2024: "ΧΡΟΝΟΣ", № 1(12)
Постоянная ссылка коллекцииhttps://elib.minda.by/handle/123456789/1695
ΧΡΟΝΟΣ : церковно-исторический альманах / гл. ред. доктор церк. истории А. В. Слесарев. — Минск : Издательство Минской духовной академии, 2013 —. — 2024. — № 1(12). — 168 с. : ил. — ISSN 2519-8122.
Церковно-исторический альманах "ΧΡΟΝΟΣ", № 1(12), 2024 год. Начата публикация в репозитории 05.09.2024 г.
Просмотреть
Публикация Рец. на: Левишко (Харевич), Т. Г. В православии святом сияючи. История Мазоловского Вознесенского женского монастыря Могилевской епархии в архивных документах XVII–XX веков / Т. Г. Левишко (Харевич). – Могилев : АмелияПринт, 2024. – 496 с.(Минская духовная академия, 2024) Метельский, Андрей АнатольевичПубликация Возвращение русских обителей к общежительному уставу при святителе Филарете (Дроздове)(Минская духовная академия, 2024) Николай (Чеботарев, Иван Геннадьевич; иеромонах); Чеботарев, Николай (Чеботарев, Иван Геннадьевич; иеромонах)В статье рассматриваются вопросы, связанные с упорядочением святителем Филаретом (Дроздовым) монастырской жизни и приведением ее в состояние, соответствующее общежительному укладу. Утверждается, что неприятие общежительного устава было достаточно распространено в штатных монастырях того времени. Автор отмечает, что святой митрополит видел большую пользу для монашествующих от пребывания в общежительных монастырях в связи с более благоприятными условиями для исполнения обетов девства, нестяжания, послушания и отречения своей воли. Кратко описывается «детище» самого святителя – Гефсиманский скит, в котором он постарался в полном объеме реализовать свои взгляды на правильный общежительный монастырский быт и порядок. На исторических примерах показывается, как духовное руководство митрополита Филарета простиралось над иночествующими вверенной ему епархии. Также рассматриваются изменения в жизни женского монашества в XIX в., когда в отношении новоустраиваемых женских обителей действовал принцип, согласно которому сначала устраивалось общежитие, а потом оно переводилось в статус монастыря. Изучаются проблемы и сложности, связанные со становлением при святителе нескольких женских общин Московской епархии. The article deals issues related to St. Philaret's ordering of monastic life and bringing it to a state corresponding to the communal way of life. It is argued that the rejection of the communal statute was quite widespread in the staff monasteries of that time. The author notes that the holy Metropolitan saw a great benefit for monastics from staying in communal monasteries, due to more favorable conditions for the fulfillment of the vows of virginity, unstifleness, obedience, and renunciation of one's will. The “brainchild” of the saint himself, the Skete of Gethsemane, is briefly described, in which he tried to fulfill his views on the right monastic life and order. Historical examples show how Metropolitan Philaret's spiritual leadership extended over the monastics of the diocese entrusted to him. Changes in the life of female monasticism in the 19th century are also considered, when the principle was applied to newly established female monasteries, according to which first a dormitory was organized, and then it was transferred to the status of a monastery. The problems and difficulties connected with the establishment of several women's communities of the Moscow diocese ruled by the saint are studied.Публикация Участие архиереев Русской Православной Церкви Заграницей в работе Всеправославного Конгресса (1923)(Минская духовная академия, 2024) Слесарев, Александр ВалерьевичСтатья посвящена рассмотрению вопроса участия представителей Русской Православной Церкви Заграницей в проведении Всеправославного Конгресса, организованного в 1923 г. Константинопольским Патриархатом для обсуждения возможности реформирования системы церковного времяисчисления и отдельных аспектов канонической практики. На основании анализа протоколов Конгресса воссоздается ход дискуссий и предпосылки принятия решений. Делается вывод о невозможности усвоения Конгрессу статуса всеправославного форума, а принимавшим участие в его работе русским иерархам статуса полномочных представителей Русской Православной Церкви. Вместе с тем отмечается высокая значимость