Труды Минской духовной академии № 3
Постоянная ссылка коллекцииhttps://elib.minda.by/handle/123456789/57
Труды Минской духовной академии. — Жировичи: Минская духовная академия, 2002—. — 2005. — №3. — 100 с.
Просмотреть
Публикация Жизненный путь Евагрия Понтийского(Минская духовная академия, 2005) Сидоров, Алексей ИвановичОсновным источником для восстановления главных моментов биографии Евагрия1 служит 38 глава «Лавсаика» Палладия Еленопольского2, которая дополняется «боковой традицией» (la tradition laterale—выражение Г. Бунге) сочинения Палладия, представленной в первую очередь коптским «Житием Евагрия» (вошедшим в коптский синаксарий), а также церковным историком Сократом и сирийскими фрагментами3. В зачине своего произведения Палладий называет Евагрия «прославленным диаконом» (to.n aovi,dimon dia,konon) и «мужем апостольской жизни» (a;ndra bebiwko,ta kata. tou.j avposto,louj), описание жития которого должно послужить духовной пользе читателей. В коптской версии Палладий замечает, что именно Евагрий научил его жизни во Христе и духовному пониманию Священного Писания.Публикация Значение церковнославянского языка для русской и белорусской культуры(Минская духовная академия, 2005) Король, Александр ВикторовичЦСЯ создавался святыми равноапостольными Мефодием и Кириллом, учителями славенскими, прежде всего как язык общения с Богом, как язык величественного богослужения и богословской литературы. В этом своем качестве он пережил 1000-летнюю историю и сохраняется по сей день. Кроме этого ЦСЯ вплоть до XVIII века оставался языком науки, светской литературы, а зачастую и юридической письменности. Пришедший на Русь с христианизацией, богослужебный язык стал языком высокой книжности, приобрел авторитет и престиж, включив в сферу своего влияния нарождавшуюся древнерусскую и балканские национальные культуры.Публикация Израиль и народы: универсализм и миссия в письменных традициях яхвиста и второзаконнической школы(Минская духовная академия, 2005) Рой, Георгий Вячеславович; протоиерейПятикнижие представляет собой синтез религиозных преданий Израиля, отредактированных и дополненных богодухновенным автором. Задолго до возникновения Пятикнижия в его сегодняшней форме, в еврейской традиции существовали уже отдельные письменные источники и устные предания, повествующие о сотворении Богом мира, о блаженной жизни людей в Эдеме, об истории человеческого рода после грехопадения. Так евреи передавали из поколения в поколение предания из жизни патриархов, рассказы, изображающие жизнь израильских колен в Египте вплоть до завоевания ими Земли Обетованной.Публикация Онтологический аргумент бытия Бога: опыт историко-философской реконструкции(Минская духовная академия, 2005) Лепин, Сергей Леонидович; протоиерейХристианство—религия Божественного Откровения. Это подразумевает нашу веру в то, что Бог может говорить с человеком и говорит с ним—Он откровенен ему. Если Откровение—высшая форма соучастия, в которую вовлечены и говорящий и слушающий, то легко предположить, что и Бог что-то ждет от человека, ведь в откровенном обращении всегда содержится призыв. Мы знаем, чего хотим от ближнего, когда рассчитываем на откровенное общение. Но что ждет от нас Бог? Что нужно для того, чтоб стать адресатом Божественного Откровения?Публикация Проблема CREATIO и EVOLUTIO в космологии святителя Григория Нисского(Минская духовная академия, 2005) Башкиров, Владимир Григорьевич; протоиерейСпор между сторонниками двух научных направлений креационизма и эволюционизма идет давно. Опубликованные ими книги содержат солидную аргументацию и немало интересных научных данных в пользу именно своей теории. Но вот что настораживает: и та и другая сторона стремятся доказать научную несостоятельность оппонента, практически не желая прислушаться к его доводам и наблюдениям(1).Публикация Проблемы богословской антропологии(Минская духовная академия, 2005) Вахромеев, Филарет(Вахромеев, Кирилл Варфоломеевич; митрополит; первый Патриарший Экзарх всея Беларуси); Филарет (Вахромеев, Кирилл Варфоломеевич; митрополит; первый Патриарший Экзарх всея Беларуси)Вступительное слово на Богословской конференции РПЦ «Учение Церкви о человеке». Москва, Свято-Данилов монастырь, ноябрь 2001 г. В течение всего минувшего XX века многие выдающиеся ученые, философы, богословы, писатели посвятили немало сил исследованию человека. По-разному они пытались ответить на вопрос: что такое человек? Что делает человека человечным, а что, наоборот, превращает человека во врага самого себя и других людей? Почему высокие идеалы гуманизма, провозглашенные в Новое время, не смогли предотвратить тех процессов дегуманизации, свидетелями которых мы были в недавнем прошлом и—увы!