"Скрижали". Выпуск №23

Постоянная ссылка коллекцииhttps://elib.minda.by/handle/123456789/1634

Cкрижали: библейский журнал / учред., сост. и гл. ред. архимандрит Сергий (В. В. Акимов). – Минск : Издательство Минской духовной академии, 2011—. — 2023. — Выпуск 23. — 156 с.

Очередной выпуск библейского журнала «Скрижали» включает статьи, посвященные вопросам святоотеческого осмысления библейского откровения, ветхозаветной экзегетике и связям, которые можно обнаружить между Библией и древней и современной литературой. Публикуемые исследования затрагивают тексты Священного Писания Ветхого Завета. Среди авторов – исследователи из Минска, Москвы, Санкт-Петербурга, Италии, Чехии, представляющие Мин- скую духовную академию, Институт теологии Белорусского государственного университета, Николо-Угрешскую духовную семинарию, Русский христианский гуманитарный университет.

Сборник полностью опубликован на данном ресурсе 13.11.2023

Просмотреть

Результаты поиска

Показано 1 - 1 из 1
  • Изображение обложки
    Публикация
    Антропологические интерпретации Быт. 1:26 у Иринея Лионского
    (Издательство Минской духовной академии, 2023) Данилов, Андрей Владиленович
    Священномученик Ириней Лионский – первый христианский богослов, который широко использует библейский стих Быт. 1:26 при построении антропологической модели. При творении человека Бог обращается к Сыну и Духу: Отец постановляет, Сын устраивает, а Дух питает и взращивает. Человек – образ образа Божия, т. е. Логоса. В отличие от подобия (similitudo), образ (imago) относится к плотскости человека, к телесности человека и Сына Божия Иисуса Христа, в этом они являются образом невоплощенного Логоса. Наблюдается сходство с иудаистским богословием. В отличие от образа, подобие было утрачено человеком и восстановлено Логосом, уподобившим человека невидимому Отцу. Человек создан по образу Сына и по подобию Отца. Мы потеряли в Адаме бытие по образу и подобию, т. к. остался только образ. Итак, образ и подобие различны. По образу, но не по сущности, сходно материальное начало человека, по подобию сходно психическое начало человека. Человек, будучи наделен разумом, в этом отношении подобен Богу, обладает свободой воли и самоопределением. Подобие Богу заключается в разуме и свободе (автономии) человека, которые относятся к его естественным функциональным свойствам. Поэтому он сам является для себя причиной того, что становится иногда добрым зерном, а иногда просто плевелами. У священномученика Иринея мы найдем значительно более разработанную, чем у апологетов антропологию. Человек – незавершенное творение, неспособное хранить общность с Богом, т. к. еще не достиг богоподобия, которое является не антропологической заданностью, а целью человеческого совершенствования. Эта концепция соответствует раввинистической антропологии раннеиудейского богословия того времени.

© Коллектив авторов, 2023

© Оформление. Издательство Минской духовной академии, 2023