представителей русской церковной эмиграции в межправославных отношениях первой пол. 1920-х гг., а также определяющая роль архиепископов Анастасия (Грибановского) и Александра (Немоловского) в выработке отдельных постановлений Всеправославного Конгресса. Опровергается получившее распространение в русскоязычной литературе представление о поддержке обновленческого раскола патриархом Константинопольским Мелетием IV (Метаксакисом). Выявляется высокая значимость позиции участников Всеправославного Конгресса в процессе освобождения из-под домашнего ареста патриарха Московского и всея России Тихона (Беллавина). The article is devoted to considering the issue of participation of representatives of the Russian Orthodox Church Outside of Russia in the PanOrthodox Congress, which was organized in 1923 by the Patriarchate of Constantinople to discuss the possibility of reforming the system of church timekeeping and certain aspects of canonical practice. Analysis of the Congress minutes made it possible to reconstruct the course of discussions and identify the preconditions for decision-making. It is concluded that the Congress does not have the status of a pan-Orthodox forum. The Russian hierarchs who took part in its work cannot be considered authorized representatives of the Russian Orthodox Church. At the same time, the high importance of representatives of the Russian church emigration in inter-Orthodox relations in the first half of the 1920s is noted, as well as the decisive role of Archbishops Anastasius (Gribanovsky) and Alexander (Nemolovsky) in the development of certain resolutions of the PanOrthodox Congress. The idea that the Renovationist schism was supported by Patriarch Meletius IV (Metaxakis) of Constantinople, which has become widespread in Russian-language literature, is refuted. The high significance of the position of the participants of the Pan-Orthodox Congress in the process of releasing Patriarch of Moscow and All Russia Tikhon (Bellavin) from house arrest is revealed.Публикация Ксенофонт Говорский: на пути к изданию «Вестника Западной России». Петербургский период (1861–1862)(Минская духовная академия, 2024) Щеглов, Гордей Эдуардович; иерейПо сегодняшний день личность Ксенофонта Антоновича Говорского (1811–1871), известного издателя общественно-политического журнала «Вестник Западной России» (1862–1871), по-разному оценивалась и оценивается исследователями. Одни рисуют его образ темными красками, другие, напротив, превозносят, и все это в зависимости от идеологических или идейных пристрастий. Впрочем, эти оценки касаются прежде всего деятельности К. А. Говорского как редактора-издателя «Вестника». Вместе с тем его биография до настоящего времени написана не была. Настоящая публикация как раз и представляет попытку реконструкции жизни К. А. Говорского и того, как вызревала идея издания журнала и каким образом он был учрежден. Исследование написано преимущественно на основании многочисленных архивных источников, большинство сведений из которых впервые вводится в научный оборот. Заметим, что в публикации представлен период жизни К. А. Говорского до начала издания «Вестника», хронологически охватывающий полстолетия. Until today, the personality of Xenophon Antonovich Govorsky (1811–1871), the well-known publisher of the socio-political journal «The Bulletin of Western Russia» (1862–1871), has been evaluated and is being evaluated by researchers in different ways. Some paint his image with dark colors, others, on the contrary, extol him, and all this depends on ideological predilections. However, these assessments relate primarily to the activities of K. A. Govorsky as editor-publisher of «The Bulletin». It is important to note that his biography has not yet been written. This publication presents an attempt to reconstruct the life of K. A. Govorsky and how the idea of publishing a journal matured and how it was founded. The study was written mainly on the basis of numerous archival sources, most of the information from which is introduced into scientific circulation for the first time. It should be noted that the publication presents the period of K. A. Govorsky’s life before the publication of the «The Bulletin», chronologically spanning half a century.