Православие в Беларуси ХІХ–ХХ вв.
Постоянная ссылка коллекцииhttps://elib.minda.by/handle/123456789/1397
Православие в Беларуси ХІХ–ХХ вв. : Материалы международной научной конференции, Республика Беларусь, г. Минск, 1 ноября 2019 г. / Белорусская Православная Церковь, Национальная академия наук Беларуси, Отделение гуманитарных наук и искусств НАН Беларуси, Институт истории НАН Беларуси, Минская духовная академия. – Минск : Издательство Минской духовной академии, 2020. – 318 с.
ISBN 978-985-7145-42-3
Сборник включает материалы научной конференции «Православие в Беларуси ХІХ–ХХ вв.» проходившей 1 ноября 2019 года в Минской духовной академии. Организаторами конференции выступили Белорусская Православная Церковь, Национальная академия наук Беларуси, Отделение гуманитарных наук и искусств НАН Беларуси, Институт истории НАН Беларуси, Минская духовная академия.
Издание адресовано преподавателям, аспирантам, студентам, а также всем, интересующимся вопросами конфессиональной истории, богословия, литургики и канонического права.
Просмотреть
Публикация ФОРМИРОВАНИЕ ОБНОВЛЕНЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ СВЯЩЕННИКА-ЭСПЕРАНТИСТА ИННОКЕНТИЯ СЕРЫШЕВА: В ОППОЗИЦИИ К ПРАВОСЛАВИЮ(Издательство Минской духовной академии, 2020) Баконина, С. Н.Имя одного из участников революционного движения в России, священника Русской Православной Церкви, эсперантиста Иннокентия Николаевича Серышева когда-нибудь обязательно займет свое место среди таких представителей российского либерального духовенства ХХ века, как священники Григорий Петров, Георгий Гапон и их менее известные последователи. Честолюбивый и амбициозный, склонный к авантюризму и демагогии, плодовитый публицист, интересный лектор и оратор, способный увлечь слушателей своими речами, он считал себя «гражданином мира», человеком, не привязанным ни к какой стране и ни к какой религии. Он был революционером!Публикация ЗАБРОШЕННЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ БЕЛАРУСИ: СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ДЕЙСТВИЯ(Издательство Минской духовной академии, 2020) Пинчук, Д. Н.Практически в каждой стране мира есть заброшенные здания, имеющую для каждого конкретного региона определенную культурную ценность. Несмотря на их плачевное состояние величественные силуэты до сих пор внушают определенный спектр эмоций при соприкосновении от понимания того, что это наша история, здесь кипела жизнь, и свидетелем этого было не одно поколение, до приятия неизбежной и суровой правды, которая заключается в том, что многим постройкам суждено исчезнуть уже в ближайшее время безвозвратно в силу как отсутствия грамотных инициатив по восстановлению данных строений, так и осознания того факта, что местами процесс необратим. К сожалению в списке таковых ряд православных храмов на территории Республики Беларуси. Каково состояние, их история и какие конкретные шаги принимаются по восстановлению данных святынь и выдающихся культурных памятников на современном этапе? Попробуем ответить на эти вопросы исходя из ситуации, которая сложилась на сегодняшний день.Публикация КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ФАКТОР И РОЛЬ БЕЛОРУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КАК ПРИНЦИП ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ(Издательство Минской духовной академии, 2020) Каврига, Дмитрий Игоревич; иерейВ настоящее время в мире наблюдается кризис существующих моделей экономического развития общества. И какие бы оценки не приводили различные эксперты и специалисты, налицо обострение глобальных проблем, с которым столкнулось человечество на своем этапе развития. Данный посыл в равной степени имеет отношение и к Беларуси, которая является частью мирового сообщества. И, таким образом, наша страна тем или иным способом вовлечена в решение имеющихся трудностей.Публикация МИНСКАЯ ОБНОВЛЕНЧЕСКАЯ ГРУППА (1923-1924 гг.): КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ, СОЦИАЛЬНАЯ И ПОЛОВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА(Издательство Минской духовной академии, 2020) Бараненко, В. В.Интереснейшим предметом рассмотрения истории Русской Православной Церкви на территории Беларуси видится количественный состав, социальный статус и половозрастная структура Минской обновленческой группы, как первого и, на протяжении начального периода становления обновленческого движения, единственного организационного объединения представителей обновленчества в БССР.