Труды Минской духовной академии № 5
Постоянная ссылка коллекцииhttps://elib.minda.by/handle/123456789/86
Труды Минской духовной академии. — Жировичи: Минская духовная академия, 2002—. — 2007. — №5. — 149 с.
Просмотреть
Публикация Проблема происхождения 103 Псалма(Минская духовная академия, 2007) Акимов, Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит); Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит)Каждый день на вечернем православном богослужении мы можем слышать чтение или пение 103 псалма, в котором торжественно воспевается хвала Богу за Его творение, величественно изображается все многообразие создания, его слаженность и гармоничность. И большинство из присутствующих на богослужении знает, что этот псалом был составлен известным еврейским царем Давидом, о чем свидетельствует его надписание в Септуагинте и в славянской Библии: «Псалом Давида о сотворении мира».Публикация Неизвестный юбилей(Минская духовная академия, 2007) Щеглов, Гордей Эдуардович; иерейСобытие, о котором пойдет речь ниже, произошло в 1921 г. в послереволюционном Петрограде и буквально сразу же затерялось в бурном водовороте неспокойной жизни. О нем не писала пресса, о нем никто не говорил, и все же это было СОБЫТИЕ. И хотя оно может показаться весьма скромным и незначительным в масштабах истории страны, оно все же остается дорогим для нас – памятью о людях, о нашем церковном прошлом, о церковной науке. Событие это – 200-летний юбилей… Здесь я хочу сделать паузу, и обратиться к его предыстории.Публикация Сын Божий – Сын Человеческий (Логос-Тропос Христа в творениях преподобного Максима Исповедника)(Минская духовная академия, 2007) Башкиров, Владимир Григорьевич; протоиерейАвтореферат диссертации на соискание степени магистра богословия. Общая характеристика работы. Основное содержание работы. Заключение. Список опубликованных работ. Резюме. SummaryПубликация Православное богослужение как школа богословия и богомыслия(Минская духовная академия, 2007) Алфеев, Иларион (Алфеев, Григорий Валерьевич; митрополит); Иларион (Алфеев, Григорий Валерьевич; митрополит)В настоящем докладе я хотел бы поделиться некоторыми мыслями, накопившимися у меня за более чем двадцать лет участия в православном богослужении — как в России, так и за ее пределами. То, что я скажу, будет относиться в большей степени к священнослужителям, чем к мирянам. Это связано с тем, что я почти не помню себя мирянином, мой опыт «мирянского служения» был слишком незначительным, чтобы им делиться. Вся моя сознательная жизнь связана со служением алтарю, и именно служителям алтаря в первую очередь будут адресованы мои размышления.Публикация Догматическая дискуссия архиепископа Феофана (Быстрова) и митрополита Антония (Храповицкого)(Минская духовная академия, 2007) Болонников, Александр Семенович; протоиерейТема настоящей статьи касается важнейшего христианского догмата – учения об Искуплении, и в частности полемики по этому вопросу двух выдающихся Иерархов Русской Церкви: Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого) и архиепископа Феофана (Быстрова). При этом прежде, чем перейти собственно к их полемике, необходимо дать краткую биографическую справку о последнем из них (так как имя первого – митрополита Антония, вероятнее всего, значительно лучше известно, чем имя архиепископа Феофана).Публикация Решения Московского совещания глав и представителей Поместных Православных Церквей 1948 г.: предпосылки, выработка, последствия(Минская духовная академия, 2007) Бубнов, Павел Владиленович; протодиаконИстория Православия в ХХ веке хранит память о целом ряде Соборов Поместных Церквей, Соборов, в которых участвовали представители различных Поместных Церквей. Но в истории Вселенского Православия в ХХ веке имело место исключительное собрание братских Православных Церквей, которое вправе называться Собором, и значение которого трудно переоценить. В 1948 г. в Москве прошло Совещание глав и представителей Поместных Православных Церквей, приуроченное к 500-летию автокефалии Русской Православной Церкви. В этой межправославной встрече участвовали представители всех Поместных Православных Церквей, кроме Константинопольской, Иерусалимской и Кипрской Церквей.