11. Материалы научных и научно-практических конференций
Постоянная ссылка разделаhttps://elib.minda.by/handle/123456789/16
Просмотреть
123 результатов
Результаты поиска
Публикация Церковная наука в начале третьего тысячелетия: актуальные проблемы и перспективы развития (г. Минск, 16 ноября 2021 г.)(Минская духовная академия, 2022)Сборник включает материалы VI Международной научной конференции «Церковная наука в начале третьего тысячелетия: актуальные проблемы и перспективы развития», организованной Минской духовной академией и проходившей 16 ноября 2021 г. в г. Минске. Предназначен для преподавателей гуманитарных дисциплин, специалистов в области религии и религиоведения, теологов, богословов, культурологов, а также всех интересующихся вопросами библеистики, богословия, конфессиональной истории и религиоведения.Публикация Церковная наука в начале третьего тысячелетия: актуальные проблемы и перспективы развития (г. Минск, 17 ноября 2022 г.)(Минская духовная академия, 2023)Сборник включает материалы VII Международной научной конференции «Церковная наука в начале третьего тысячелетия: актуальные проблемы и перспективы развития», организованной Минской духовной академией и проходившей 17 ноября 2022 г. в г. Минске. Предназначен для преподавателей гуманитарных дисциплин, специалистов в области религии и религиоведения, теологов, богословов, культурологов, а также всех интересующихся вопросами библеистики, богословия, конфессиональной истории и религиоведения.Публикация Церковная наука в начале третьего тысячелетия: актуальные проблемы и перспективы развития (г. Минск, 5 ноября 2020 г.)(Минская духовная академия, 2021)Публикация 1030-летие Православной Церкви в Беларуси : история и современность(Минская духовная академия, 2023) Гундяев, Кирилл (Гундяев, Владимир Михайлович; Патриарх Московский и всея Руси); Гусаков, Владимир Григорьевич; Вениамин (Тупеко, Виталий Иванович; митрополит Минский и Заславский); Румак, Александр Алексеевич; Теплова, Валентина Анатольевна; Кошман, Вадим Иванович; Гронский, Александр Дмитриевич; Генералов, Никодим (Генералов, Николай Анатольевич; архимандрит); Васильева, Е. П.; Стренковский, Сергей Петрович; Дзярновіч, А. І.; Скеп’ян, А. А.; Воробьев, П. А.; Кадира, В. Н.; Бубнов, Павел Владиленович; протодиакон; Козел, Александр Анатольевич; иерей; Юношев, Филипп Александрович; Немшон, Сергей; Соколов, Афанасий (Соколов, Юрий Николаевич; архимандрит); Мяцельскі, А. А.; Анофранка, Н. В.; Кароль, М. М.; Восович, Сергей Михайлович; Новик, Н. Е.; Петрович, И. К.; Сакольчык, А. Э.; Филатова, Е. Н.; Бриштен, Д. В.; Ивашкевич, Павел Станиславович; диакон; Дмитрук, Елена (Дмитрук, Елена Петровна; инокиня); Моргун, Антон Владимирович; Булатый, Павел Юрьевич; Грищенко, Ирина Адамовна; Кнаус, Оксана Юрьевна; Лащевский, Николай Викторович; иерей; Макар, Александр Викторович; диакон; Джежора, Владимир Игоревич; диакон; Матюлько, Виталий Владимирович; иерей; Аржаев, Ф. И.; Лебедев, А. Д.; Рогальский, Святослав Геннадьевич; иерей; Демидов, Алексей Сергеевич; Турко, В. А.; Янушкявичене, О. Л.; Мищенко, Максим, иерей; Мушинский, Н. И; Шимолин, В. И.; Турилова, М. В.; Саблин, И. В.; Іванец, К. А.; Тупеко, Вениамин (Тупеко, Виталий Иванович; митрополит Минский и Заславский); Никодим (Генералов, Николай Анатольевич; архимандрит); Кирилл (Гундяев, Владимир Михайлович; Патриарх Московский и всея Руси); Елена (Дмитрук, Елена Петровна; инокиня); Афанасий (Соколов, Юрий Николаевич; архимандрит)Сборник включает научные статьи участников Международной научной конференции «1030-летие Православной Церкви в Беларуси: история и современность», проходившей 9 июня 2022 года в Минске. Организаторами форума выступили Белорусская Православная Церковь и Национальная академия наук Беларуси.Публикация ТЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ(Издательство Минской духовной академии, 2021) Акимов, Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит); Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит)В 2018 г. исполнилось двадцать пять лет теологическому образованию в Республике Беларусь, а в 2019 г. – 25 лет Институту теологии Белорусского государственного университета, который является основным государственным учреждением образования в Беларуси, осуществляющим подготовку теологов. Начало же теологического образования было связано с событиями, происходившими в годы так называемой Перестройки.Публикация СВЯТИТЕЛЬ ИННОКЕНТИЙ (СМИРНОВ) ПЕНЗЕНСКИЙ КАК ПАСТОРОЛОГ(Издательство Минской духовной академии, 2021) Черный, Алексей Иванович; иерейСвятитель Иннокентий (Смирнов) Пензенский (1784–1819) получил известность, в первую очередь, как автор «Начертания истории от библейских времен до XVIII в. в пользу духовного юношества» [3] – книги, надолго ставшей основным учебником церковной истории для духовных школ. Однако, помимо этого, он составил одну из первых систематических работ в области практического богословия на русской почве – «Богословие деятельное» [5]. Следует обратить внимание, что в нем он отходит от своих предшественников, в частности – от автора первого подобного труда – архимандрита Феофилакта (Горского) (ум. в 1788), впервые включившего пастырскую составляющую в учебный курс богословия [14]. Несмотря на то, что Феофилакт заимствовал структуру своей богословской системы у немецкого протестантского автора Иоганна Франца Буддеуса (1667–1729) [13], он излагает преимущественно основы «пастырского благоразумия»: проповедь слова Божия, совершение Таинств, «власть ключей», качества, которыми должен обладать священнослужитель и особенности священнического призвания [10, с. 29].