Публикация САМОТНЫ ПРАПАВЕДНІК ЦІ «АГЕНТ КСЯНДЗА»: ВЫПАДАК МІЖКАНФЕСІЙНАЙ НАПРУЖАНАСЦІ Ў ДЗІСЕНСКІМ ПАВЕЦЕ Ў КАНЦЫ ХІХ – ПАЧАТКУ ХХ СТ.(Издательство Минской духовной академии, 2020) Кароль, М. М.Супярэчлівая рэлігійная сітуацыя, якая склалася на беларускіх землях у другой палове ХІХ – пачатку ХХ ст., была шмат у чым абумоўлена нераўназначным статусам канфесій у Расійскай імперыі Заканадаўчае абмежаванне дзейнасці каталіцкай царквы прыводзіла да праблем для шараговых вернікаў, пазбаўленых права на самастойны духоўны выбар.Публикация УКЛАД ПРАВАСЛАЎНЫХ СВЯТАРОЎ У АРХЕАЛАГІЧНУЮ НАВУКУ БЕЛАРУСІ (ХІХ – ПАЧАТАК ХХ СТСТ.)(Издательство Минской духовной академии, 2020) Дучыц, Л. У.; Мядзведзева, В. У.Многія святары хрысціянскіх канфесій, асабліва праваслаўныя, у ХІХ – пачатку ХХ ст. актыўна цікавіліся старажытнасцямі на тэрыторыі Беларусі, збіралі фальклор, запісвалі легенды і паданні пра гарадзішчы і курганы, а некаторыя атрымлівалі «Дазвол» ад Імператарскай Археалагічнай камісіі і самі праводзілі раскопкі. Шмат імёнаў святароў сярод аўтараў археалагічных, гістарычных, этнаграфічных і краязнаўчых артыкулаў не толькі ў правінцыйных выданнях, але і ў цэнтральных навуковых часопісах і зборніках.Публикация К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СФЕРЕ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ БЕЛАРУСИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX–НАЧАЛА XX В.(Издательство Минской духовной академии, 2020) Новик, Н. Е.Православная Церковь Российской империи, являясь государственной религией, оказывала решающее воздействие на развитие общественных процессов, характер образовательной системы и на воспитание учащейся молодежи. Система воспитания в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях была насквозь проникнута христианским мировоззрением. Во второй половине XIX – начале XX в. оформилась религиозно-православная педагогическая концепция, согласно которой миссия школы – сохранение традиций, религиозных устоев, нравственных норм и лишь затем – обучение [1, с. 28]. Педагоги профессиональных школ Беларуси вносили свой вклад в разработку концепции религиозного воспитания. По мнению директора Несвижской учительской семинарии И. Ф. Николаевского, автора выдержавшего несколько изданий учебника по педагогике для учительских семинарий, цель христианского воспитания ребенка заключалась в реализации его духовного и физического потенциала по достижении зрелого возраста.Публикация СОТРУДНИЧЕСТВО ГУО «ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ Г. КАЛИНКОВИЧИ» С ТУРОВСКОЙ ЕПАРХИЕЙ БЕЛОРУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ(Издательство Минской духовной академии, 2020) Музыченко, М. Н.Проблема совершенствования внутреннего мира человека, его духовности и морали неизменно актуальны для общества. Перед педагогическим коллективом учреждений образования ставится цель воспитания нравственно зрелой, духовно развитой личности, способной осознавать свою ответственность за судьбу Отечества и своего народа.Публикация ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В БССР В 1944-1958 гг.: СТРУКТУРА, НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ(Издательство Минской духовной академии, 2020) Болтрушевич, Н. Г.В годы войны и в послевоенный период советская религиозная политика претерпела некоторые изменения. С сентября 1943 г. руководством страны был определён курс по нормализации государственно-церковных отношений. При этом следует подчеркнуть, что данной политике недоставало последовательности, она распространялась в первую очередь на Русскую православную церковь и непредусматривала отступления от основных советских взглядов в целом на религию и церковь как негативные явления в обществе.Публикация ПРОЕКТЫ ПРИСОЕДИНЕНИЯ УНИАТСКОЙ ЦЕРКВИ К ПРАВОСЛАВНОЙ. 1793–1916 гг.(Издательство Минской духовной академии, 2020) Филатова, Е. Н.После присоединения земель Речи Посполитой правительству Российской империи была необходима поддержка шляхты – высшего сословия бывшего государства, которое, в основном, исповедало католичество. И это было одной из причин, по которой достаточно долгое время правительство практически не затрагивало бывшую господствующую конфессию – католичество. До конца 20-х гг. ХІХ в. униатство, не только со стороны католической церкви, но и со стороны правительства, считались частью католичества («римские католики обоих обрядов»), верующими этой конфессии были крепостные крестьяне, мещане и небольшая часть бедной шляхты. Видимо поэтому, самая большая по численности конфессия на белорусско-литовских землях, не была влиятельной. Для православных иерархов было очевидным, што пополнить немногочисленную православную конфессию территории можно за счет униатов. Активная миссионерская деятельность в этом направлении православных епископов Георгия (Конисского) и Виктора (Садковского) нашла поддержку правительства в 80-х и 90-х г.