Православие в Беларуси ХІХ–ХХ вв.
Постоянная ссылка коллекцииhttps://elib.minda.by/handle/123456789/1397
Православие в Беларуси ХІХ–ХХ вв. : Материалы международной научной конференции, Республика Беларусь, г. Минск, 1 ноября 2019 г. / Белорусская Православная Церковь, Национальная академия наук Беларуси, Отделение гуманитарных наук и искусств НАН Беларуси, Институт истории НАН Беларуси, Минская духовная академия. – Минск : Издательство Минской духовной академии, 2020. – 318 с.
ISBN 978-985-7145-42-3
Сборник включает материалы научной конференции «Православие в Беларуси ХІХ–ХХ вв.» проходившей 1 ноября 2019 года в Минской духовной академии. Организаторами конференции выступили Белорусская Православная Церковь, Национальная академия наук Беларуси, Отделение гуманитарных наук и искусств НАН Беларуси, Институт истории НАН Беларуси, Минская духовная академия.
Издание адресовано преподавателям, аспирантам, студентам, а также всем, интересующимся вопросами конфессиональной истории, богословия, литургики и канонического права.
Просмотреть
Публикация PRAWOSŁAWNE MONASTERY NA TERENACH ZACHODNICH EPARCHII IMPERIUM ROSYJSKIEGO NA PRZEŁOMIE XIX/XX WIEKU(Издательство Минской духовной академии, 2020) Pawluczuk, Urszula AnnaAnalizę życia monastycznego w ograniczyłam do tych ośrodków, które znajdowały się na terytorium Imperium Rosyjskiego a następnie weszły w skład II Rzeczypospolitej. Liczba monasterów na wymienionym wyżej obszarze poczynając od trzeciego rozbioru Rzeczypospolitej 1795 roku a kończąc na I wojnie światowej, była zmienna. Powstawanie bądź zamykanie ośrodków zakonnych było rezultatem polityki prowadzonej przez kolejnych carów w stosunku do Kościoła prawosławnego.Публикация АРХІПАСТЫРСКІЯ ВІЗІТЫ ГРОДЗЕНСКАГА ЎЛАДЫКІ: ЭПІЗОДЫ ЦАРКОЎНАГА ЖЫЦЦЯ МІЖВАЕННАГА ЧАСУ (1930 г.)(Издательство Минской духовной академии, 2020) Булатый, Павел ЮрьевичАрхіпастырскія візіты – пашыраная форма пастырскай апекі і кантролю, вядомая ў традыцыі хрысціянскай царквы са старажытных часоў. Візіты архіпастыраў у прыходы ажыццяўляліся з пэўнай перыядычнасцю. У практыцы Праваслаўнай Царквы пад час аб’езду епархіі епіскап, як правіла, удзельнічаў у саборным богаслужэнні, рабіў натхнёныя казанні. Візіты прадстаўнікоў епіскапату мелі як адміністацыйныя мэты, так і мэты духоўнай апекі і ўзмацнення духу паствы: наведванне архіпастыра станавілася вялікай і значнай падзея ў жыцці мясцовай супольнасці.Публикация ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И НАУЧНЫХ ОРИЕНТИРОВ В ПЕДАДОГИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ(Издательство Минской духовной академии, 2020) Сорока-Скиба, Г. И.На высоком государственном уровне 13 февраля 2015 г. была подписана программа сотрудничества между Министерством образования РБ и Белорусской Православной Церковью. Актуальность изу-чения православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания образования, развития воспитательных функций светской школы в новых социокультурных условиях. В современной Беларуси во всех слоях общества растёт интерес к духовно-нравственному, культурно-историческому наследию и православной культуре как его существенной части. Отечественные законодательные, системообразующие документы, в частности, Кодекс РБ об образовании определяет требования к содержанию образования таким образом: «оно должно быть ориентировано, в частности, на формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося; гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии; нравственной, эстетической и экологической культуры; культуры семейных отношений; создание условий для социализации и саморазвития личности обучающегося. Воспитание основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства» (Кодекс Республики Беларусь об образовании, ст. 18). Изучение православной культуры способствует реализации практи- чески всех этих требований. «Приобщение к православным культур- ным ценностям, имеющим общенациональную значимость, является необходимым условием формирования человека и гражданина, инте- грированного в современное белорусское общество» [1]. Как можно заметить, о самопознании речь не идет.