Труды Минской духовной академии №10
Постоянная ссылка коллекцииhttps://elib.minda.by/handle/123456789/112
Просмотреть
Публикация Вероучение Церкви и святые отцы(Минская духовная академия, 2012) Алфеев, Иларион (Алфеев, Григорий Валерьевич; митрополит); Иларион (Алфеев, Григорий Валерьевич; митрополит)Актовая речь при вручении диплома доктора богословия в Минской духовной академии 6 марта 2012 годаПубликация Воскресение мертвых в истории религиозной мысли и святоотеческом предании(Минская духовная академия, 2012) Башкиров, Владимир Григорьевич; протоиерейВслед за пришествием Господним последует воскресение мертвых, по-гречески «anastasis ek nekron». Лексема «anastasis» имела в древнегреческом языке несколько самых разных значений: а) сооружение (здания), восстановление; б) разрушение, уничтожение; в) изгнание (из родной земли), переселение, исход; г) вставание с места, пробуждение от сна; д) воскресение, восстание из мертвых. Св. Апостол Павел выбирает из этого многообразия оттенков значение «воскресение» и использует его как специальное выражение для обозначения будущего восстания мертвых.Публикация Воспитание воли православного христианина(Минская духовная академия, 2012) Вениамин (Тупеко, Виталий Иванович; митрополит Минский и Заславский); Тупеко, Вениамин (Тупеко, Виталий Иванович; митрополит Минский и Заславский)В бесконечном разнообразии сил и способностей человеческой души следует отметить, в первую очередь, три наиболее существенные: умственную, волевую и сердечную. Остановим свое внимание на волевой составляющей, так как в зависимости от направления воли деятельность человека получает свою качественную характеристику, что в свою очередь сказывается на состоянии души: доставляет ей здравие и покой, либо болезнь и смерть. Поэтому необходимо правильно воспитывать свою волю, и к этому имеются средства как чисто нравственные, так и религиозные. Первого рода средства: самоиспытание, бдительность, самообуздание или самодисциплинирование, - доступны каждому человеку, ищущему совершенства. Но при прочих равных условиях для христианина, по сравнению с другим человеком, они могут принести несравненно лучший результат, так как привлекают в помощь божественную благодать.Публикация "Из чрева прежде денницы родих Тя" Пс. 109,3: хэллэль, шахар или мишхар?(Минская духовная академия, 2012) Васин, Алексей Владимирович; протоиерейВ серии статей, посвящённых исследованию истории толкований 3-го стиха Псалма 109, было уже рассмотренно множество литературных образов, связанных с лексикой этого стиха. В данной статьи мы попытаемся разобрать лексикологический контекст слова «денница» rx'v.mi как в библейской литературе, так и в литературе Ближнего Востока. В такой форме оно встречается в Библии всего один раз и является дериватом слова rx;v'., которое, в свою очередь, фигурирует в Священном Писании более 30 раз. Значение корня этого слова согласно контексту его употребления довольно ясно и не представляет особых загадок, а вот что касается различных переводов Ветхого Завета, то они в данном случае свидетельствуют об особой загадочности этого существительного и какому-то совершенно многогранному пониманию его не только переводчиками Священного Писания, но и различными толковниками, воспитанными на разных традициях и разными переводческими и экзегетическими школами. Наша задача по отношению к этому слову состоит в том, что мы должны чётко проанализировать не только библейскую контекстуальную основу чисто текстологических интерпретаций слов rx;v'. и rx'v.mi, но и провести исследования семантических полей переводческой лексики некоторых основных древних и современных переводов, на основе которых выросли разного рода толкования, абсолютно несхожие между собой на первый взгляд. Особой кропотливой работы потребует от нас задача, состоящая в анализе всех мест Священно Писания, где встречается интересующая нас «lexica matutina».Публикация История Православия в трудах А. П. Сапунова (1852-1924) (К 160-летию со дня рождения)(Минская духовная академия, 2012) Теплова, Валентина АнатольевнаВозрождение православия, которое Беларусь пережила в XIX - начале XX века, привело не только к увеличению числа верующих, но и восстановлению православной культуры (slavia orthodoxa). Проявлением этого непростого процесса стало зарождение православной белорусской интеллигенции с ее обостренным чувством прошлого и глубоким интересом к тому историческому пути, который прошли восточные славяне на протяжении своего более чем тысячелетнего существования. Не случайно именно в XIX веке появляются исторические труды, раскрывающие сложные, подчас трагические страницы православной церкви Беларуси.