04. Научные публикации преподавателей и студентов
Постоянная ссылка разделаhttps://elib.minda.by/handle/123456789/1655
Просмотреть
9 результатов
Результаты поиска
Публикация ДИНАМИКА ИДЕНТИФИКАЦИИ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ В ПЕЧАТНЫХ СМИ(Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова, 2019) Мартинович, Владимир АлександровичСтатья посвящена разрешению проблемы количественного анализа динамики общественной реакции на феномен новых религиозных движений в диахронической перспективе. Процесс идентификации НРД, лежащий в основании любых форм общественной реакции на феномен НРД, представляется в качестве важного объекта анализа заявленной темы. Проводится различие между динамикой освещения темы НРД в СМИ и динамикой их идентификации в СМИ. Предлагаются, операционализируются и апробируются в рачках пилотажного исследования основные параметры анализа динамики идентификации НРД, характеризующие: а) объем внимания общества к феномену НРД; б) избирательную направленность внимания на отдельные типы НРД; в) устойчивость внимания к конкретным типам НРД; г) специфику распределения акцентов внимания к НРД. Рассматривается возможность применения означенных параметров к анализу процесса идентификации НРД в иных институтах общества.Публикация Идентификация новых религиозных движений в практике редакций и журналистов печатных СМИ(2022) Мартинович, Владимир АлександровичСоциальные институты избирательно реагируют на религиозное многообразие современного мира. В результате формируется дисбаланс между фактически действующими в публичном пространстве новыми религиозными движениями и уровнем их идентификации социальными факторами. Новые религиозные движения, попадающие в разных странах в фокус внимания, по большинству своих характеристик нерепрезентативны для генеральной совокупности нетрадиционных религиозных сообществ этих стран. Тем не менее, для социальных факторов они становятся референтным образцом при формировании представлений о феномене новых религиозных движений в целом. Чем выше уровень дисбаланса, тем в меньшей степени социальные представления о новых религиях соответствуют их фактическим характеристикам в конкретном регионе. Комплексное изучение идентификации новых религий позволяет объяснить происхождение распространяемых в обществе представлений и иллюзий об новых религиозных движениях, прояснить логику действий социальных факторов в конфессиональной сфере, до определенной степени предсказать их результаты. Аномально большие показатели дисбаланса для отдельных институтов общества требуют дополнительного анализа. Для печатных СМИ Республики Беларусь разрыв между идентифицированными и действующими в стране группами составляет более 700 организаций для периода 1988–2021 гг. Настоящая статья посвящена анализу факторов, влияющих на редакции и на журналистов печатных СМИ в процессе подготовки ими материалов по новым религиозным движениям в целом, и их идентификации в частности. В качестве основных факторов выделены: государственное регулирование, политический заказ и цензура, запросы в редакцию от населения, яркий информационный повод, контакт журналиста с новым религиозным движением, конфликт религиозной группы с редакцией СМИ, личность и опыт журналиста, специализация журналиста на теме новых религиозных движений, контакт журналиста с профессиональными сектоведами. Анализируется уровень влияния каждого фактора на идентификацию новых религиозных движений в прессе, вскрываются методологические проблемы анализа данной темы. Показывается, что в силу специфики феномена нетрадиционной религиозности и организации работы редакций и журналистов печатные СМИ могут только избирательно идентифицировать новые религии.Публикация ИСТОРИОГРАФИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ РЕЛИГИОЗНОГО КОНТЕНТА В КИНЕМАТОГРАФЕ(Электронная библиотека Минской духовной академии, 2021-06-23) Иванов, Иван АлександровичКинематограф как социокультурный феномен всегда так или иначе включал в себя религиозный компонент, выраженный в религиозном контенте. Бурное развитие кинематографа в XXI веке, оказывающего мощное влияние на формирование духовных идеалов общества, интерес к религиозному контенту в кинематографе, обилием в кинематографе религиозных сюжетов, символов, смысловых конструкций, а также многочисленными случаями использования новыми религиозными движениями кинематографа для трансляции собственных идей делают необходимым изучение как непосредственно самого религиозного контента в кинематографе, так и методологии анализа религиозного контента. Данная статья посвящена обзору историографии исследований религиозного контента зарубежными и отечественных авторами. Поскольку зарубежные исследования представлены в намного большем количестве, на наш взгляд, было целесообразно поделить их на три основных подхода: феноменологический подход, литературоведческий подход и антропологический подход. Исследования русскоязычного научного дискурса рассмотрены в отдельном параграфе.Публикация Церковная жизнь белорусской эмиграции на территории Бельгии в 1950 — начале 1970-х гг.(Издательство СПбДА, 2020) Слесарев, Александр ВалерьевичПослевоенная жизнь белорусской эмиграции характеризовалась обостренным противостоянием двух политических центров — Рады Белорусской Народной Республики (БНР) и Белорусской Центральной Рады (БЦР). В конкуренции за влияние на белорусских беженцев они предлагали каждая свой сценарий разрешения церковно-юрисдикционного вопроса. Руководство БЦР вначале призывало белорусов к переходу в Русскую Православную Церковь Заграницей, а с 1950 г. стало содействовать открытию белорусских приходов в составе Константинопольского Патриархата. Рада БНР содействовала формированию в 1948–1949 гг. неканоничной Белорусской автокефальной православной церкви (БАПЦ). Установление представителями БНР тесных контактов с Католическим университетом Лёвена обеспечило многим белорусам возможность получения высшего образования в Бельгии. Это обстоятельство не только существенно укрепило позиции БНР в среде бельгийских белорусов, но и позволило сформировать церковную структуру БАПЦ на территории Бельгии. Настоящая статья посвящена истории организации церковной жизни белорусской диаспоры в Бельгии со времени открытия первого белорусского прихода в 1950 г. до полного прекращения деятельности белорусских церковных структур на территории страны в начале 1970-х гг.