"ΧΡΟΝΟΣ", № 7-8, 2020
Постоянная ссылка коллекцииhttps://elib.minda.by/handle/123456789/1454
ΧΡΟΝΟΣ. Церковно-исторический альманах. № 7–8 / Гл. ред. А. В. Слесарев. – Минск : Издательство Минской духовной академии, 2020. – 277 с. : ил. – ISSN 2519-8122
Просмотреть
Публикация История изучения биографии святой праведной Софии, княгини Слуцкой(Издательство Минской духовной академии, 2020) Бубнов, Павел Владиленович; протодиаконОсвещение и изучение биографии святой праведной Софии, княгини Слуцкой, с момента ее перехода в вечность и до настоящего времени носит противоречивый характер. В связи с тем, что личность наследной собственницы крупного православного Слуцкого княжества являлась ключом к реализации целого ряда политических, экономических планов и конфессиональных реформ на территории этого княжества, неадекватная информация о святой Софии стала появляться еще при ее жизни. В XIX в. вышло четыре художественных произведения на польском языке, где главной героиней являлась святая София. В русскоязычной печати целый ряд публикаций о ней увидел свет в кон. XIX – нач. ХХ вв. В 1984 г. была совершена канонизация святой Софии, и с 1993 и до настоящего времени интерес к ее биографии остается неизменно высоким. В статье рассматривается история изучения биографии святой Софии Слуцкой по публикациям и исследованиям, увидевшим свет в период с 1614 по 2020 гг. Выявленные работы подвергаются историографическому анализу, выявляются недочеты и преимущества.Публикация Записка К. С. Сербиновича «О древних памятниках, в Западных губерниях открываемых»: историко-источниковедческий анализ(Издательство Минской духовной академии, 2020) Будишин, Агафангел (Будишин, Александр Радивоевич; иеромонах); Агафангел (Будишин, Александр Радивоевич; иеромонах)Статья посвящена историко-источниковедческому разбору документа, касающегося мер сбережения памятников старины в имперской России, хранящегося в фонде К. С. Сербиновича в Российском государственном историческом архиве. Поскольку в архивном каталоге и описи фонда документ не совсем верно атрибутирован, то при введении исследователями его в научный оборот возникла определенная путаница, и как следствие – неверные выводы. Кроме того, ситуация усугубляется наличием документа аналогичного содержания в другом фонде Российского государственного исторического архива. В настоящей статье предпринята попытка атрибутации обоих документов установление авторства и пр. Кроме того, впервые публикуются наиболее значимые фрагменты «Записки».Публикация Понятие «ὑπὲρ ἀνθρώπος» в раннехристианской антропологии Александрийской школы(Издательство Минской духовной академии, 2020) Данилов, Андрей ВладиленовичЭволюционистская антропология Климента Александрийского направлена к сверхчеловеческой энтелехии. Речь идет о поступательном развитии от уровня простой веры к высотам гносиса. Климент Александрийский часто использует понятие «боги» для гностиков, но у него не встречается понятие «сверхчеловек». Напротив, прилагательное «сверхчеловеческий» присутствует в его текстах, причем в связи с учением о вере. Для Оригена понятия «гностик» и «бог» уже не связаны непосредственно. Опосредованно понятие «сверхчеловек» всплывает в девятой гомилии на книгу Левит. Ориген в отличие от Климента уже не решается безапелляционно прилагать к гностикам как апогею человеческой эволюции достоинство божества. В богословской терминологии Оригена все еще встречается прилагательное «сверхчеловеческий». После Оригена понятие «сверхчеловек» полностью исчезает из раннехристианской антропологии. Некоторое время оно еще сохраняется в христологии, в частности у псевдо-Дионисия Ареопагита.Публикация Литовская духовная семинария в период возглавления Вячеславом Васильевичем Богдановичем (октябрь 1919 – октябрь 1922 гг.)