01. Диссертации, научные публикации
Постоянная ссылка разделаhttps://elib.minda.by/handle/123456789/1512
В разделе представлены докторские и кандидатские диссертации, авторефераты диссертаций, рецензии и отзывы, выпускные квалификационные работы — магистерские диссертации, научные публикации преподавателей и студентов Минской духовной академии
Просмотреть
11 результатов
Результаты поиска
Публикация Протоиерей Михаил Кириллович Бобровский (1784‒1848 гг.): научная и преподавательская деятельность(Минская духовная академия, 2024) Жук, Евгений АлександровичПротоиерей Михаил Кириллович Бобровский (1784–1848) занимал уникальное положение в среде воссоединенного клира. Он был наставником для многих епископов и священников, подписавших полоцкий Соборный акт. и был видным интеллектуалом в церковной и светской среде, популярным и уважаемым профессором в Виленском императорском университете, внесшим огромный вклад в развитие науки. Это делало его одним из наиболее авторитетных священников во всем униатском, а позже воссоединенном православном духовенстве, чье мнение по вопросам церковной жизни не могли не учитывать епископы, клир и миряне.Публикация Создание виртуальной модели сакрального пространства г. Минска(Минская духовная академия, 2024) Димитрий (Ахремкин, Дмитрий Валерьевич; инок); Ахремкин, Димитрий (Ахремкин, Дмитрий Валерьевич; инок)За свою многовековую историю Минск вынужденно прошел множество тяжёлых испытаний. Городское историко-культурное наследие было значительно повреждено из-за войн и государственной политики советского периода. Аутентичная городская ткань была заменена новой городской средой, в результате чего были утрачены не только доминантные сооружения, но и ценные массивы рядовой исторической застройки, формировавшиеся веками. Остатки исторического ядра города были сильно сегментированы и переведены во второстепенное значение. Это также привело к разрыву культурной и интеллектуальной связи между прошлыми и нынешними поколениями жителей города. Сейчас информация о городском историко-культурном наследии распространяется среди ограниченного числа энтузиастов.Публикация Единоверчество на территории Гомельского уезда во второй половине XIX в.: направления деятельности и влияние на население региона(Минская духовная академия, 2024) Новик, Евгений Николаевич; иерейВозникновение раскола в XVII веке отделило от общения с Церковью большое количество людей. История старообрядческого раскола продолжается, и, следуя евангельскому речению «по плодам их узнаете их» (Мф. 7:20), можно констатировать, что внутри старообрядчества нет единства: множество согласий и толков, отсутствие роста монастырей, что, при регламентации «высокой планки духовной жизни и самодисциплины» свидетельствует не в пользу старообрядчества. Между тем, старообрядчество никак нельзя считать чужеродным или даже враждебным традиционному Православию. Так, на конференции в 2000-м году, посвященной 200-летию со дня учреждения первых единоверческих приходов в лоне Русской Православной Церкви, Святейший Патриарх Алексий II, высказав сожаление о существовании раскола, призвал современников к поиску взаимопонимания и к примирению: «Ныне же, следуя заповеди Спасителя «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35), мы простираем нашу любовь ко всем последователям старых обрядов, как пребывающим в лоне Русской Православной Церкви, так и вне ее, призывая оставить прежние обиды и несправедливости – так как при единстве догматов веры и православного исповедания те и иные обряды священны и равноспасительны».Публикация Православные приходы Мстиславского района Могилевской области в 1944—1988 гг.: организация приходской жизни и церковно-государственные отношения(Минская духовная академия, 2024) Гончарук, Александр Павлович; протоиерейНа важность изучения темы о православных приходах Мстиславского района периода 1944–1988 гг. указывает тот факт, что на сегодняшний день в историографии отсутствуют комплексные исследования, посвященные данной теме. Собранный анализ ранее не изученных документов, в том числе, распоряжений местных органов власти, отчетов и писем Уполномоченного Совета по делам религии по Могилевской области, которые хранятся в архивах Беларуси, позволяют выявить, изучить, систематизировать и осмыслить деятельность православных храмов всего Мстиславского района в условиях политических преобразований.