Публикация Попытки восстановления церковного единства белорусской диаспоры в 1963–1967 гг.(Издательство СПбПДА, 2019) Слесарев, Александр ВалерьевичКонкурентная борьба за влияние на белорусскую диаспору, развернувшаяся с кон. 1940-х гг. между Белорусской Народной Республикой и Белорусской Центральной Радой, явилась одной из важнейших предпосылок разделения православных белорусов по церковно-юрисдикционному признаку. Основным направлением конфессиональной политики БНР было всемерное содействие развитию Белорусской автокефальной православной церкви, неканоничным образом сформированной в 1948–1949 гг. Начиная с 1950-х гг. руководство БЦР способствовало открытию белорусских приходов юрисдикции Константинопольского Патриархата. На протяжении ряда лет взаимоотношения белорусского духовенства обеих православных юрисдикций осложнялись острыми противоречиями не только церковного, но и политического характера. В 1963 г. наметились тенденции к сближению между сторонниками двух политических центров белорусской эмиграции, что предполагало начало преодоления взаимного отчуждения между представителями БАПЦ и белорусских приходов Константинопольского Патриархата. Прямым следствием начавшихся процессов стало инициирование секретарем Синода БАПЦ архиепископом Василием (Томащиком) вопроса легализации этой религиозной организации со стороны Вселенской Патриархии.Однако категорическое нежелание членов управления епархии БАПЦ в США, Канаде и Европе пересмотреть свое отношение к провозглашенной неканоничным путем автокефалии фактически завело в тупик начавшиеся переговоры. Другой причиной несостоявшегося восстановления церковного единства между православными белорусами в диаспоре стало сопротивление администратора белорусских приходов Американской архиепископии Константинопольского Патриархата протопресвитера Николая Лапицкого. Обладая широкими административными полномочиями, протопресвитер мог утратить свое влияние в случае легитимации БАПЦ и ее последующего объединения с каноничными белорусскими приходами. Вышеозначенные факторы способствовали углублению противоречий между двумя группами православных белорусов в диаспоре, что привело инициаторов церковного сближения к прямо противоположным результатам.Публикация Роль Белорусской автокефальной православной церкви в развитии и организационном оформлении церковного раскола Австралийской архиепископии Константинопольского Патриархата (1959–1965 гг.)(Издательство СПбПДА, 2019) Слесарев, Александр ВалерьевичИстория соучастия неканоничной Белорусской автокефальной православной церкви в развитии и структурном оформлении раскола Австралийской архиепископии Константинопольского Патриархата до сих пор не находила отражения в российской историографии. Наблюдавшиеся в сер. 1950-х гг. тенденции к усилению влияния епархиального центра и попытки архиепископии лишить австралийские приходы традиционной для них автономии привели к образованию Федерации греческих православных общин в Австралии, объединившей оппозиционно настроенные приходские общины. Развитие внутреннего кризиса Австралийской архиепископии имело следствием присоединение целого ряда греческих приходов к БАПЦ, после чего они образовали неканоничную Святую греческую православную церковь в Америке и Австралии. Поддержка церковного раскола первоиерархом БАПЦ архиепископом Сергием (Охотенко) повлекла за собой резкое осуждение его действий Синодом Константинопольского Патриархата, в 1962 г. заявившим о безблагодатности всех таинств, совершаемых в названной белорусской церковной юрисдикции. Данное решение Вселенской Патриархии обретает особую актуальность в настоящее время, когда активизируются попытки Фанара поддержать и признать каноническую легитимность неканоничных церковных сообществ, возникших в результате самопровозглашения собственной автокефалии.Публикация Предпосылки возникновения и история развития Белорусского Совета православных церквей в Северной Америке в 1950–1976 гг.(Издательство СПбПДА, 2019) Слесарев, Александр ВалерьевичИстория церковной жизни послевоенной белорусской эмиграции вплоть до настоящего времени остается практически неизученной. Развернувшееся во второй половине 1940-х гг. противостояние между последователями Белорусской Народной Республики и Белорусской Центральной Рады, двух политических центров белорусской диаспоры, привело к церковному расколу. Следствием реализации конфессиональной политики БНР стало возникновение неканоничной Белорусской автокефальной православной церкви. Руководство БЦР первоначально поддерживало инициативу перехода православных белорусов в юрисдикцию Русской Православной Церкви Заграницей, однако с 1950 г. стало пересматривать свою стратегию религиозной политики. При самом непосредственном участии политических лидеров БЦР на протяжении 1950–1960-х гг. происходило открытие белорусских приходов в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Логическим следствием развития означенных процессов стало произошедшее в 1970 г. формирование Белорусского Совета православных церквей в Северной Америке, ставшего автономной структурой в составе Американской архиепископии Константинопольского Патриархата. Настоящая статья посвящена рассмотрению предпосылок возникновения и начальной истории Белорусского Совета православных церквей в период административного возглавления белорусских приходов на территории США и Канады протопресвитером Николаем Лапицким. Научные публикации преподавателейКоллекция Научные публикации студентовКоллекция