Агиографы (Пи-сания Духом Святым).Публикация Проблемы перевода и толкования Еккл. 1:4-7(Минская духовная академия, 2016) Акимов, Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит); Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит)Отрывок Еккл. 1:4-7 является частью первого раздела Книги Екклезиаста (Еккл. 1:2-11), который следует после надписания (Еккл. 1:1) и является общим введением в книгу. После рамочного стиха, который начинает книгу (Еккл. 1:2) и завершает ее (Еккл. 12:8), автор, развивая высказанную мысль, задает риторический вопрос о пользе, выгоде, смысле всех дел человека, вопрос, в котором заложен отрицательный ответ: от своих дел любой человек ничего не приобретает (Еккл. 1:3). Последующие рассуждения вводного раздела представляют собой взгляд человека, который оценивает мир с позиции человеческой мудрости, оторванной от божественного контекста. О Боге впервые вспоминается только в Еккл. 1:13, причем в словах, содержащих скрытый упрек: Бог дал сынам человеческим тяжкий труд, чтобы они трудились им.Публикация Рец.: Единство церкви в Новом Завете / Под ред. Ульриха Луца (Серия «Современная библеи-стика»). – М.: Издательство ББИ, 2014. – xvi + 215 c.(Минская духовная академия, 2016) Бюркле, БрэднПубликация Рец.: Шварц Ганс. Мартин Лютер. Введение в жизнь и труды / Пер. с нем. (Серия «История Церк-ви»). – М.: Издательство ББИ, 2014. – xii + 244 с.(Минская духовная академия, 2016) Тихомиров, Антон ВладимировичКнига Ганса Шварца «Мартин Лютер. Введение в жизнь и труды» заслуженно считается одним из стандартных богословских трудов, посвященных великому реформатору. Она имеет серьезный авторитет и пользуется популярностью среди тех, кто изучает жизнь и учение Мартина Лютера, а также историю Реформации. Поэтому появление этой книги на русском языке – это, несомненно, важное событие.