Публикация Месопотамский "Разговор господина с рабом" и библейская Книга Екклезиаста(Минская духовная академия, 2012) Акимов, Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит); Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит)Библейская Книга Екклезиаста, имея ряд очевидных параллелей с литературными памятниками Древнего Египта, с такой же очевидностью несет на себе следы и литературы другого великого соседа Израиля - Древней Месопотамии. Связь этой книги с письменными памятниками древних ближневосточных народов обуславливается тем, что она принадлежит к так называемой литературе мудрых, которая имела межнациональный характер и была распространена на всем географическом пространстве, которое можно назвать библейским миром. Кроме месопотамских поучений, «Эпоса о Гильгамеше», Книга Екклезиаста напоминает и вавилонский «Разговор господина с рабом».Публикация Минские духовные академия и семинария в 2012 году(Минская духовная академия, 2012) Слесарев, Александр ВалерьевичДоклад и.о. проректора по научно-богословской работе МинДАиС А. В. Слесарева на торжественном годичном Акте Минской духовной семинарии 12 февраля 2013 г.Публикация Пахомий Логофет: Слово похвальное преподобному Варлааму Хутынскому в контексте древнерусской литературы(Минская духовная академия, 2012) Кириллин, Владимир МихайловичИмя Пахомия Логофета, серба по происхождению и афонского иеромонаха, осталось в анналах истории только благодаря тому, что воля Божия привела его на Русь. Как он жил до своего прибытия на Святую гору, как он подвизался, став ее насельником, сокрыто от нас завесой времени и полной утратой информации. Все, что науке известно о нем, сопряжено с его деятельностью в Русской земле. Есть достаточные основания полагать, что последняя продолжалась с середины 30-х до середины 80-х гг. XV в. За эти пять десятков лет Пахомий сделал немало и как переписчик книг, и как их редактор, и как создатель новых, потребных для Русской Церкви и общества текстов - агиографических, гимнографических, гомилетических.Публикация Почитание святых в доникейский период(Минская духовная академия, 2012) Рой, Георгий Вячеславович; протоиерейКакие достоверные историко-литургические и богословские доводы можем мы представить в защиту православной традиции? И действительно ли почитание святых стало неким принципиальным новшеством в жизни Церкви? Поиск ответов на эти вопросы побуждает нас обратиться к самому начальному периоду христианской истории, когда христианство, вырастая из ветхозаветно-иудейской почвы и вступая мир эллинский, усваивало известные формы и идеи, обновляя и наполняя их христианским содержанием и развивая их в свете Христова благовестия. Два основных влияния - ветхозаветно-иудейское и эллинское - отразились в развитии церковно-богослужебной жизни в целом и традиции почитания святых в частности.Публикация Православная Церковь Беларуси в период ее вхождения в состав Российской империи (конец XVIII - начало XX века) : краткий исторический обзор(Минская духовная академия, 2012) Кривонос, Феодор Павлович; протоиерейПосле того, как в результате трех разделов Речь Посполитая прекратила свое существование и белорусские земли были присоединины к Российской империи, в местной церковной жизни наметились некоторые улучшения. Католики и базилиане отчасти присмирели в своей нерасположенности к православным верующим. Был положен конец безумной шляхетской анархии, пагубно влиявшей не только на состояние гражданской жизни, но и церковной. Правительство Екатерины ІІ (1762-1796) продолжило процесс воссоединения униатов с православными, который принес, хотя и незначительные, но всё же результаты. В Могилевской и Полоцкой губерниях в 1795 г. к Православной Церкви было присоединено 105 униатских храмов, 34 священника и около 120000 прихожан. В Минской губернии в 1795-1796 гг. в православие перешло 124 униатских храма, 15 священников и около 85000 прихожан. Обращает на себя внимание тот факт, что в большинстве своем униатское духовенство не спешило оставлять унию. Этому способствовало то, что к концу ХVІІІ в. оно оказалось сильно полонизированным и латинизированным. Кроме того, к возможному переходу униатского духовенства в православие негативно относились местные землевладельцы-католики, различными способами препятствовавшие этому.