Публикация ГЛАВНЫЙ УРОК ПОЛОЦКОГО ОБЪЕДИНИТЕЛЬНОГО СОБОРА 1839 ГОДА(Издательство Минской духовной академии, 2020) Романчук, Александр Александрович; протоиерей2019 год на канонической территории Белорусской Православной Церкви проходит под знаком воспоминания о Полоцком Соборе 1839 г. Полоцкий объединительный Собор униатского духовенства является поворотным событием в истории белорусского народа в XIX в. Он завершил длившийся 59 лет процесс межконфессионального перераспределения белорусско-украинского населения. По его итогам с Русской Православной Церковью воссоединились 1 600 000 верующих, в том числе по Литовской епархии – 986 249, а по Белорусской епархии – 613 751 человек [1, л. 11–13]. Возвращение униатов к православному вероисповеданию остановило латинизацию церковной жизни белорусов и полонизацию белорусского духовенства, которые вели наш народ к денационализации и историческому небытию. Прекращение действия Брестской церковной унии в белорусско-литовских губерниях устранило национально-культурную псевдоморфозу, подавлявшую естественное развитие белорусского народа, дало мощный толчок всестороннему развитию белорусской культуры, становлению белорусского национального самосознания и, в конечном итоге, послужило возникновению современной белорусской государственности. Значение Полоцкого Собора не только для белорусского, но и для всех восточнославянских народов очень велико.Публикация ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИЕРОМОНАХА ВЛАДИМИРА (ФИНЬКОВСКОГО) ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ БЕЛАРУСИ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД НЕМЕЦКОЙ ОККУПАЦИИ (ИЮНЬ 1941 – МАРТ 1942 ГГ.)(Издательство Минской духовной академии, 2020) Слесарев, Александр ВалерьевичОдной из наиболее противоречивых фигур белорусской церковной жизни начального периода немецкой оккупации в годы Второй мировой войны и первых двух послевоенных десятилетий являлся иеромонах Владимир (Финьковский). Не обладая формальными основаниями для иерархического роста в мирное время, он в начальный период немецкой оккупации при поддержке немецкой службы безопасности СД на несколько месяцев оказался фактическим руководителем церковной жизни на территории Минского региона. Планируя возглавить Белорусскую Православную Церковь, он вступил в конфронтацию с епископатом Белорусской митрополии, но был вынужден отказался от своих амбициозных планов.Публикация ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННЫХ СОВЕТА ПО ДЕЛАМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА ТЕРРИТОРИИ БССР (1944–1958 гг.)(Издательство Минской духовной академии, 2020) Горанский, Андрей Олегович; Мандрик, Светлана ВладимировнаВ данной статье представлен краткий аналитический обзор деятельности Уполномоченных Совета по делам Русской Православной Церкви на территории БССР в первое послевоенное десятилетие, то есть в период становления структуры, кадрового состава, выработки методов работы, алгоритмов принятия решений и складывания системы мероприятий в соответствии с политикой в отношении Русской Православной Церкви общегосударственного (общесоюзного) уровня, а также исходя из местных условий и особенностей республики.Публикация ДИАРИУШ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА АФАНАСИЯ БРЕСТСКОГО (ФИЛИППОВИЧА): НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ(Издательство Минской духовной академии, 2020) Дмитрук, Е. П.В исследованиях по истории национальной культуры белорус ского народа «Діаріушъ албо списокъ дѣевъ правдивыхъ <…> спи саный презъ смиренного iеромонаха Афанасiя Филиповича, на сес часъ iгумена Берестя Литовского…» (далее – Диариуш) как отдель ный предмет или объект практически не выступает, несмотря на то, что он является фактически единственным источником сведений о его авторе – преподобномученике Афанасии Филипповиче.Публикация ЗАБРОШЕННЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ БЕЛАРУСИ: СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ДЕЙСТВИЯ(Издательство Минской духовной академии, 2020) Пинчук, Д. Н.Практически в каждой стране мира есть заброшенные здания, имеющую для каждого конкретного региона определенную культурную ценность. Несмотря на их плачевное состояние величественные силуэты до сих пор внушают определенный спектр эмоций при соприкосновении от понимания того, что это наша история, здесь кипела жизнь, и свидетелем этого было не одно поколение, до приятия неизбежной и суровой правды, которая заключается в том, что многим постройкам суждено исчезнуть уже в ближайшее время безвозвратно в силу как отсутствия грамотных инициатив по восстановлению данных строений, так и осознания того факта, что местами процесс необратим. К сожалению в списке таковых ряд православных храмов на территории Республики Беларуси. Каково состояние, их история и какие конкретные шаги принимаются по восстановлению данных святынь и выдающихся культурных памятников на современном этапе? Попробуем ответить на эти вопросы исходя из ситуации, которая сложилась на сегодняшний день.