05. "Скрижали": библейский журнал

Постоянная ссылка разделаhttps://elib.minda.by/handle/123456789/10

Информация

«Скрижали»: библейский журнал — специализированное научное издание, которое представляет исследования, посвященные изучению Священного Писания Ветхого и Нового Завета. В период с 2011 по 2021 год журнал издавался в двух сериях: «Ветхозаветные исследования» и «Новозаветные исследования». С 2021 года выходит в свет не реже двух раз в год. Журнал предназначен для богословов, религиоведов, культурологов, а также всех, кто интересуется библеистикой. В качестве приложения к альманаху издаются научные монографии, посвященные рассмотрению отдельных проблем современной библеистики, а также сборники статей студентов. Журнал участвует в организации и проведении научных конференций по библеистике, в том числе студенческих конференций.

Главный редактор, составитель и учредитель журнала — архимандрит Сергий (Акимов, Виталий Викторович), доктор богословия, профессор, профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Мефодия и Кирилла.

«Скрижали» включены в Общецерковный перечень рецензируемых изданий, в которых должны публиковаться результаты исследований соискателей церковных ученых степеней доктора богословия, доктора церковной истории и кандидата богословия.

Зарегистрированы в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ), договор № 112-03/2017 от 09.03.2017 г.

Рекомендованы к изданию кафедрой библеистики и богословия Минской духовной академии.

Сайт библейского альманаха "Скрижали"