(Издательство Минской духовной академии, 2020) Гиндренас, Андрюс ВалдасовичВ 1919 г. произошло восстановление деятельности Литовской духовной семинарии в г. Вильно, вынужденно пребывавшей в эвакуации на протяжении 1915–1918 гг. по причине развития военных действий Первой мировой войны. Статья посвящена рассмотрению положения Литовской духовной семинарии в период ее возглавления Вячеславом Васильевичем Богдановичем, исполнявшего обязанности ректора с октября 1919 г. по октябрь 1922 г. Описываются сложные обстоятельства деятельности возрожденной духовной школы: эвакуация семинарии в глубь России, первые трудности возрождения на прежнем месте, реформирование по стандартам средней гуманитарной школы, конфликт ректора семинарии и управляющего Литовской епархией с главой Варшавской митрополии, увольнение В. В. Богдановича и последовавшее за этим обновление состава педагогической корпорации.Публикация Воспоминания гомельского протоиерея Петра Рылло (1884–1937)(Издательство Минской духовной академии, 2020)Третья часть воспоминаний гомельского протоиерея Петра Рылло посвящена описанию Брусиловского прорыва, – последней удачной наступательной операции русской армии в годы Первой мировой войны. Этот событие глубоко укоренилось в памяти протоиерея Петра Рылло, являвшегося на тот момент полковым священником 14-го полка 4-й стрелковой железной дивизии Юго-Западного фронта и оказавшегося в эпицентре наступления русской армии. Война, увиденная изнутри, личные переживания полкового священника, бытовые зарисовки являются своеобразным и ценным источником по истории Первой мировой войны. В совокупности с военными мемуарами, воспоминания протоиерея Петра Рыло позволяют создать объемную картину военных событий 1916 г.Публикация Дневник архимандрита Антония (Мельникова) за 1961 г.(Издательство Минской духовной академии, 2020)Ниже публикуется фрагмент личного дневника наместника Жировичского монастыря и ректора Минской духовной семинарии архимандрита (впоследствии митрополита Минского и Белорусского) Антония (Мельникова) за 1961 г. Автор описывает свою личную встречу с патриархом Московским и всея Руси Алексием І, начало управления Минско-Белорусской епархией митрополитом Антонием (Кротевичем), процесс подготовки к закрытию Минской духовной семинарии и другие события церковной жизни означенного периода. Оригинал рукописи дневника находится на хранении в архиве Санкт Петербургской митрополии (фонд «Митрополит Антоний Мельников»).Публикация Звароты Мітрапаліта Варшаўскага Дзіянісія на беларускай мове ў міжваенны перыяд(Издательство Минской духовной академии, 2020)У публікацыі друкуюцца і суправаджаюцца каментарыямі матэрыялы па гісторыі Праваслаўнай Царквы ў Польшчы міжваеннага перыяду. У навуковы зварот уводзяцца адозвы, лісты і пасланні Мітрапаліта Варшаўскага Дзіянісія да паствы і духавенства на беларускай мове. Дадзеныя дакументы – узор і асобная сфера ўжывання беларускай мовы ў аўтакефальнай Польскай Праваслаўнай Царкве перыяду 1921–1939 гг. Апублікаваныя матэрыялы будуць карысныя і цікавыя для даследчыкаў агульнай, айчыннай і царкоўнай гісторыі адзначанага перыяду, філолагаў, багасловаў і ўсіх, хто цікавіцца гісторыяй Праваслаўнай Царквы на Беларусі.Публикация Миропомазание византийских императоров в XIII в.(Издательство Минской духовной академии, 2020) Евтуховский, Валерий Саввович; иерейВ статье рассматривается введение материального помазания в церемонию венчания византийских императоров. На основе толкования свидетельств, предоставленных историческими источниками, введение обряда помазания, скорее всего, начинается с императора Мануила I Комнина (1141 г.). До завоевания Константинополя крестоносцами в 1204 г. помазание совершалось освященным елеем, затем было заменено на миропомазание, которое произошло на венчании никейского императора Феодора I Комнина Ласкаря на Пасху, в апреле 1208 г., в условиях изгнания. Изменение материала обряда помазания и включение его в св. литургию повлекло за собой заметное отличие от западного помазания. Это был также явный разрыв с традицией, которая ранее связывала помазание в церемонии венчания с различными династическими проблемами или актами узурпации. Миропомазание было обрядовым выражением церковной поддержки императорского служения, а патриарху оно предоставило особое положение, как посреднику Божественной благодати, не позволяя ему претендовать на превосходство.