Публикация ИСТОРИЯ БИБЛИОТЕКИ ВИЛЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ(Издательство Минской духовной академии, 2020) Гиндренас, Андрюс ВалдасовичИстория библиотеки Виленской духовной семинарии берет начало еще с учреждения греко-униатской Литовской духовной семинарии в 1828 г., когда первоначальную ее базу составила Жировицкая монастырская библиотека, также собрания других упраздненных базилианских монастырей. Первоначальный фонд состоял из 5821 книг вместе с рукописями и был разделен на шесть частей: богословие, философия, словесность, математика, история и языкознание. В Жировицкий период деятельности Литовской семинарии уже существовала ставка библиотекаря, правление регулярно заказывала до 18 наименований периодической печати, приходили пожертвования из Святейшего Синода и Российской академии наук. В библиотеке не существовало регламентированного порядка выдачи и хранения книг, вследствие чего они иногда даже продавались частным лицам [1, с. 60–67].Публикация К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СФЕРЕ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ БЕЛАРУСИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX–НАЧАЛА XX В.(Издательство Минской духовной академии, 2020) Новик, Н. Е.Православная Церковь Российской империи, являясь государственной религией, оказывала решающее воздействие на развитие общественных процессов, характер образовательной системы и на воспитание учащейся молодежи. Система воспитания в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях была насквозь проникнута христианским мировоззрением. Во второй половине XIX – начале XX в. оформилась религиозно-православная педагогическая концепция, согласно которой миссия школы – сохранение традиций, религиозных устоев, нравственных норм и лишь затем – обучение [1, с. 28]. Педагоги профессиональных школ Беларуси вносили свой вклад в разработку концепции религиозного воспитания. По мнению директора Несвижской учительской семинарии И. Ф. Николаевского, автора выдержавшего несколько изданий учебника по педагогике для учительских семинарий, цель христианского воспитания ребенка заключалась в реализации его духовного и физического потенциала по достижении зрелого возраста.Публикация КАНОНИЧЕСКИЙ СТАТУС ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ПЕРИОД НЕМЕЦКОЙ ОККУПАЦИИ БЕЛАРУСИ(Издательство Минской духовной академии, 2020) Цыпин, Владислав Александрович; протоиерейВ речи на Архиерейском Соборе 1943 г. митрополит Сергий, вспоминая начало войны, говорил: «О том, какую позицию должна занять наша Церковь во время войны, нам не приходилось задумывать ся, потому что прежде чем мы успели определить как-нибудь свое положение, оно уже определилось, – фашисты напали на нашу страну, ее опустошали, уводили в плен наших соотечественников, всячески их там мучили, грабили».Публикация КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ФАКТОР И РОЛЬ БЕЛОРУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КАК ПРИНЦИП ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ(Издательство Минской духовной академии, 2020) Каврига, Дмитрий Игоревич; иерейВ настоящее время в мире наблюдается кризис существующих моделей экономического развития общества. И какие бы оценки не приводили различные эксперты и специалисты, налицо обострение глобальных проблем, с которым столкнулось человечество на своем этапе развития. Данный посыл в равной степени имеет отношение и к Беларуси, которая является частью мирового сообщества. И, таким образом, наша страна тем или иным способом вовлечена в решение имеющихся трудностей.Публикация ЛИКВИДАЦИЯ УНИИ НА ТЕРРИТОРИЯХ ПОЛЬСКОГО КОРОЛЕВСТВА(Издательство Минской духовной академии, 2020) Миронович, А. В.Позитивные результаты ликвидации унии в Белоруссии в 1839 г., январское восстание, увеличение антиправославных и антирусских настроений среди польского населения западных губерний Российской империи ускорило решение царскими и церковными властями вопроса о привлечении униатов в Православие на территории бывшего Польского королевства (Царства Польского в составе Российской империи). Реализация этой политики была нелегкой, так как религиозная ситуация на территории Польского королевства и белорусских землях была различна. После ликвидации унии в Российской империи под властью Романовых оставалась только одна униатская епархия – Холмская в королевстве Польском. Латинизация униатского обряда была здесь особенно сильна и исходила из последовательного введения на территории королевства постановлений Замойского синода 1720 г. Латинизация литургии и обрядности происходила при посредстве совершения тихих месс, произнесения молитвы с ружанца, использования органов и колокольчиков во время богослужений. Из униатских церквей стали исчезать иконостасы, одновременно появились боковые алтари, конфесионалы, лавки и т. д. Латинизация преимущественно сопровождалась введением польского языка в проповедях и молитвах. Униатскими священниками становились часто выпускники латинских школ, принятые из среды верных Католической Церкви.