Публикация Смоленская губерния и Западная область в условиях антирелигиозной политики советского государства (1925–1930)(Минская духовная академия, 2023) Рябоконь, Валерий Викторович; протоиерейЦель исследования состоит в выявлении содержания и характерных особенностей антирелигиозной политики Советского государства в Смоленской губернии и Западной области во второй половине 20-х гг. ХХ в. Методы исследования: общенаучные методы, а также основные методы исторической науки (историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический, историко-динамический, историко-системный), специальные методы (биографический, источниковедческий анализ, историографический анализ). Полученные результаты и их новизна. Научная новизна данной диссертационной работы заключается в том, что впервые в исторической науке проведено специальное целостное исследование проблемы трансформации взаимоотношений Советского государства и Православной Церкви на основании региональных материалов (Смоленская губерния и Западная область во второй половине 1920-х гг.). В ходе исследования удалось систематизировать и выделить основные методы государственной политики по закрытию храмов и молитвенных зданий, а также отдельно охарактеризовать пропагандистскую кампанию с позиций экономического и идеологического аспектов. Впервые введен в научный оборот ряд архивных материалов по рассматриваемой проблеме.Публикация Храмы Новогрудского Благочиния : история и приходская жизнь в 1992–2020 гг.(Минская духовная академия : кафедра церковной истории и церковно-практических дисциплин, 2023-06) Лащевский, Николай Викторович; иерейНа основе архивных данных впервые исследована история храмов и приходская жизнь Новогрудского благочиния в 1992–2020 гг. Выявлены архивные документы всех без исключения храмов благочиния, описывающие развитие приходской жизни храмов в заявленный период. В научный оборот впервые введены многие материалы Архивного фонда Новогрудского епархиального управления.Публикация Виленская духовная семинария в 1919 - 1939 гг.: специфика образовательной деятельности, кадровый состав и основные направления развития(Минская духовная академия: кафедра церковной истории и церковно-практических дисциплин, 2021) Гиндренас, Андрюс ВалдасовичЦель исследования заключается в определении специфики образовательной деятельности, кадрового состава и основных направлений развития Виленской духовной семинарии в 1919–1939 гг. Методы исследования: в основу исследования положены основополагающие диалектические принципы объективности, всесторонности, конкретности, историзма, а также принцип ценностного подхода. В процессе выполнения исследования были использованы как общенаучные методы (описание, обобщение, анализ, синтез, аналогия, индукция и дедукция), так и специально-исторические: историко-хронологический, историко-генетический, историко-системный, гипотетико-дедуктивный, измерение и статистика. Полученные результаты и их новизна: впервые в историографии Белорусской Православной Церкви описаны основные этапы деятельности Виленской духовной семинарии в межвоенный период. Кроме этого проанализированы и подробно описаны изменения форм и методов в организации образовательной, воспитательной, административной и хозяйственной деятельности Виленской духовной семинарии в процессе ее интеграции в систему среднего образования Польской Республики. Представлены значимые статистические сведения, отражающие наиболее важные данные об учащихся семинарии в означенный период. В исследовании приведена характеристика педагогической деятельности и условий работы членов преподавательской корпорации Виленской духовной семинарии.Публикация Церковная жизнь белорусской эмиграции на территории Бельгии в 1950 — начале 1970-х гг.(Издательство СПбДА, 2020) Слесарев, Александр ВалерьевичПослевоенная жизнь белорусской эмиграции характеризовалась обостренным противостоянием двух политических центров — Рады Белорусской Народной Республики (БНР) и Белорусской Центральной Рады (БЦР). В конкуренции за влияние на белорусских беженцев они предлагали каждая свой сценарий разрешения церковно-юрисдикционного вопроса. Руководство БЦР вначале призывало белорусов к переходу в Русскую Православную Церковь Заграницей, а с 1950 г. стало содействовать открытию белорусских приходов в составе Константинопольского Патриархата. Рада БНР содействовала формированию в 1948–1949 гг. неканоничной Белорусской автокефальной православной церкви (БАПЦ). Установление представителями БНР тесных контактов с Католическим университетом Лёвена обеспечило многим белорусам возможность получения высшего образования в Бельгии. Это обстоятельство не только существенно укрепило позиции БНР в среде бельгийских белорусов, но и позволило сформировать церковную структуру БАПЦ на территории Бельгии. Настоящая статья посвящена истории организации церковной жизни белорусской диаспоры в Бельгии со времени открытия первого белорусского прихода в 1950 г. до полного прекращения деятельности белорусских церковных структур на территории страны в начале 1970-х гг.