Публикация Православная историко–церковная школа Беларуси XIX-начала XX в.: истоки и традиции(Минская духовная академия, 2007) Теплова, Валентина АнатольевнаВозрождение Православия, которое Беларусь пережила в конце XVIII – начале XX века породило уникальное явление – блестящую плеяду православных историков, мировоззрение и научная деятельность которых еще ждет своего осмысления.Публикация Соприкосновение души и тела: представления естественной науки о состоянии человека(Минская духовная академия, 2007) Холодный, Андрей ИгоревичОчень часто в стенах духовных школ мы слышим доклады на тему богословия, истории, философии, филологии, литературы и многих других наук. Однако мне кажется, что мой скромный доклад это одна из немногих, если не единственная попытка осветить богословие с точки зрения естественных наук. Такое игнорирование естественных наук мне кажется характерным (или, как врач, скажу «симптоматично») для современного русского богословия. Возможно это связано с абсолютно ложной идеей, которой всех нас учили со школьной скамьи, что «наука доказала, что Бога нет». Возможно, что эта фабрикация безбожников разных мастей до сих пор тлетворно влият на наше сознание.Публикация Дидим Слепец как церковный писатель(Минская духовная академия, 2007) Морза, Иоасаф (Морза, Александр Николаевич; архимандрит); Иоасаф (Морза, Александр Николаевич; архимандрит)В церковной истории IV век – это время великих мужей, великих соборов, великих богословских споров, это эпоха расцвета Церкви. Именно тогда святоотеческая письменность прославилась отцами и писателями, равных которым не было до тех пор. Достаточно упомянуть в области богословия имена таких великих писателей, как святитель Афанасий Александрийский, трех великих Каппадокийцев – святителей Василия Великого, Григория Нисского и Григория Богослова, славного учителя и проповедника Иоанна Златоуста; церковных учителей и богословов святого Кирилла Иерусалимского, Дидима Слепца Александрийского, Серапиона Тмуитского и Амфилохия Иконийского.Публикация Беларусь: государство, религия, общество(Минская духовная академия, 2007) Вахромеев, Филарет(Вахромеев, Кирилл Варфоломеевич; митрополит; первый Патриарший Экзарх всея Беларуси); Филарет (Вахромеев, Кирилл Варфоломеевич; митрополит; первый Патриарший Экзарх всея Беларуси)Доклад на конференции “Беларусь: религия, государство, общество” 7 июня 2007 г. Минская духовная академия. Своевременность научно-исторического, философского и социально-нравственного осмысления ключевых понятий, составляющих тему конференции, более чем очевидна. Об этом свидетельствует не только объективный ход мировой истории, но и положение дел в нашем национальном доме. И потому для нашего государства и для белорусского общества участие Церкви в обсуждении этих проблем не менее важно, чем для самой Белорусской Православной Церкви в частности.Публикация Толкование преподобного Никодима Святогорца на канон Рождества Христова(Минская духовная академия, 2007) Коваль, Евгений ВладимировичДанный труд призван, по замыслу преподобного Никодима, сделать доступным для всех верующих высокое богословское содержание великих христианских праздников через толкование их смыслового средоточия – песенных богослужебных канонов. Приступая к написанию «Толкования», преподобный Никодим более всего желал побудить всякую христианскую душу к славословию Бога и благодарению Его за Его милость и за домостроительство нашего спасения, особенно отчетливо просматриваемое именно в праздники.Публикация Толкование Книги Завета (Исх. 21-23) в богословии Восточной Церкви(Минская духовная академия, 2007) Васин, Алексей Владимирович; протоиерейМишпатим – один из центральных законадетьлных разделов Пятикнижия. Термин «Мишпатим» этимологически происходит от глагола шафат «управлять, судить». Назван этот раздел так потому, что первый стих начинается словами «И вот законы-мишпатим (церк.-сл.: и сия оправдания), которые ты объявишь им» (Исх. 21, 1).