Публикация Личностный портрет епископа Павла (Доброхотова) (1814–1900) по воспоминаниям современников(Минская духовная академия, 2024) Агафангел (Будишин, Александр Радивоевич; иеромонах); Будишин, Агафангел (Будишин, Александр Радивоевич; иеромонах)Имя епископа Павла (Доброхотова) сегодня больше известно в научной среде благодаря его собраниям рукописных книг и исторических документов. Уже одно это обуславливает интерес к его личности. В контексте изучения его биографии безусловный интерес представляют свидетельства о нем современников. Обзору и анализу таких свидетельств как раз и посвящена настоящая статья. Рассматриваемые воспоминания и характеристики епископа Павла (Доброхотова) принадлежат разным авторам, среди которых митрополит Григорий (Чуков), архиепископ Савва (Тихомиров), протоиерей Алексей Попов и др. Любопытно, что оценки порой сильно разнятся: от крайне негативных до исключительно положительных. Но, несмотря на свою субъективность и противоречивость, эти свидетельства все же позволяют сформировать представление о личности иерарха. The name of Bishop Paul (Dobrokhotov) is better known today in the scientific community thanks to his collections of handwritten books and historical documents. This alone causes interest in his personality. In the context of studying his biography, testimonies about him from his contemporaries are of unconditional interest. This article is devoted to the review and analysis of such evidence. The memoirs and characteristics of Bishop Pavel (Dobrokhotov) in question belong to different authors, including Metropolitan Gregory (Chukov), Archbishop Savva (Tikhomirov), Archpriest Alexei Popov, and others. It is curious that the assessments sometimes vary greatly: from extremely negative to extremely positive. But, despite its subjectivity and inconsistency, this evidence still allows us to form an idea of the personality of the hierarch.Публикация Церковная летопись Вензовецкой Петро-Павловской церкви (1887)(Минская духовная академия, 2024) Стренковский, Сергей ПетровичПубликация представляет собой церковную летопись ПетроПавловского прихода села Вензовец, входившего в состав Дятловского благочиния Литовской епархии и располагавшегося в то время в Слонимском уезде Гродненской губернии, за 1887 г. Подготовленная приходским священником Антонием Василевским и псаломщиком Осипом Протасевичем, она соответствует типовой структуре, разработанной в 1886 г протоиереем Виленского Пречистенского собора Иоанном Котовичем и одобренной епископом Литовским и Виленским Алексием (Лавровым-Платоновым). Литовская духовная консистория после двух неудачных попыток введения летописей с 1867 и с 1880 гг. дала строгое указание всем благочинным обеспечить их написание в каждом приходе с 1 января 1887 г. К сожалению, церковные летописи относятся к тем видам исторических источников, которые до нашего времени сохранились в незначительном количестве. Поэтому летопись Вензовецкого прихода является очень ценным документом, в котором подробно изложены сведения о приходской и приписной церквах, приходе, священно- и церковнослужителях, прихожанах, их занятиях и быте в кон. 1880-х гг. The publication constitutes the church chronicle of the Sts. Peter and Paul Parish of the village of Venzovets, which was part of Dyatlovo deanery of the Lithuanian Diocese and was located at that time in Slonim district of Grodno province, in 1887. Prepared by parish priest Anthony Vasilevsky and psalmist Osip Protasevich, it corresponds to the standard structure developed in 1886 by Archpriest Ioann Kotovich of Vilna Prechistensky Cathedral and approved by Bishop of Lithuania and Vilna Alexy (Lavrov-Platonov). The Lithuanian Ecclesiastical Consistory, after two unsuccessful attempts to introduce chronicles from 1867 and from 1880, gave strict instructions to all deans to ensure that they were written in each parish from January 1, 1887. Unfortunately, church chronicles belong to those types of historical sources that have been preserved in a small number to our time. Therefore, the chronicle of the Venzovets parish is a very valuable document, which provides detailed information about the parish and attached churches, the parish, the clergy, the parishioners, their occupations and life in the late 1880s.