Труды Минской духовной академии №12
Постоянная ссылка коллекцииhttps://elib.minda.by/handle/123456789/114
Просмотреть
13 результатов
Результаты поиска
Публикация Слово главного редактора(Минская духовная академия, 2015) Акимов, Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит); Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит)Публикация Положение об аспирантуре Минской духовной академии(Минская духовная академия, 2015)Публикация Положение о порядке организации и проведения кандидатских экзаменов в Минской духовной академии(Минская духовная академия, 2015)Публикация «Правая» церковная оппозиция на Гомельщине в период немецкой оккупации и послевоенные годы (1941–1950)(Минская духовная академия, 2015) Слесарев, Александр ВалерьевичНа протяжении многих десятилетий Гомельская область БССР являлась достаточно крупным очагом «правой» церковной оппозиции. К концу 1930-х гг. антисоветское церковное сопротивление на территории Гомельской области было практически полностью подавлено. В условиях немецкой оккупации священнослужители и православные церковные общины, отказывавшие в признании Московской Патриархии, получили возможность вернуться к легальному существованию. Принимая в пользование храмовые здания и восстанавливая в них полноценную приходскую жизнь, они расширяли влияние движения «непоминающих» в регионе. Пополнение оппозиционного клира происходило за счет рукоположения избранных общинами кандидатов иерархами Украинской Автономной Православной Церкви, а также благодаря выходу священнослужителя из подчинения Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Сергию (Страгородскому). После освобождения территории Гомельской области от немецкой оккупации «непоминающие» общины на протяжении нескольких лет не преследовались и продолжали свободно совершать богослужения в храмах, переданных им оккупационной властью. Ужесточение советской религиозной политики, наметившееся к 1948 г., привело к изъятию у «непоминающих» общин всех храмовых зданий. Наблюдавшееся в кон. 1940-х гг. усиление давления на противников Московской Патриархии вынудило их перейти на нелегальное положение и организовывать общинно-богослужебную жизнь на конспиративных началах. Существование в условиях подполья способствовало формированию специфической «катакомбной» субкультуры, отличавшей «непоминающих» от основной массы православного верующего населения. В основании мировосприятия большинства православных оппозиционеров лежало религиозно мотивированное неприятие советского строя. Последнее обстоятельство побуждало «непоминающих» дистанцироваться от политически лояльных священнослужителей Русской Православной Церкви и при отсутствии собственных клириков приступать к совершению богослужений мирским чином. Широкое распространение апокалиптических чаяний среди противников Московской Патриархии побуждало многих из них принимать тайное монашество. К кон. 1940-х гг. это привело к появлению на Гомельщине целого ряда нелегальных монашеских общин, становившихся духовными и богослужебными центрами церковной оппозиции. Не утрачивая церковного и канонического сознания, при стечении благоприятных обстоятельств «непоминающие» возвращались к традиционным формам организации церковно-приходской жизни, что лишает оснований все обвинения их в сектантстве.Публикация Неизвестный Серно-Соловьевич(Минская духовная академия, 2015) Щеглов, Гордей Эдуардович; иерейВсем, кто когда-либо интересовался историей Слуцка, особенно церковного, знакомо имя Федора Федоровича Серно-Соловьевича - автора исторического очерка «Древне-русский город Слуцк и его окрестности» (Вильна, 1896). Однако попытки разыскать об этом человеке хотя бы минимальные справочные сведения не принесут результата. Выясняется, что не только фамилия малораспространенная, но и известных ее носителей не так уж много. Самые знаменитые: русские революционеры XIX в. братья Александр Александрович и Николай Александрович Серно-Соловьевичи, и их младшая современница - русская оперная певица Елена Михайловна Серно-Соловьевич. Но о Федоре Федоровиче никаких известий. А человек жил, трудился и даже оставил по себе литературную память. Именно это и послужило отправной точкой для настоящего исследования.Публикация Трансформации церковно-приходской жизни православного населения Полоцкой епархии (1839–1917)(Минская духовная академия, 2015) Теплова, Валентина АнатольевнаВ течение 1839 - 1917 гг. Полоцкая епархия переживала сложный процесс постепенного возрождения православия. Если в период 1839-1863 гг. этому процессу мешала нелегальная миссионерская деятельность католического духовенства, то после подавления восстания 1863-1864 гг. до 1905 г., когда между католическим и православным духовенством внешне устанавливаются более спокойные взаимоотношения, прозелитизм католического духовенства приобретает скрытый характер. После выхода указа «Об укреплении начал веротерпимости» 17 апреля 1905 г. начинается новый этап противостояния католичества и православия, который, благодаря развернувшейся миссионерской деятельности православного духовенства и активной деятельности приходских братсв, был преодолен только к 1914 году.