05. "Скрижали": библейский журнал

Постоянная ссылка разделаhttps://elib.minda.by/handle/123456789/10

Информация

«Скрижали»: библейский журнал — специализированное научное издание, которое представляет исследования, посвященные изучению Священного Писания Ветхого и Нового Завета. В период с 2011 по 2021 год журнал издавался в двух сериях: «Ветхозаветные исследования» и «Новозаветные исследования». С 2021 года выходит в свет не реже двух раз в год. Журнал предназначен для богословов, религиоведов, культурологов, а также всех, кто интересуется библеистикой. В качестве приложения к альманаху издаются научные монографии, посвященные рассмотрению отдельных проблем современной библеистики, а также сборники статей студентов. Журнал участвует в организации и проведении научных конференций по библеистике, в том числе студенческих конференций.

Главный редактор, составитель и учредитель журнала — архимандрит Сергий (Акимов, Виталий Викторович), доктор богословия, профессор, профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Мефодия и Кирилла.

«Скрижали» включены в Общецерковный перечень рецензируемых изданий, в которых должны публиковаться результаты исследований соискателей церковных ученых степеней доктора богословия, доктора церковной истории и кандидата богословия.

Зарегистрированы в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ), договор № 112-03/2017 от 09.03.2017 г.

Рекомендованы к изданию кафедрой библеистики и богословия Минской духовной академии.

Сайт библейского альманаха "Скрижали"