Публикация Проект общего воссоединения униатов с православными в Российской Империи: первоначальный план(Минская духовная академия, 2012) Романчук, Александр Александрович; протоиерейИстория разрыва унии в пределах Российской империи в 1839 г. привлекала и привлекает внимание многих отечественных и зарубежных как церковных, так и светских исследователей. В их числе М. Коялович, И. Чистович, И. Наумович, Г. Киприанович, Н. Извеков, М. Морошкин, Г. Шавельский, Ю. Крачковский, М. Радван, В. Теплова, М. Носко, С. Морозова, Е. Филатова, Е. Миронович, Э. Ликовский и другие. Между тем нельзя сказать, что все аспекты этой темы получили достаточное освещение и на все заключающиеся в ней вопросы получены удовлетворительные ответы. Одной из проблем остается выявление и анализ планов, которые были положены в основание проекта общего воссоединения униатов. Их было два. Первый реализовывался в 1828-30 гг. Второй был предложен в 1832 г., но его приведение в действие имело место уже после Полоцкого собора 1839 г. Оба эти плана были тесно генетически связаны, однако довольно значительно отличались друг от друга некоторыми сторонами подхода к делу. Первоначальный план вызывает особый интерес, поскольку он являлся базовым и в нем в наибольшей степени отражены общие представления тех лиц, усилиями которых уния была разорвана.Публикация Свидетельство: путь от молчания к слову и от слова к безмолвию(Минская духовная академия, 2012) Вахромеев, Филарет(Вахромеев, Кирилл Варфоломеевич; митрополит; первый Патриарший Экзарх всея Беларуси); Филарет (Вахромеев, Кирилл Варфоломеевич; митрополит; первый Патриарший Экзарх всея Беларуси)Доклад Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, на XII Международных Успенских чтениях. Киев, 23 сентября 2012 г.Публикация Святая праведная София Слуцкая(Минская духовная академия, 2012) Антоник, Виталий Кириллович; протоиерейВ настоящей статье предпринята попытка не только показать несостоятельность этого мнения, но и выяснить причины его формирования, а также уточнить некоторые факты из жизни святой княгини, которые в настоящее время понимаются ошибочно.Публикация Сказание о принесении в Москву Иверской иконы Божией Матери в 1648 году(Минская духовная академия, 2012) Морза, Иоасаф (Морза, Александр Николаевич; архимандрит); Иоасаф (Морза, Александр Николаевич; архимандрит)Знакомясь с содержанием Житий Святых на греческом языке, нам доводилось находить весьма любопытные факты, о которых не повествуют славянские и русские жития святителя Дмитрия Ростовского. Одним из таких интереснейших повествований является сказание о принесении в Москву Иверской иконы Божией Матери при царе Алексее Михайловиче, находящееся во многотомном издании греческих синаксариев в соответствующем томе периода Пятидесятницы.Публикация Слово главного редактора(Минская духовная академия, 2012)Публикация Три периода христианской жизни в книгах архимандрита Софрония (Сахарова)(Минская духовная академия, 2012) Халиманков, Евстафий (Халиманков, Юрий Олегович; иеромонах); Евстафий (Халиманков, Юрий Олегович; иеромонах)В настоящей статье мы попытаемся познакомить вас с пониманием богооставленности архимандритом Софронием (Сахаровым). Мы поразмышляем со старцем Софронием о том, как принять, как жить - пережить - этот непростой период в духовной жизни; период, который ожидает каждого, последовавшего крестному пути Господа нашего Иисуса Христа.Публикация Учение о Таинстве Священства в системе Евхаристического богословия протопресвитера Николая Афанасьева(Минская духовная академия, 2012) Слесарев, Александр ВалерьевичВ своих ключевых тезисах и формулировках евхаристическое богословие заметным образом диссонирует со школьным (схоластическим) богословием. Однако данный подход нисколько не противоречит Священному Писанию и духовному преданию Православной Церкви. Отсылая к истокам церковного миросозерцания, он является глубоко традиционным. Актуализация представлений о всеобщем царственном священстве народа Божьего, нисколько не преуменьшает достоинства церковной иерархии, являя ее высокое значение в контексте возвышенного понимания Церкви как живого, целостного и гармоничного организма, наполняемого и освящаемого Христом. Возрождение евхаристического подхода к православному богословию не исключает исторического и антропологического методов. Напротив, евхаристическое измерение сообщает богословию ту глубину, которая самым тесным образом связует его со Христом и апостольским благовестием.