01. Диссертации, научные публикации
Постоянная ссылка разделаhttps://elib.minda.by/handle/123456789/1512
В разделе представлены докторские и кандидатские диссертации, авторефераты диссертаций, рецензии и отзывы, выпускные квалификационные работы — магистерские диссертации, научные публикации преподавателей и студентов Минской духовной академии
Просмотреть
Публикация Диалектика мифа А. Ф. Лосева как методология философии религии и апологетики(Минская духовная академия: кафедра апологетики, 2019) Панасюк, Ермоген (Панасюк, Анатолий Николаевич; игумен); Ермоген (Панасюк, Анатолий Николаевич; игумен)В данной работе был проведен анализ философской методологии А.Ф. Лосева «диалектика мифа» с целью выявления эвристического потенциала этой методологии в контексте проблематики современной философии религии и апологетики. Для достижения этой цели сначала был представлен указанный контекст, т.е. дан обзор состояния современной апологетики и философии религии с точки зрения их методологической обеспеченности, затем проведен анализ категориального аппарата А.Ф. Лосева и особенностей его диалектики мифа, а в заключение продемонстрированы результаты применения Лосевым этой методологии к сравнительному анализу мировоззрений. В ходе данного исследования было показано, что современная апологетика остро нуждается в философии религии как метадисциплине, способной проводить сравнение различных религий на предмет соответствия Истине. В настоящее время в самой философии религии все больше зреет понимание необходимости разработки метаподходов не только к изучению религий, но и вообще любых мировоззрений. Осуществлению этой задачи мешает методологический раскол между аналитической и континентальной традициями философии. В ходе исследования было показано, что указанное противостояние позволяет преодолеть методология А.Ф. Лосева «диалектика мифа», которая выявляет глубинную связь между диалектикой (теория рациональности) и мифом как предельно конкретной непосредственностью явления действительности. Диалектика мифа, взятая в абсолютном модусе, носит название «абсолютная мифология» и является результатом синтеза базовых принципов рациональности и непосредственного опыта социального бытия. Самообоснованный характер этой модели позволяет рассматривать ее как критерий для сравнительного анализа и типологии различных мировоззрений. Применение этого критерия к области существующих мировоззрений позволяет решить главную задачу христианской апологетики, а именно – рационально обосновать абсолютную истину Христианства.Публикация Христологические воззрения Оригена в комментариях на Евангелие от Иоанна(Минская духовная академия, 2024) Пашкевич, Илья АнатольевичАлександрийский богослов Ориген (приблизительно 185–254 гг.) в течение своей жизни создал значительный объем текстов, большая часть из которых посвящена разъяснению Священного Писания. Основополагающим вопросом для него стал смысл богочеловеческого творения, который занимал его с раннего детства и привел к обращению к отцу с вопросом о сути божественно вдохновленного текста. Этот запрос может служить ключевым эпиграфом к творчеству Оригена, а его формулировка представляет собой важное введение в его академические труды1. При изучении его работ становится очевидным, что Ориген был выдающимся экзегетом, владеющим мастерством в различных методах анализа текста.