Просмотреть

Результаты поиска

Показано 1 - 8 из 8
  • Изображение обложки
    Публикация
    Экзегетический анализ Еф. 4:17–24
    (Минская духовная академия, 2024) Грицевич, Владимир Дмитриевич; иерей
    В данной статье представлен экзегетический анализ отрывка из Послания апостола Павла к Ефесянам (Еф. 4:17–24), где апостол Павел раскрывает свое учение о новом творении и обновлении падшей человеческой природы. Апостол Павел указывает на то, что и иудеи, и язычники должны после того, как приняли Христа, изменить свою жизнь согласно Евангелию. Так как Послание в первую очередь адресовано язычникам, то апостол Павел приводит примеры из жизни язычников, но в то же самое время подводит читателя к той мысли, что и иудеи в своей замкнутости на Законе уподобляются язычникам. Апостол Павел указывает на тот факт, что человек создан по образу и подобию Божию, а Бог пребывает в праведности, следовательно, и верующие должны пребывать в ней, а для этого им стоит изменить свою жизнь. Данный отрывок, как и тема праведности в общем, представляется важным, так как от понимания этого термина зависит то, как будет пониматься и сотериология в целом. В данной статье автор привлекает как святоотеческие, так и современные комментарии, что позволяет рассмотреть проблемную тему с различных ракурсов.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Проблемы перевода и толкования Еккл. 1:3
    (Минская духовная академия, 2023) Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит); Акимов, Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит)
    Статья посвящена проблемам перевода и интерпретации Еккл. 1:3. Данный стих рассматривается как в контексте рассказа Книги Бытие о грехопадении, так и в контексте самой Книги Екклесиаста – ближайшем и общем. Риторический вопрос третьего стиха раскрывает содержание второго стиха и является его продолжением. Этот вопрос является одним из главных вопросов всей книги. Одновременно с этим, он начинает фрагмент Еккл. 1:3 – 3:9, который имеет хиастическую структуру. В статье дается анализ русских и ряда английских переводов, которые предлагают различные варианты понимания текста. Автор статьи считает, что поскольку Екклесиаст сознательно создавал сложный для понимания текст, при переводе нельзя упрощать этот текст. В тех случая, когда текст отличается вариативностью, эту вариативность важно сохранять. Иудейские комментаторы стремились смягчить скептическое настроение Екклесиаста. Они противопоставляли обычный земной труд и труд по изучению Торы, который имеет ценность «выше солнца». Христианские комментаторы развивали иудейскую традицию толкования, при этом они рассматривали этот стих в контексте Нового Завета и его учения о важности добрых дел.
  • Изображение обложки
    Публикация
    «Нет праведного ни одного»: толкование Рим. 3:9–20
    (Минская духовная академия, 2023) Грицевич, Владимир Дмитриевич; иерей
    В статье представлен экзегетический анализ заключительного отрывка вводной части Послания к Римлянам (Рим. 3:9–20), где апостол Павел завершает изложение мысли о власти греха над человечеством до пришествия в мир Спасителя. В указанном отрывке апостол подводит читателя к мысли о том, что своими делами никто не может спастись, даже правоверный иудей, соблюдающий все заповеди Торы. Исследуемый отрывок состоит из нескольких частей. Первая и третья излагают тяжелое состояние человека, пребывающего под грехом и лишенного благодати Божией, а вторая – собрание ветхозаветных цитат, которые апостол приводит для подтверждения своей мысли, а также для указания контекста и актуальности проблемы. Апостол Павел использует распространенный метод «нанизывания жемчуга», когда несколько цитат из Писания следуют одна за другой, дополняя предыдущую и создавая единый связанный текст. Так как данный отрывок завершает вводный раздел Послания к Римлянам, то становится понятным, что апостол Павел специально именно здесь приводит такой объем текстов, чтобы настроить читателя к анализу библейских образов, которые будут разбираться в следующих главах. При анализе отрывка использовались как святоотеческие толкования, так и современные. При разборе катены большое внимание уделялось именно ветхозаветному содержанию для того, чтобы раскрыть контекст мысли апостола Павла. Данный отрывок, как и тема праведности в общем, представляется важным, так как от понимания этого термина зависит то, как будет пониматься и сотериология в целом. Как можно видеть из сравнения комментариев, современные экзегеты иногда приближаются к святоотеческой мысли, а иногда высказывают мысли, не совпадающие с православным богословием.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Иерусалим и фарисейское доминирование в эпоху Второго Храма
    (Минская духовная академия, 2020) Тарасенко, Александр Александрович
    В статье проанализирован известный в западной библеистике тезис Мортона Смита о незначительном политическом и религиозном влиянии фарисеев, который на протяжении десятилетий привлекает внимание многих историков и теологов, исследователей Нового Завета. С целью показать эту тему как можно более объемно, автор уделяет большое внимание иудейским и христианским источникам начала новой эры, а также современным исследованиям. Кроме того, он считает, что источники изображают фарисеев обитающими в Иерусалиме не по причине их малой численности и узкого географического распространения, а в силу того, что столица иудейского мира была главным, исключительным центром духовной и интеллектуальной жизни евреев. Святой город притягивал и другие иудейские группы и секты, включая ессеев, так как в нем находился единственный легальный, с точки зрения палестинских евреев, Храм и множество синагог. По мнению автора, фарисеи как широкое движение были достаточно влиятельной группой и оказывали заметное влияние на жизнь Иерусалима и Иудеи до 70 г.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Сила и «бессилие» Христа в Евангелии от Матфея
    (Минская духовная академия, 2020) Викулов, Андрей Сергеевич; диакон
    В статье исследуется Евангелия от Матфея на предмет использования Иисусом Христом собственной силы. Сопоставляется враждебное воздействие внешних сил на Христа и добровольное сокрытие Господом Своей божественной силы. В статье также приводится попытка ответить на вопрос, в чем заключается сила Христа.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Nero-redivivus и Liber genealogus: патристический аспект толкования Откр. 13:18
    (Минская духовная академия, 2020) Лозовский, Аркадий (Лозовский, Вадим Валерьевич; иеромонах); Аркадий (Лозовский, Вадим Валерьевич; иеромонах)
    В Откр. 13:18 говорится, что число зверя – это число человека. В течение практически двух столетий большинство ученых полагали, что этим «человеком» был римский император Нерон. Хотя, по мнению некоторых авторов, идентификация Нерона является «наиболее широко принятой» интерпретацией, одной из основных проблем является отсутствие ее обоснования в патристической литературе. В данной статье рассматривается североафриканская летопись V в. «Liber genealogus», в которой затрагивается вопрос об использовании ранними христианами имени Нерона в своих расчетах числа зверя. В статье содержится перевод части летописи, контекстуализация и экзегетический анализ ее определенных отрывков, их дальнейшее сопоставление с мнением св. Иринея и обсуждение их значения для библейских исследований.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Эрос vs. агапе: Пир Платона и Ин. 13–17
    (Минская духовная академия, 2020) Тарасенко, Александр Александрович
    В статье рассматриваются возможные параллели между сценой Тайной вечери в Четвертом Евангелии и платоновским диалогом Пир, который, по мнению ее автора, был знаком читателям из иудейской и христианской среды. По этой причине сам диалог анализируется здесь довольно подробно; соответственно, внимание уделено не только представленным в нем концепциям эроса, но также и некоторым из ораторов. Кроме того, Тайная вечеря здесь представлена как симпозиум, во многом посвященный теме любви. Частично затронута проблема передачи материала от рассказчика к писателю (редактору). Все точки соприкосновения между двумя известными текстами сведены в таблице в конце статьи.
  • Изображение обложки
    Публикация
    "Толкования на Евангелие от Матфея" как доказательство отсутствия у Оригена антропологии переселения душ.
    (2020) Данилов, Андрей Владиленович
    В сочинениях Оригена отсутствует учение о переселении душ. Обвинение императора Юстиниана подозрительно похоже на искаженный парафраз «Толкования на Евангелие от Матфея», где Ориген неоднократно называет учение о реинкарнации заблуждением. Цитаты этого сочинения в «Апологии» Памфила вполне соответствуют традиционному греческому оригиналу (по отцам-каппадокийцам) и латинскому переводу Оригена. Текст Оригена из тринадцатой книги «Толкования на Евангелие от Матфея» критически моделирует логику многократной реинкарнации души в человеческие тела. Оригеновская критика реинкарнации связана с эсхатологией. Ориген обосновывает свое неприятие концепции о бесконечности мира тем, что бесконечное принципиально непостижимо в том числе и для Бога. Антропологическая концепция реинкарнации относится не к Оригену, а к более поздним переинтерпретациям оригенистов и монофизитов.
"Скрижали" © 2011-2020 http://luhot.ru/