Публикация БОГОСЛОВСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ИГРЫ И АНТРОПОЛОГИЯ ИГРАЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА(Издательство Минской духовной академии, 2021) Данилов, Андрей ВладиленовичРитуалы с нефункциональным игровым характером испытывают потребность в апологии со стороны религиозного права и теологии, когда, например, предписывается ежедневный ритуал, важный для поддержания контакта с посылающим благодать божеством. Свойством игры является то, что нидерландский философ Йохан Хёйзинга именует «священной серьезностью» (1938): «Любая игра, ребенка ли, взрослого ли, может проходить с полнейшей серьезностью… Ребенок играет в полном самозабвении, – можно с полным правом сказать: в священной серьезности. Но он играет, и он знает, что он играет. Спортсмен играет с безмерной серьезностью и с отчаянною отвагой. Он играет, и он знает, что он играет. Актер целиком уходит в игру. Тем не менее он играет и сознает, что играет. Скрипач переживает священный восторг, он переносится в мир вне и выше обычного мира, но то, что он делает, остается игрою. Игровой характер может быть присущ самым возвышенным действиям. Можно ли провести эту линию вплоть до культовых действий и утверждать, что священнослужитель, совершая ритуал жертвоприношения, все- таки остается в рамках игры? Кто допускает это в богослужении, допускает это и относительно всего прочего. Понятия обряда, магии, литургии, таинства и мистерии – все они оказались бы тогда в сфере значения понятия игры… Квалифицируя священнодействие как игру, мы вовсе не впадаем в ошибку. Оно во всех отношениях есть игра по своей форме, но и по своей сущности оно является ею, коль скоро оно всех, кто в нем участвует, переносит в иной мир, отличный от обыкновенного» [16, с. 45–46].Публикация RELIGIONSWISSENSCHAFT КАК KULTURWISSENSCHAFT: ПЕРЕФОРМИРОВАНИЕ ГРАНИЦ ДИСЦИПЛИНЫ(Издательство Минской духовной академии, 2021) Коденев, Максим АлексеевичСпоры о «кризисе» той или иной дисциплины регулярно возникают в рамках любой науки с постоянной периодичностью. Это не свидетельствует о кризисе дисциплины, но, напротив, показывает, что на жива, развивается и серьезно относится к рефлексии надо собственными основаниями. Религиоведение не избежало подобных споров. С разных сторон на дисциплину обрушиваются критические замечания о ее предмете, методологии, дефиниции религии, возможности эпистемологического исследования религиозного опыта и т. д. Действительно, споры о дефиниции религии, не утихающие со времени формирования этой дисциплины, все чаще заканчиваются отказом от точной дефиниции, религия рассматривается как «открытое понятие», а в крайних случаях предлагается отказаться от понятия религии как термина, вообще. Это слово, происходящее из латинского языка и неразрывно связанное с западной культурной традицией, в других культурах не имеет не только адекватных понятий для перевода, но и не соответствует тем сегментам культуры, которые мы привыкли относить к «религиозным». Так, Д. Саббатуччи пишет, что категория «религиозный» является «действительной и функциональной, только если оставаться в рамках западной культуры, где она что-то значит только в сопоставлении с категорией светского (civico)» [6, с. 46]. Далее он продолжает в достаточно пессимистическом ключе: «В принципе нет никаких объективных критериев, используя которые, факты из культур, отличных от западной, можно отнести к категории религиозного» [6, с. 46].Публикация ДОМ ТРУДОЛЮБИЯ ГРОДНЕНСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО СОФИЙСКОГО БРАТСТВА В 1893–1895 ГГ.(Издательство Минской духовной академии, 2021) Восович, Сергей МихайловичВо второй половине XIX в. во всех губернских городах так называемого Северо-Западного края Российской империи были учреждены православные братства. Не исключением был г. Гродно. Здесь 14 марта 1882 г. при местном соборе было организовано Софийское православное братство в память царя-освободителя Александра II. Устав данной организации был утвержден архиепископом Литовским и Виленским Александром 19 февраля 1882 г.Публикация ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В МОГИЛЕВСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ (1758–1798 ГГ.)(Издательство Минской духовной академии, 2021) Наумчик, Виталий Васильевич; иерейВ любом учреждении, работа которого направлена на обучение детей, очень важно, чтобы учебный процесс был налажен и имел четкую систему, поскольку учебный процесс – специально сформированное, целенаправленное взаимодействие между педагогами и воспитанниками, для решения образовательных, воспитательных и развивающих задач.