х XVIII в., однако в то время оно еще не ставило перед собой задачу полной ликвидации униатской церкви [12 , с. 99].Публикация ЦЕРКОВЬ И ВЛАСТЬ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ПОЛОЦКОМ УЕЗДЕ (1919–1924)(Издательство Минской духовной академии, 2020) Тригорлова, Л. Б.Государственно-церковные взаимоотношения играют важную роль в процессе осмысления общественно-политических отношений в целом. Сегодня, в свете углубления сотрудничества государства и крупнейшей религиозной организации – Белорусской Православной церкви, не теряет своей актуальности вопрос об их взаимоотношениях на разных этапах существования государственности, в том числе и в период становления и укрепления советской власти. Важнейшими источниками знаний по данной проблеме являются архивные материалы. Их изучение и анализ позволяет представить целостную картину событий, происходивших на территории Полоцкого уезда в 1919–1924 гг.Публикация КАНОНИЧЕСКИЙ СТАТУС ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ПЕРИОД НЕМЕЦКОЙ ОККУПАЦИИ БЕЛАРУСИ(Издательство Минской духовной академии, 2020) Цыпин, Владислав Александрович; протоиерейВ речи на Архиерейском Соборе 1943 г. митрополит Сергий, вспоминая начало войны, говорил: «О том, какую позицию должна занять наша Церковь во время войны, нам не приходилось задумывать ся, потому что прежде чем мы успели определить как-нибудь свое положение, оно уже определилось, – фашисты напали на нашу страну, ее опустошали, уводили в плен наших соотечественников, всячески их там мучили, грабили».Публикация ОБРАЗ МИТРОПОЛИТА ИОСИФА (СЕМАШКО) В БЕЛОРУССКОЙ ИНТЕРНЕТ-ПУБЛИЦИСТИКЕ (НА ПРИМЕРЕ ПЕТИЦИИ ПРОТИВ КАНОНИЗАЦИИ)(Издательство Минской духовной академии, 2020) Гронский, Александр ДмитриевичВ конце 2015 г. на сайте «Сhange.org» была В. Воробьевым создана петиция под названием «Остановить канонизацию разрушителя беларуской церкви и учреждение праздника торжества РПЦ» [1]. Петиция базировалась на двух текстах С. Абломейко [анализ этих текстов см.: 2] и не только повторяла все ошибки и фальсификации этих текстов, но и добавляла собственные. Остановимся только на некоторых обвинениях, которые автор петиции обращает к митрополиту Иосифу (Семашко), поскольку для разбора иных фальсификаций объем исследования должен выйти за ограниченные рамки данного текста.Публикация НОВОПРОСЛАВЛЕННЫЙ СВЯТОЙ КИЕВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИК АЛЕКСАНДР ГЛАГОЛЕВ(Издательство Минской духовной академии, 2020) Яковчук, Василий, протоиерейКиевская духовная академия – школа святости, которая за свою более чем четырёхсотлетнюю историю существования воспитала более 50-ти святых, которые причислены к лику святых разными Поместными Православными Церквями. Наша сегодняшняя тема выбрана не случайно, так как в этом году Собор Святых Киевской духовной академии пополнился тремя святыми. 3 апреля 2019 года Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение причислить к лику святых двух ректоров: епископа Сильвестра (Малеванского), архиепископа Василия (Богдашевского) и профессора протоиерея Александра Глаголева.Публикация ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННЫХ СОВЕТА ПО ДЕЛАМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА ТЕРРИТОРИИ БССР (1944–1958 гг.)(Издательство Минской духовной академии, 2020) Горанский, Андрей Олегович; Мандрик, Светлана ВладимировнаВ данной статье представлен краткий аналитический обзор деятельности Уполномоченных Совета по делам Русской Православной Церкви на территории БССР в первое послевоенное десятилетие, то есть в период становления структуры, кадрового состава, выработки методов работы, алгоритмов принятия решений и складывания системы мероприятий в соответствии с политикой в отношении Русской Православной Церкви общегосударственного (общесоюзного) уровня, а также исходя из местных условий и особенностей республики.