2021: Труды Минской духовной академии №18
Постоянная ссылка коллекцииhttps://elib.minda.by/handle/123456789/1539
Просмотреть
Публикация КАФОЛИЧНОСТЬ И СОБОРНЫЙ ИНСТИТУТ ЦЕРКВИ В БОГОСЛОВИИ МИТРОПОЛИТА ИОАННА (ЗИЗИУЛАСА)(Минская духовная академия, 2021) Кулага, Виктор Викторович; иерейВ статье исследуется тема кафоличности Церкви и ее соборного устройства в богословии митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа). В рамках евхаристической экклезиологии рассматривается вопрос о взаимосвязи кафоличности Церкви и соборной функции в жизни Церкви. Согласно греческому богослову, значение и роль института церковных соборов раскрывается в вопросе о взаимоотношении поместной и вселенской Церкви. Автор статьи исследует проблематику и решение данного вопроса в богословии митрополита Иоанна (Зизиуласа), анализируя его богословские воззрения в контексте православной экклезиологии.Публикация ЛОГИКА И ДИАЛЕКТИКА АНТРОПОЛОГИИ И ХРИСТОЛОГИИ У ОРИГЕНА(Минская духовная академия, 2021) Данилов, Андрей Владиленович«Диалог Оригена с Гераклидом»: Бог и Логос различны; сыновство с живым Богом является достаточным условием для того, чтобы понятие «Иисус Христос» включало в себя понятие «божественность»; достаточным условием для утверждения человеческой природы во Христе является факт Его рождения от Пресвятой Богородицы. Достаточность этих утверждений строго определяется и их одновременностью, так как они не отделимы друг от друга в речи Гераклида. Есть модель человеческих отношений, и Гераклид методом аналогии использует ее по отношению к моделируемому объекту – Богу Отцу и Сыну Божию. Ориген употребляет не конкретное понятие «Сын Божий», а просто сын. Такие же отношения сыновства у Иисуса Христа есть и с Пресвятой Богородицей. В силу несоответствия одновременного единства и различия Бога Отца и Сына Божия Ориген указывает на необходимость богословского развития христологии. Ориген защищает формулу «δύο Θεοί» против излишнего подчеркивания формулы «μία δύναμις» Гераклидом. Православность заключается для Оригена в совмещении высказываний «два Бога» и «один Бог». В литургии свт. Иоанна Златоуста и пасхальном тропаре наблюдается параллель формулировке Оригена в его «Диалоге» с епископом Гераклидом: «Тело во гробе, душа во аде, а дух был предан Отцу».Публикация МОРТАЛИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ В ТОЛКОВАНИИ АПОКАЛИПТИЧЕСКОЙ «ВТОРОЙ СМЕРТИ»(Минская духовная академия, 2021) Лященко, Иван Иванович; диаконВ контексте толкования апокалиптического понятия «вто- рая смерть» проводится рассмотрение основных положений одной из концепций о загробной участи грешников – мортализма. Приводится аргументация сторонников и противников этого направления богословской мысли, которая в конечном итоге сводится к двум различным воззрениям на Бога как Творца и Промыслителя. Мортализм рисует образ Бога, Который уничтожает своё творение, соглашаясь со свободным выбором последнего уйти в небытие через сожжение в огненном озере. Этот тезис является чуждым для православной эсхатологии, которая представляет Создателя через призму Богочеловека Иисуса Христа, жаждущего обращения грешника, а не его ментальной смерти. Поэтому Господь полагает предел самоубийственной злой воле нечестивых и, вместо аннигиляции, плодом их отделения от Жизнеподателя становятся вечные мучения. В публикации также рассматривается вопрос автономного бессмертия души и человеческого естества в целом.Публикация ПОНЯТИЕ ВЫСШЕГО ЦЕРКОВНОГО СУДА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ УЧАСТНИКОВ СУДЕБНОГО РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА ПАТРИАРХА НИКОНА(Минская духовная академия, 2021) Пинчук, Сергий; иерейСтатья представляет собой историко-каноническое исследование, посвященное полемике о праве высшего церковного суда, имевшей место в ходе так называемого «дела патриарха Никона». В отношении патриарха Никона было проведено два судебных процесса – в 1660 и 1666 гг. Второй процесс инициировался и понимался как апелляционный, поскольку патриарх не был согласен с решениями, вынесенными на суде 1660 г. В канонической практике Русской Православной Церкви этот процесс является единственным прецедентом, когда предстоятелем Церкви предпринималась попытка апелляции к Константинопольскому патриарху как к высшей судебной церковной инстанции. Однако данное дело породило и множество церковно-канонических споров о том, каким именно должен быть высший суд Церкви и кто имеет полномочия его возглавлять. Ряд участников полагал, что высший суд внутренне замыкается в каждой Поместной Церкви: таковым мог быть суд патриарха или собора архиереев этой же Церкви. Другие же считали, что эти полномочия принадлежат Константинопольскому патриарху и даже Вселенскому Собору. Полемика о праве высшего церковного суда в Православной Церкви ведется среди исследователей канонического права и до настоящего времени. Исследуемый судебный прецедент является малоизученным в трудах отечественных и западных канонистов и богословов, при этом открывает нестандартный подход к пониманию высшего церковного суда, имевший место среди восточных патриархов в середине XVII в.Публикация СОСТОЯНИЕ МОНАШЕСКОЙ ЖИЗНИ НА ТЕРРИТОРИИ ДОБРУШСКОГО РАЙОНА ГОМЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ БССР В 1944–1964 ГГ.(Минская духовная академия, 2021) Алампиев, Георгий; протоиерейСтатья посвящена рассмотрению вопроса организации монашеской жизни в пределах Добрушского района Гомельской области БССР в 1944–1964 гг. Отдельное внимание уделяется деятельности нелегальной («катакомбной») монашеской общины в д. Огородня-Гомельская, находившейся вне общения с Московской Патриархией. На основании архивных материалов изучается деятельность архимандрита Иннокентия (Мельниченко) и иеромонаха Германа (Журавлева), являвшихся руководителями монашества на территории Добрушского района. Отдельное внимание уделяется положению насельниц закрытого в 1928 г. Макариевского женского монастыря, расселившихся в пределах Добрушского района малыми группами и на протяжении десятилетий сохранявших традиции монашеской жизни.