Публикация Монашеские обеты базилиан по кодексу конституции ордена святого Василия Великого 1791 г.(Минская духовная академия, 2015) Гулевич, Авраам (Гулевич, Александр Николаевич; иеродиакон); Авраам (Гулевич, Александр Николаевич; иеродиакон)На основе проанализированных положений Кодекса Конституций ордена св. Василия Великого 1791 года можно иметь суждение об исполнении основных монашеских обетов и о степени духовного преуспеяния членов ордена. Нормы данного документа относительно послушания, в частности, возможности проявлять неуступчивость по отношению к настоятелю монастыря, требования о послушании лишь должностным лицам, и только в пределах их полномочий, уважение к настоятелю посредством страха перед наказаниями, стремление удерживать братию в повиновении и прочих аспектах обета послушания в ордене дают недвусмысленную характеристику исполнения этого обета базилианами. Оправдание стяжания личных вещей, использование денежных средств в своих целях монахами ордена открывают нарушение обета нестяжания членами ордена и их более тесный контакт с миром. Введение в обиход ордена четвёртого обета - не стремиться к почётным должностям, своей глубинной причиной имеет нежелание прислушаться к многовековому опыту монашества Восточной Церкви в ее неразрывной традиции с правилами свт. Василия Великого, но стремление к собственному их переосмыслению. Попытки поддержать выдуманные новшества, которых не знало монашество (введение ежегодного повторения обетов) состояние упадка духа аскетизма в ордене, не изменило (по свидетельству самих же униатов). Стоит также отметить неоднозначное положение настоятелей базилианских монастырей, в частности того, что, духовным авторитетом для братии своей обители они могли не являться, и не служить ориентиром подвижнической жизни. При декларировании свт. Василия Великого «нашим отцом, основателем и законодателем», на деле происходило оправдание послаблений и искажений его монашеских правил и открытое их нарушение, что является свидетельством секуляризации жизни базилиан в конце XVIII века.Публикация «Записки Иосифа, митрополита Литовского» как источник для исследования возвращения белорусских униатов к православию(Минская духовная академия, 2015) Романчук, Александр Александрович; протоиерейИстория разрыва Брестской унии на Полоцком соборе 1839 года хорошо обеспечена источниками разного характера, в том числе и мемуарами непосредственных участников событий. Записки высокопреосвященного Иосифа (Семашко), митрополита Литовского и Виленского занимают среди прочих воспоминаний об этом судьбоносном для белорусского народа церковно-политическом событии особое место. Именно по инициативе владыки Иосифа в конце 1820-х годов началось сближение белорусских униатов с Православием, без его деятельного участия разрыв унии был бы невозможен. С одной стороны, значение Записок Семашко подогревает интерес историков к ним, с другой, - ставит перед исследователями вопрос доверия к этому источнику. Проблема тем более актуальна, что высокопреосвященный построил свои воспоминания совершенно особым, не типичным для мемуарного жанра образом, что существенно осложняет источниковедческий анализ.Публикация Слуцкие архиереи(Минская духовная академия, 2015) Доронин, Антоний (Доронин, Дионисий Валентинович; архиепископ Гродненский и Волковысский); Антоний (Доронин, Дионисий Валентинович; архиепископ Гродненский и Волковысский)Непосредственно о Слуцких архиереях можно говорить лишь со времени учреждения в 1912 г. Слуцкого викариатства. Тем не менее, Слуцк исстари являлся местом пребывания православных иерархов, которые в разное время проживали там и управляли церковными делами.Публикация Письма святителя Фотия, патриарха Константинопольского(Минская духовная академия, 2015) Полховский, Александр Владимирович; иерейЭпистолярное наследие Константинопольского патриарха Фотия (род. 810- ум. между 893-897гг.) представляет собой важный источник ценных сведений как о нем самом, так и о положении церковных и, отчасти, государственных дел во второй половине ΙΧ века. Кроме того, в письмах святителя достаточно четко отражен тот духовный путь, который ему пришлось пройти за время своей жизни. В письмах патриарх Фотий предстает пред взором читателя как выдающийся экзегет, заботливый пастырь, мудрый церковный политик.