Публикация НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АРМИИ И ЦЕРКВИ В ВОПРОСАХ ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ(Издательство Минской духовной академии, 2020) Рудаковский, Н. Г.Реформирование и модернизация Внутренних войск Республики Беларусь, повышение их боеготовности и боеспособности в современных условиях требуют качественной перестройки работы с личным составом. Укрепление морально-нравственных основ воспитательной работы, патриотической и духовной мотивации воинской службы – главная задача подготовки военнослужащих, для которых такие понятия, как воинский долг, честь, отвага, любовь к Родине, самопожертвование, ответственность, надежность становятся внутренними эталонами.Публикация ОТНОШЕНИЕ СВЕТСКОЙ ВЛАСТИ И РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОГО ДУХОВЕНСТВА К ЦИРКУЛЯРУ ВИЛЕНСКОГО РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОГО ЕПИСКОПА С. ЗВЕРОВИЧА ОТ 12 ФЕВРАЛЯ 1902 г.(Издательство Минской духовной академии, 2020) Ганчар, А. И.В 1897 г. на должность виленского римско-католического (далее р.-к.) епископа был назначен С. Зверович. Зная крутой и решительный характер виленского генерал-губернатора В.Н. Троцкого, епископ в течение пяти лет не решался на принятие резких мер против посещения детьми католиков церковно-приходских школ (далее ЦПШ). Такое положение вещей оставалось до кончины В.Н. Троцкого, то есть до 9 мая 1901 г. Затем обстоятельства изменились. Преемник скончавшегося генерал-губернатора не был тотчас же назначен. Ходили слухи, что и само генерал-губернаторство будет упразднено. На пост командующего войсками виленского военного округа был назначен генерал от инфантерии А.В. Гурчин, местный поляк и католик, который 18 октября 1901 г. вступил в командование войсками. Вокруг него скоро сплотилось польское общество и многочисленная родня. Вошел в близкие с ним отношения и р.-к. епископ С. Зверович. В польском обществе сразу обнаружился большой подъем духа. Пользуясь близостью с командующим войсками, С. Зверовичу удалось провести в войска некоторые льготы для нижних чинов из католиков.Публикация РОЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ БЕЛОРУСОВ(Издательство Минской духовной академии, 2020) Богданович, А. Б.Этническое самосознание – один из важнейших компонентов этноса. Проблема изучения ранних форм этнического самосознании чрезвычайно актуальна как в научном, так и в общественном отношении.Публикация ЛИКВИДАЦИЯ УНИИ НА ТЕРРИТОРИЯХ ПОЛЬСКОГО КОРОЛЕВСТВА(Издательство Минской духовной академии, 2020) Миронович, А. В.Позитивные результаты ликвидации унии в Белоруссии в 1839 г., январское восстание, увеличение антиправославных и антирусских настроений среди польского населения западных губерний Российской империи ускорило решение царскими и церковными властями вопроса о привлечении униатов в Православие на территории бывшего Польского королевства (Царства Польского в составе Российской империи). Реализация этой политики была нелегкой, так как религиозная ситуация на территории Польского королевства и белорусских землях была различна. После ликвидации унии в Российской империи под властью Романовых оставалась только одна униатская епархия – Холмская в королевстве Польском. Латинизация униатского обряда была здесь особенно сильна и исходила из последовательного введения на территории королевства постановлений Замойского синода 1720 г. Латинизация литургии и обрядности происходила при посредстве совершения тихих месс, произнесения молитвы с ружанца, использования органов и колокольчиков во время богослужений. Из униатских церквей стали исчезать иконостасы, одновременно появились боковые алтари, конфесионалы, лавки и т. д. Латинизация преимущественно сопровождалась введением польского языка в проповедях и молитвах. Униатскими священниками становились часто выпускники латинских школ, принятые из среды верных Католической Церкви.Публикация ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР ЛЬВОВИЧ ВЕРНИКОВСКИЙ(Издательство Минской духовной академии, 2020) Сытько, А. Н.После освобождения Беларуси от немецко-фашистских оккупантов, советская власть стала жестоко расправляться с теми священнослужителями, которые проявили особое старание в организации церковной жизни на захваченной территории. Тем не менее, репрессии в отношении духовенства в 1944– 1951 гг. не носили столь массового характера, как в довоенный период. Власти не осмелились в массовом порядке закрывать храмы, открытые при попустительстве фашистов [1, с. 9].