—являемся до сего дня?Публикация Русская Православная Церковь и Всемирный совет Церквей: предыстория взаимоотношений в 1946-1948 гг.(Минская духовная академия, 2005) Бубнов, Павел Владиленович; протодиаконВ течение последних 15 лет во многих Поместных Православных Церквях, в том числе в Русской Православной Церкви идут дискуссии о целях православного участия в экуменическом движении. Оппоненты такого участия нередко вспоминают решение Московского Совещания глав и представителей Автокефальных Православных Церквей 1948 г. На этой встрече, в которой участвовали представители большинства Поместных Церквей, была высказана критика в адрес экуменического движения и было принято решение не участвовать в I Ассамблее Всемирного Совета Церквей в Амстердаме.Публикация Священномученик Димитрий (Павский)(Минская духовная академия, 2005) Щеглов, Гордей Эдуардович; иерейСвященномученик Димитрий родился в 1874 году в семье потомственного священника Александра Павловича Павского в деревне Максатиха Максатихинского уезда Тверской губернии. Рос весьма любознательным и способным ребенком, очень интересовавшимся церковной историей. Со временем он окончил Духовное училище, затем—Духовную Семинарию. В 1899 году со степенью кандидата богословия завершил свое образование в Казанской Духовной Академии. В 1903 году Димитрий Павский был рукоположен в сан священника и назначен заведующим Леушинской церковно-учительской женской школы Новгородской епархии. 25 июня 1904 года определением Св. Синода он был перемещен в Минск на должность епархиального наблюдателя «школ церковно-приходских и грамоты Минской епархии»1 с причислением к клиру кафедрального Петро-Павловского Собора.Публикация Трансформация раннехристианских эсхатологических воззрений в церковно-исторических сочинениях Евсевия Кесарийского(Минская духовная академия, 2005) Акимов, Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит); Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит)Христианство в своей начальной истории отличалось обостренными эсхатологическими переживаниями. Ожидалось, что второе пришествие и конец мира наступят в самое ближайшее время1. Это ожидание еще более усиливалось вследствие тяжелого положения христиан в Римской империи. Принимая крещение, человек становился изгоем. Общественная жизнь и общественные институты оказывались недоступными для христианина, поскольку участие в них требовало приобщения к языческому культу2. В период гонений христиан могла укреплять вера в то, что этому миру, враждебному по отношению к ним, осталось существовать недолго. Вот-вот должен прийти Спаситель и ввести всех своих последователей в Свое Царство. Такие мысли первых христиан подкреплялись и авторитетом Священного Писания.Публикация Христианство перед вызовом воинствующего секуляризма(Минская духовная академия, 2005) Алфеев, Иларион (Алфеев, Григорий Валерьевич; митрополит); Иларион (Алфеев, Григорий Валерьевич; митрополит)Призрак воинствующего секуляризма бродит по Европе. Активно противопоставляя себя любым проявлениям религиозности, воинствующий секуляризм одерживает все более впечатляющие победы на европейском общественном поле. Еще не угасли баталии по поводу упоминания о христианских корнях Европы в Европейской конституции, как уже новая волна споров всколыхнула Старый свет—на этот раз в связи с принятием правительством Франции закона о запрете на ношение религиозных символов в общественных местах.Публикация Эгидий Римский о научном статусе богословия(Минская духовная академия, 2005) Гаврюшин, Николай КонстантиновичВопреки распространенному мнению, крылатая фраза philosophia ancilla theologiae («философия—служанка богословия») отнюдь не полностью выражала утвердившиеся в средневековье представления. Достаточно сказать, что самому термину «теология» порой предпочитали «любомудрие», как это делал, например, св. Григорий Богослов, и вообще могли именовать философией монашескую жизнь1. Что же касается метафизики, то, начиная с александрийской школы, ее отношения с богословием оставались неясными и трактовались достаточно произвольно.