Труды Минской духовной академии №12
Постоянная ссылка коллекцииhttps://elib.minda.by/handle/123456789/114
Просмотреть
Публикация «Записки Иосифа, митрополита Литовского» как источник для исследования возвращения белорусских униатов к православию(Минская духовная академия, 2015) Романчук, Александр Александрович; протоиерейИстория разрыва Брестской унии на Полоцком соборе 1839 года хорошо обеспечена источниками разного характера, в том числе и мемуарами непосредственных участников событий. Записки высокопреосвященного Иосифа (Семашко), митрополита Литовского и Виленского занимают среди прочих воспоминаний об этом судьбоносном для белорусского народа церковно-политическом событии особое место. Именно по инициативе владыки Иосифа в конце 1820-х годов началось сближение белорусских униатов с Православием, без его деятельного участия разрыв унии был бы невозможен. С одной стороны, значение Записок Семашко подогревает интерес историков к ним, с другой, - ставит перед исследователями вопрос доверия к этому источнику. Проблема тем более актуальна, что высокопреосвященный построил свои воспоминания совершенно особым, не типичным для мемуарного жанра образом, что существенно осложняет источниковедческий анализ.Публикация Слуцкие архиереи(Минская духовная академия, 2015) Доронин, Антоний (Доронин, Дионисий Валентинович; архиепископ Гродненский и Волковысский); Антоний (Доронин, Дионисий Валентинович; архиепископ Гродненский и Волковысский)Непосредственно о Слуцких архиереях можно говорить лишь со времени учреждения в 1912 г. Слуцкого викариатства. Тем не менее, Слуцк исстари являлся местом пребывания православных иерархов, которые в разное время проживали там и управляли церковными делами.Публикация Трансформации церковно-приходской жизни православного населения Полоцкой епархии (1839–1917)(Минская духовная академия, 2015) Теплова, Валентина АнатольевнаВ течение 1839 - 1917 гг. Полоцкая епархия переживала сложный процесс постепенного возрождения православия. Если в период 1839-1863 гг. этому процессу мешала нелегальная миссионерская деятельность католического духовенства, то после подавления восстания 1863-1864 гг. до 1905 г., когда между католическим и православным духовенством внешне устанавливаются более спокойные взаимоотношения, прозелитизм католического духовенства приобретает скрытый характер. После выхода указа «Об укреплении начал веротерпимости» 17 апреля 1905 г. начинается новый этап противостояния католичества и православия, который, благодаря развернувшейся миссионерской деятельности православного духовенства и активной деятельности приходских братсв, был преодолен только к 1914 году.