Публикация МИНСКАЯ ОБНОВЛЕНЧЕСКАЯ ГРУППА (1923-1924 гг.): КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ, СОЦИАЛЬНАЯ И ПОЛОВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА(Издательство Минской духовной академии, 2020) Бараненко, В. В.Интереснейшим предметом рассмотрения истории Русской Православной Церкви на территории Беларуси видится количественный состав, социальный статус и половозрастная структура Минской обновленческой группы, как первого и, на протяжении начального периода становления обновленческого движения, единственного организационного объединения представителей обновленчества в БССР.Публикация НААЛАГІЧНАЯ МЕТОДЫКА А. Г. ДУГІНА Ў АДНОСІНАХ ДА БЕЛАРУСІ(Издательство Минской духовной академии, 2020) Ражкоў, А. А.А. Г. Дугін у сваім шматтомніку «Наамахія – бітвы розуму» прыводзіць сваю «наалагічную» методыку даследвання этнасаў, якая базуецца на «сацыялогіі ўяўлення Ж. Дзюрана». Карыстаючыся гэтай методыкай А. Г. Дугін закрануў таксама і Беларусь, праводзячы даследванне гістарыяла (імажэнера) беларускага народу. Дадзены артыкул прадэманструе погляды А. Г. Дугіна на беларускі гістарыял, а таксама высветліць чаргу памылак, якія зрабіў А. Г. Дугін пры сваім даследванні.Публикация НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АРМИИ И ЦЕРКВИ В ВОПРОСАХ ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ(Издательство Минской духовной академии, 2020) Рудаковский, Н. Г.Реформирование и модернизация Внутренних войск Республики Беларусь, повышение их боеготовности и боеспособности в современных условиях требуют качественной перестройки работы с личным составом. Укрепление морально-нравственных основ воспитательной работы, патриотической и духовной мотивации воинской службы – главная задача подготовки военнослужащих, для которых такие понятия, как воинский долг, честь, отвага, любовь к Родине, самопожертвование, ответственность, надежность становятся внутренними эталонами.Публикация НОВОПРОСЛАВЛЕННЫЙ СВЯТОЙ КИЕВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИК АЛЕКСАНДР ГЛАГОЛЕВ(Издательство Минской духовной академии, 2020) Яковчук, Василий, протоиерейКиевская духовная академия – школа святости, которая за свою более чем четырёхсотлетнюю историю существования воспитала более 50-ти святых, которые причислены к лику святых разными Поместными Православными Церквями. Наша сегодняшняя тема выбрана не случайно, так как в этом году Собор Святых Киевской духовной академии пополнился тремя святыми. 3 апреля 2019 года Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение причислить к лику святых двух ректоров: епископа Сильвестра (Малеванского), архиепископа Василия (Богдашевского) и профессора протоиерея Александра Глаголева.Публикация ОБРАЗ МИТРОПОЛИТА ИОСИФА (СЕМАШКО) В БЕЛОРУССКОЙ ИНТЕРНЕТ-ПУБЛИЦИСТИКЕ (НА ПРИМЕРЕ ПЕТИЦИИ ПРОТИВ КАНОНИЗАЦИИ)(Издательство Минской духовной академии, 2020) Гронский, Александр ДмитриевичВ конце 2015 г. на сайте «Сhange.org» была В. Воробьевым создана петиция под названием «Остановить канонизацию разрушителя беларуской церкви и учреждение праздника торжества РПЦ» [1]. Петиция базировалась на двух текстах С. Абломейко [анализ этих текстов см.: 2] и не только повторяла все ошибки и фальсификации этих текстов, но и добавляла собственные. Остановимся только на некоторых обвинениях, которые автор петиции обращает к митрополиту Иосифу (Семашко), поскольку для разбора иных фальсификаций объем исследования должен выйти за ограниченные рамки данного текста.Публикация ОСНОВНЫЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА(Издательство Минской духовной академии, 2020) Лебедева, Е. Н.; Дьяченко, Л. С.Во второй половине ХХ cт. в развитых странах произошел переход от эпохи индустриального общества к постиндустриальной экономике, которую также именуют «кибернетическим» и «информационным обществом». Кардинальные изменения в экономике, социальной и социально-экономической сферах вызвали существенные трансформации в условиях существования человеческого общества и будут способствовать в связи с этим дальнейшему изменению и самого человека.Публикация ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОГО ВОЗЗРЕНИЯ ПРАВОСЛАВНЫХ МОГИЛЕВСКОЙ ОБЛАСТИ(Издательство Минской духовной академии, 2020) Выборный, В. Д.