Церковная наука в начале третьего тысячелетия: актуальные проблемы и перспективы развития

Постоянная ссылка разделаhttps://elib.minda.by/handle/123456789/484

Просмотреть

Результаты поиска

Показано 1 - 10 из 180
  • Публикация
    ТЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
    (Издательство Минской духовной академии, 2021) Сергий, архимандрит (Акимов Виталий Викторович)
    В 2018 г. исполнилось двадцать пять лет теологическому образованию в Республике Беларусь, а в 2019 г. – 25 лет Институту теологии Белорусского государственного университета, который является основным государственным учреждением образования в Беларуси, осуществляющим подготовку теологов. Начало же теологического образования было связано с событиями, происходившими в годы так называемой Перестройки.
  • Публикация
    СВЯТИТЕЛЬ ИННОКЕНТИЙ (СМИРНОВ) ПЕНЗЕНСКИЙ КАК ПАСТОРОЛОГ
    (Издательство Минской духовной академии, 2021) Чарный, Алексий, иерей
    Святитель Иннокентий (Смирнов) Пензенский (1784–1819) получил известность, в первую очередь, как автор «Начертания истории от библейских времен до XVIII в. в пользу духовного юношества» [3] – книги, надолго ставшей основным учебником церковной истории для духовных школ. Однако, помимо этого, он составил одну из первых систематических работ в области практического богословия на русской почве – «Богословие деятельное» [5]. Следует обратить внимание, что в нем он отходит от своих предшественников, в частности – от автора первого подобного труда – архимандрита Феофилакта (Горского) (ум. в 1788), впервые включившего пастырскую составляющую в учебный курс богословия [14]. Несмотря на то, что Феофилакт заимствовал структуру своей богословской системы у немецкого протестантского автора Иоганна Франца Буддеуса (1667–1729) [13], он излагает преимущественно основы «пастырского благоразумия»: проповедь слова Божия, совершение Таинств, «власть ключей», качества, которыми должен обладать священнослужитель и особенности священнического призвания [10, с. 29].
  • Публикация
    БОГОСЛОВСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ИГРЫ И АНТРОПОЛОГИЯ ИГРАЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА
    (Издательство Минской духовной академии, 2021) Данилов, Андрей Владиленович
    Ритуалы с нефункциональным игровым характером испытывают потребность в апологии со стороны религиозного права и теологии, когда, например, предписывается ежедневный ритуал, важный для поддержания контакта с посылающим благодать божеством. Свойством игры является то, что нидерландский философ Йохан Хёйзинга именует «священной серьезностью» (1938): «Любая игра, ребенка ли, взрослого ли, может проходить с полнейшей серьезностью… Ребенок играет в полном самозабвении, – можно с полным правом сказать: в священной серьезности. Но он играет, и он знает, что он играет. Спортсмен играет с безмерной серьезностью и с отчаянною отвагой. Он играет, и он знает, что он играет. Актер целиком уходит в игру. Тем не менее он играет и сознает, что играет. Скрипач переживает священный восторг, он переносится в мир вне и выше обычного мира, но то, что он делает, остается игрою. Игровой характер может быть присущ самым возвышенным действиям. Можно ли провести эту линию вплоть до культовых действий и утверждать, что священнослужитель, совершая ритуал жертвоприношения, все- таки остается в рамках игры? Кто допускает это в богослужении, допускает это и относительно всего прочего. Понятия обряда, магии, литургии, таинства и мистерии – все они оказались бы тогда в сфере значения понятия игры… Квалифицируя священнодействие как игру, мы вовсе не впадаем в ошибку. Оно во всех отношениях есть игра по своей форме, но и по своей сущности оно является ею, коль скоро оно всех, кто в нем участвует, переносит в иной мир, отличный от обыкновенного» [16, с. 45–46].
  • Публикация
    RELIGIONSWISSENSCHAFT КАК KULTURWISSENSCHAFT: ПЕРЕФОРМИРОВАНИЕ ГРАНИЦ ДИСЦИПЛИНЫ
    (Издательство Минской духовной академии, 2021) Коденев, Максим Алексеевич
    Споры о «кризисе» той или иной дисциплины регулярно возникают в рамках любой науки с постоянной периодичностью. Это не свидетельствует о кризисе дисциплины, но, напротив, показывает, что на жива, развивается и серьезно относится к рефлексии надо собственными основаниями. Религиоведение не избежало подобных споров. С разных сторон на дисциплину обрушиваются критические замечания о ее предмете, методологии, дефиниции религии, возможности эпистемологического исследования религиозного опыта и т. д. Действительно, споры о дефиниции религии, не утихающие со времени формирования этой дисциплины, все чаще заканчиваются отказом от точной дефиниции, религия рассматривается как «открытое понятие», а в крайних случаях предлагается отказаться от понятия религии как термина, вообще. Это слово, происходящее из латинского языка и неразрывно связанное с западной культурной традицией, в других культурах не имеет не только адекватных понятий для перевода, но и не соответствует тем сегментам культуры, которые мы привыкли относить к «религиозным». Так, Д. Саббатуччи пишет, что категория «религиозный» является «действительной и функциональной, только если оставаться в рамках западной культуры, где она что-то значит только в сопоставлении с категорией светского (civico)» [6, с. 46]. Далее он продолжает в достаточно пессимистическом ключе: «В принципе нет никаких объективных критериев, используя которые, факты из культур, отличных от западной, можно отнести к категории религиозного» [6, с. 46].