Публикация Попытки восстановления церковного единства белорусской диаспоры в 1963–1967 гг.(Издательство СПбПДА, 2019) Слесарев, Александр ВалерьевичКонкурентная борьба за влияние на белорусскую диаспору, развернувшаяся с кон. 1940-х гг. между Белорусской Народной Республикой и Белорусской Центральной Радой, явилась одной из важнейших предпосылок разделения православных белорусов по церковно-юрисдикционному признаку. Основным направлением конфессиональной политики БНР было всемерное содействие развитию Белорусской автокефальной православной церкви, неканоничным образом сформированной в 1948–1949 гг. Начиная с 1950-х гг. руководство БЦР способствовало открытию белорусских приходов юрисдикции Константинопольского Патриархата. На протяжении ряда лет взаимоотношения белорусского духовенства обеих православных юрисдикций осложнялись острыми противоречиями не только церковного, но и политического характера. В 1963 г. наметились тенденции к сближению между сторонниками двух политических центров белорусской эмиграции, что предполагало начало преодоления взаимного отчуждения между представителями БАПЦ и белорусских приходов Константинопольского Патриархата. Прямым следствием начавшихся процессов стало инициирование секретарем Синода БАПЦ архиепископом Василием (Томащиком) вопроса легализации этой религиозной организации со стороны Вселенской Патриархии.Однако категорическое нежелание членов управления епархии БАПЦ в США, Канаде и Европе пересмотреть свое отношение к провозглашенной неканоничным путем автокефалии фактически завело в тупик начавшиеся переговоры. Другой причиной несостоявшегося восстановления церковного единства между православными белорусами в диаспоре стало сопротивление администратора белорусских приходов Американской архиепископии Константинопольского Патриархата протопресвитера Николая Лапицкого. Обладая широкими административными полномочиями, протопресвитер мог утратить свое влияние в случае легитимации БАПЦ и ее последующего объединения с каноничными белорусскими приходами. Вышеозначенные факторы способствовали углублению противоречий между двумя группами православных белорусов в диаспоре, что привело инициаторов церковного сближения к прямо противоположным результатам.Публикация Роль Белорусской автокефальной православной церкви в развитии и организационном оформлении церковного раскола Австралийской архиепископии Константинопольского Патриархата (1959–1965 гг.)(Издательство СПбПДА, 2019) Слесарев, Александр ВалерьевичИстория соучастия неканоничной Белорусской автокефальной православной церкви в развитии и структурном оформлении раскола Австралийской архиепископии Константинопольского Патриархата до сих пор не находила отражения в российской историографии. Наблюдавшиеся в сер. 1950-х гг. тенденции к усилению влияния епархиального центра и попытки архиепископии лишить австралийские приходы традиционной для них автономии привели к образованию Федерации греческих православных общин в Австралии, объединившей оппозиционно настроенные приходские общины. Развитие внутреннего кризиса Австралийской архиепископии имело следствием присоединение целого ряда греческих приходов к БАПЦ, после чего они образовали неканоничную Святую греческую православную церковь в Америке и Австралии. Поддержка церковного раскола первоиерархом БАПЦ архиепископом Сергием (Охотенко) повлекла за собой резкое осуждение его действий Синодом Константинопольского Патриархата, в 1962 г. заявившим о безблагодатности всех таинств, совершаемых в названной белорусской церковной юрисдикции. Данное решение Вселенской Патриархии обретает особую актуальность в настоящее время, когда активизируются попытки Фанара поддержать и признать каноническую легитимность неканоничных церковных сообществ, возникших в результате самопровозглашения собственной автокефалии.