"ΧΡΟΝΟΣ", № 10, 2022
Постоянная ссылка коллекцииhttps://elib.minda.by/handle/123456789/1604
ΧΡΟΝΟΣ. Церковно-исторический альманах / гл. ред. канд. богосл., доцент А. В. Слесарев. – Минск : Издательство Минской духовной академии, 2022. – №10. – 155 с. : ил. – ISSN 2519-8122
Просмотреть
Публикация Документы по истории Жировичского Успенского монастыря за 1825–1901 гг. в собрании Национального исторического архива в г. Гродно(Издательство Минской духовной академии, 2022) Гришковец, Агафон (Гришковец, Андрей Сергеевич; иеродиакон); Агафон (Гришковец, Андрей Сергеевич; иеродиакон)Несмотря на то, что Жировичский Успенский монастырь является одним из самых известных в Беларуси, в исследовании его богатой истории по-прежнему остаются «белые пятна». Архивные собрания хранят дела, которые ждут своего исследователя. Жизнь и деятельность монастыря включает в себя различные аспекты, комплексное изучение которых позволяет составить целостное представление об истории монастыря в изучаемый период. Поскольку территориально Жировичский монастырь располагался на территории Гродненской губернии, ряд дел, освещающих отдельные аспекты жизни Жировичской обители в XIX–XX вв., сохранился в фондах Национального исторического архива Беларуси в Гродно. Знакомство с сохранившимися документами позволяет выявить имена и биографические сведения ряда насельников Жировичского монастыря, а также некоторые сведения о материальном обеспечении монастыря и осуществлявшихся ремонтных работах.Публикация «Мысль о довершении высшего образования и о научной работе в области истории не покидает меня никогда…». Автобиография иерея Виталия Борового (1945 г.)(Издательство Минской духовной академии, 2022) Слесарев, Александр ВалерьевичВ публикации представлен текст автобиографии протопресвитера Виталия Борового (1916–2008), подготовленный им в первый год своего священнического служения. Получив богословское образование в Виленской духовной семинарии, он обучался на факультете православного богословия и историческом отделении гуманитарного факультета Варшавского университета. Начало Второй мировой войны помешало ему завершить высшее образование и профессионально заняться научной деятельностью. Приняв иерейское рукоположение в 1944 г., он уже в следующем году изъявил желание войти в состав преподавательской корпорации Богословско-пастырских курсов, открытие которых планировалось при Жировичском монастыре. О своем намерении молодой священнослужитель письменно сообщил уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви по БССР, приложив к обращению публикуемый ниже текст автобиографии. Направление этих документов стало началом его многолетнего служения в сфере православного духовного образования и науки.Публикация Анализ историографии по развитию раннехристианской антропологии (от священномученика Иринея Лионского до блаженного Августина Иппонского)(Издательство Минской духовной академии, 2022) Данилов, Андрей ВладиленовичВ статье на основании историографического анализа делается вывод о том, что несмотря на множество работ по раннехристианской патристике, по влиянию античной философии на формирование христологии и триадологии в трудах христианских богословов поздней античности, в богословской науке отсутствуют широкоохватные и детальные исследования не просто по антропологическим воззрениям отдельных отцов Церкви, а именно по вопросу развития христианской антропологии в греческой и латинской патристике II–V вв. Согласно исследованиям автора статьи, спорадические богословские наработки раннехристианской антропологии, испытывая влияние со стороны современных им христологических, триадологических, пневматологических и сотериологических концепций, в свою очередь оказывали влияние на них. Они заложили фундамент для построения антропологической системы Православия в эпоху раннего средневековья кон. V – кон. XII вв.Публикация Ксенофонт Говорский: на пути к изданию «Вестника Западной России»(Издательство Минской духовной академии, 2022) Щеглов, Гордей Эдуардович; иерейПо сегодняшний день личность Ксенофонта Антоновича Говорского (1811–1871), известного издателя общественно-политического журнала «Вестник Западной России» (1862–1871), по-разному оценивалась и оценивается исследователями. Одни рисуют его образ темными красками, другие, напротив, превозносят, и всё это в зависимости от идеологических или идейных пристрастий. Впрочем, эти оценки касаются прежде всего деятельности К. А. Говорского как редактора-издателя «Вестника». Вместе с тем его биография до настоящего времени написана не была. Настоящая публикация как раз и представляет попытку реконструкции жизни К. А. Говорского и того, как вызревала идея издания журнала и каким образом он был учрежден. Исследование написано преимущественно на основании многочисленных архивных источников, большинство сведений из которых впервые вводится в научный оборот. Заметим, что в публикации представлен период жизни К. А. Говорского до начала издания «Вестника», хронологически охватывающий полстолетия.Публикация Положение Жировичского монастыря в 1944–1947 гг. в свете документов уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви по Барановичской области(Издательство Минской духовной академии, 2022) Семуха, Дмитрий, протоиерейВ статье рассматривается положение Жировичского Успенского мужского монастыря в первые послевоенные годы в контексте церковной жизни и церковно-государственных отношений в БССР. Освещается деятельность настоятеля архимандрита Митрофана (Гутовского), его взаимоотношения с представителями государственной власти, богослужебная, образовательная и хозяйственная деятельность обители. Впервые вводятся в научный оборот документы уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви по Барановичской области из собрания Зонального государственного архива в г. Барановичи. Делается вывод о о поступательном развитии Жировичской обители в первые послевоенные годы и о сохранении обителью высокого авторитета в среде православного населения Беларуси.Публикация Мотивы вступления в цистерцианский монастырь в «Диалоге о чудесах» Цезария Гейстербахского(Издательство Минской духовной академии, 2022) Кузьменко, Елена АлексеевнаСтатья посвящена раскрытию мотивов вступления мирян в цистерцианский орден, известный своим благочестием и строящий свою идентичность через утверждение превосходства над бенедиктинским орденом. Методология исследования темы вступления в монастырь включает герменевтический анализ текста, типологический анализ, сравнительный анализ. Мотивы не укладываются в двучленную оппозицию «достойные-недостойные», социальные вызовы оказывают большое влияние на принятие решения. Помимо собственно мотивов, статья показывает, как монастырская семья воспринимает эти мотивы, какую характеристику им дает. В заключении делается вывод, что для многих мирян мотивы благочестия уступают по значимости мотивам, связанным с кризисным социальным положением, нерешенностью бытовых проблем и низким социальным статусом.