  • Публикация
    ДОМ ТРУДОЛЮБИЯ ГРОДНЕНСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО СОФИЙСКОГО БРАТСТВА В 1893–1895 ГГ.
    (Издательство Минской духовной академии, 2021) Восович, Сергей Михайлович
    Во второй половине XIX в. во всех губернских городах так называемого Северо-Западного края Российской империи были учреждены православные братства. Не исключением был г. Гродно. Здесь 14 марта 1882 г. при местном соборе было организовано Софийское православное братство в память царя-освободителя Александра II. Устав данной организации был утвержден архиепископом Литовским и Виленским Александром 19 февраля 1882 г.
  • Публикация
    ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В МОГИЛЕВСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ (1758–1798 ГГ.)
    (Издательство Минской духовной академии, 2021) Наумчик, Виталий Васильевич, иерей
    В любом учреждении, работа которого направлена на обучение детей, очень важно, чтобы учебный процесс был налажен и имел четкую систему, поскольку учебный процесс – специально сформированное, целенаправленное взаимодействие между педагогами и воспитанниками, для решения образовательных, воспитательных и развивающих задач.
  • Публикация
    ФОРМИРОВАНИЕ ОБНОВЛЕНЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ СВЯЩЕННИКА-ЭСПЕРАНТИСТА ИННОКЕНТИЯ СЕРЫШЕВА: В ОППОЗИЦИИ К ПРАВОСЛАВИЮ
    (Издательство Минской духовной академии, 2021) Баконина, С. Н.
    Имя одного из участников революционного движения в России, священника Русской Православной Церкви, эсперантиста Иннокентия Николаевича Серышева когда-нибудь обязательно займет свое место среди таких представителей российского либерального духовенства ХХ в., как священники Григорий Петров, Георгий Гапон и их менее известные последователи. Честолюбивый и амбициозный, склонный к авантюризму и демагогии, плодовитый публицист, интересный лектор и оратор, способный увлечь слушателей своими речами, он считал себя «гражданином мира», человеком, не привязанным ни к какой стране и ни к какой религии. Он был революционером!
  • Публикация
    УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ ВИЛЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ В 1919–1939 ГГ.
    (Издательство Минской духовной академии, 2021) Гиндренас, Андрюс Валдасович
    Организация учебного процесса в духовных школах Русской Православной Церкви Синодального периода прошла долгий путь, много раз значительно менялась, реформировалась и оттачивалась. Реформы духовного образования в XIX в. принесли очень плодотворные результаты, которые совершенно изменили репутацию русской богословской науки, не только внутри самой России, но и на международной арене. Литовская греко-униатская духовная семинария (1828–1839 гг.) с момента открытия по плану ее основателя прелата Иосифа Семашко руководствовалась уставом российских духовных семинарий 1814 г., с некоторыми особенностями, которых требовала специфика униатской духовной школы. В дальнейшем, после перевода учебного заведения в губернскую столицу Вильно, ее администрация руководствовалась уставом 1867 г. и несколько позже уставом 1884 г. Последняя редакция устава духовных школ 1910–1911 гг., успела воплотиться в жизни только духовных академий [1, с. 488]. Кроме этого, в период 1884–1917 гг., Святейшим Синодом издавались разные дополнения и корректировки для действующих уставов. Поместный собор Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. также поднял вопрос о необходимости реформ духовного образования и успел вынести определенные официальные заявления.
  • Публикация
    СОВРЕМЕННАЯ БОГОСЛОВСКАЯ ПОЛЕМИКА ВОКРУГ ТЕРМИНА «ΔΙΚΑΙΟΣΎΝΗ» В ПОСЛАНИИ АПОСТОЛА ПАВЛА
    (Издательство Минской духовной академии, 2021) Грицевич, Владимир Дмитриевич, иерей
    Послания апостола Павла составляют существенную часть Нового Завета. В них святой поднимает различные как нравственные, так и вероучительные вопросы. Начинает формироваться христианское богословие. Стоит выделить послание к Римлянам. Во первых, это послание, пожалуй, единственное которое обращено к общине, не созданной лично апостолом Павлом. Во-вторых, на сегодняшний день, это послание одно из немногих, подлинность которого не оспаривается библейской наукой. В-третьих, в нем апостол раскрывает богословские темы, ранее им не затрагиваемые. В Послании к Римлянам апостол Павел подошёл ближе всего к систематическому изложению своих собственных богословских взглядов.
  • Публикация
    ПОНЯТИЯ ЛИЧНОСТИ, ДУХА И ДУШИ У СВЯТИТЕЛЕЙ ИГНАТИЯ (БРЯНЧАНИНОВА) И ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА В КОНТЕКСТЕ ИХ ПОЛЕМИКИ О ПРИРОДЕ ДУШИ И АНГЕЛОВ
    (Издательство Минской духовной академии, 2021) Копьев, Владимир Геннадьевич, иерей
    Полемику, или обмен мнениями святителей Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника о природе души и ангелов можно анализировать с очень разных сторон, и в различных контекстах. В этом докладе мы попробуем взглянуть на спор двух святителей, сравнивая их понимание личности, души и духа. Поскольку душа и дух относятся к природе, необходимо раскрыть в контексте полемики святителей как понятие личности, так и его связь с понятиями души и духа. При этом также важно коснуться проблемы дихотомизма трихотомизма в богословии святителей.
© Оформление. Издательство Минской духовной академии