Просмотреть

Результаты поиска

Показано 1 - 10 из 13
  • Изображение обложки
    Публикация
    Проблемы перевода и толкования Еккл. 1:3
    (Минская духовная академия, 2023) Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит); Акимов, Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит)
    Статья посвящена проблемам перевода и интерпретации Еккл. 1:3. Данный стих рассматривается как в контексте рассказа Книги Бытие о грехопадении, так и в контексте самой Книги Екклесиаста – ближайшем и общем. Риторический вопрос третьего стиха раскрывает содержание второго стиха и является его продолжением. Этот вопрос является одним из главных вопросов всей книги. Одновременно с этим, он начинает фрагмент Еккл. 1:3 – 3:9, который имеет хиастическую структуру. В статье дается анализ русских и ряда английских переводов, которые предлагают различные варианты понимания текста. Автор статьи считает, что поскольку Екклесиаст сознательно создавал сложный для понимания текст, при переводе нельзя упрощать этот текст. В тех случая, когда текст отличается вариативностью, эту вариативность важно сохранять. Иудейские комментаторы стремились смягчить скептическое настроение Екклесиаста. Они противопоставляли обычный земной труд и труд по изучению Торы, который имеет ценность «выше солнца». Христианские комментаторы развивали иудейскую традицию толкования, при этом они рассматривали этот стих в контексте Нового Завета и его учения о важности добрых дел.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Еккл. 1:2 в контексте литературы Древнего Ближнего Востока
    (Издательство Минской духовной академии, 2023) Акимов, Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит); Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит)
    В статье рассматриваются связи Еккл. 1:2 с литературой Древнего Ближнего Востока и их влияние на понимание и перевод этого стиха библейской книги. Многие современные толкователи считают, что стих Еккл. 1:2 является результатом работы редактора. Однако сравнение первых стихов Книги Екклезиаста с прологами древних египетских и месопотамских дидактических памятников, а также с древними египетскими гробничными биографиями вельмож показывает, что пролог, в котором говорится об авторе в третьем лице, отражает особую древнюю повествовательную технику. Поэтому весь текст библейской книги следует воспринимать как текст единого богодухновенного автора, который представляет Екклезиаста (Соломона) и сам же вкладывает в его уста размышления о смысле жизни и деятельности человека. С учетом широкого употребления подобной повествовательной техники в древней литературе, при современных переводах лучше сохранять литературную форму еврейского оригинала. Также в литературе Древней Месопотамии мы встречаем использование терминов, которые обозначают движение воздуха, для выражения мимолетности, тщетности, иллюзорности жизни и деятельности человека. Смысловая и метафорическая близость данных терминов к таким ключевым терминам Книги Екклезиаста, как hebel и ruah, говорит о том, что при переводе сложного еврейского термина hebel предпочтительнее использовать слова, которые имеют отноше ние к теме суетности и отражают движение воздуха. Имея литературные параллели с текстами народов Древнего Ближнего Востока, Книга Екклезиаста, тем не менее, является частью единого Священного Писания, выражает библейские идеи и приоритеты.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Проблемы перевода и толкования Еккл. 1:2
    (Издательство Минской духовной академии, 2022) Акимов, Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит); Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит)
    В статье анализируются проблемы толкования и перевода Еккл. 1:2. Этот стих рассматривается и в контексте Ветхого Завета, и в контексте всей Книги Екклезиаста. В центре внимания автора находится еврейский термин hebel, его буквальное и метафорическое значения, история его интерпретации и различные варианты перевода на русский и английский языки. В статье рассматриваются и современные западные подходы к пониманию hebel. Поскольку этот термин имеет много значений, а его повторение в тексте книги придает повествованию внутренний ритм, автор статьи считает правильным при переводе Книги Екклезиаста оставлять данный термин без перевода. Также в статье дается обзор толкований Еккл. 1:2 в еврейской традиции и в древней христианской литературе. Автор предлагает рассматривать Еккл. 1:2 и всю Книгу Екклезиаста как своего рода плач Адама, который был изгнан из рая, потерял бессмертие и был обречен на тяжелый труд.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Синайский Завет
    (Издательство Минской духовной академии, 2022) Мелло, Альберто
    Опыт Синайского откровения получает в различных слоях Моисеева Пятикнижия различную интерпретацию. В новой статье известного итальянского библеиста Альберто Мелло анализируется использование понятия berit («завет») в священническом и второзаконническом богословии. На итальянском языке статья была опубликована в журнале «Parola spirito e vita. Quaderni di lettura biblica» (2021, vol. 2).
  • Изображение обложки
    Публикация
    Надписание Книги Екклезиаста (Еккл. 1:1) и древнеегипетские гробничные биографии вельмож
    (Минская духовная академия, 2021) Акимов, Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит); Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит)
    В статье рассматривается связь первого стиха библейской Книги Екклезиаста с заголовками древнеегипетских гробничных биографий вельмож. Для толкования Книги Екклезиаста важно определить жанр, в котором написана данная книга. Современные исследователи считают ее и поучением, и царским завещанием, и жалобой, и царской автобиографией. Книга Екклезиаста имеет черты всех указанных жанров. Сходные с данной книгой древнеегипетские тексты имели нередко псевдоэпиграфическое авторство, как и Книга Екклезиаста. Надписание библейской книги имеет сходство и с начальными словами древнеегипетских гробничных биографий. Сходство начальных слов поучений, гробничных биографий, а также царских древнеегипетских славословий поднимает вопрос об истории развития древнеегипетской литературы в целом, истоком которой могут являться и гробничные биографии вельмож, и царские славословия. Гробничные биографии вельмож важны и при изучении фрагмента Еккл. 2:4–11, где царственный автор библейской книги описывает свою активную и плодотворную земную деятельность. Сравнительный анализ текстов показывает, что библейский автор использовал элементы древних литературных жанров для достижения особых целей своего произведения. Эти элементы были важны для того, чтобы рассуждения Екклезиаста о мимолетности и бессмысленности жизни и деятельности человека вызывали наибольшее доверие у читателя.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Кумранский Храмовый свиток (11QT) как саддукейская Тора
    (Минская духовная академия, 2021) Лозовский, Аркадий (Лозовский, Вадим Валерьевич; иеромонах); Аркадий (Лозовский, Вадим Валерьевич; иеромонах)
    Статья посвящена очередному исследованию кумранского Храмового свитка. По мнению автора статьи, Храмовый свиток следует рассматривать признать Торой религиозного течения саддукеев и, соответственно, единственным письменным источником данной религиозной группы периода Второго храма.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Надписание Книги Екклезиаста (Еккл. 1:1) и древнеегипетские дидактические памятники
    (Минская духовная академия, 2020) Акимов, Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит); Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит)
    В статье рассматривается связь первого стиха библейской Книги Екклезиаста с заголовками древнеегипетских дидактических текстов. Для толкования Книги Екклезиаста важно определить жанр, в котором написана данная книга. Современные исследователи считают ее и поучением, и царским завещанием, и жалобой, и царской автобиографией. Книга Екклезиаста имеет черты всех указанных жанров. Сходные с данной книгой древнеегипетские тексты имели нередко псевдоэпиграфическое авторство, как и Книга Екклезиаста. У исследователей нет единого мнения о том, является ли Еккл. 1:1 надписанием книги, или частью ее пролога. Сравнение ее текста с древнеегипетскими произведениями свидетельствует о том, что первый стих является, скорее всего, прологом. Структура первого стиха соответствует структуре надписаний древнеегипетских дидактических произведений, где, как правило, указывался характер содержания текста, автор, род деятельности автора, его место пребывания и родство. Екклезиаст подражал древним ближневосточным авторам, он составил назидательный текст от имени мудрого и богатого царя. Царский статус автора был необходим для того, чтобы читатель с особым доверием отнесся к его необычным рассуждениям и словам. А надписание книги прямо указывало читателю на то, что это произведение относится к литературе мудрости и достойно особого внимания.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Границы и население провинции Иудеи в персидский период (539-332 гг. до Р. Х.) согласно археологическим данным
    (Ковчег, 2013) Выдрин, Андрей; иерей
    Важность археологии для изучения персидского периода в истории Йехуда (dwhy / yehud - арамейское название провинции Иудеи в персидский период) трудно переоценить, и все же традиционно археологи, занимающиеся Сирией-Палестиной, уделяли очень мало внимания именно этому периоду. В течение долгого времени исследователи по разным причинам были заинтересованы в изучении предшествующих или последующих эпох. Предшествующие периоды представляли для ученых больший интерес, поскольку в связи с появлением в Палестине сначала израильского народа, а затем двух царств Израиля и Иудеи со-хранилось много письменных текстов о социальной, культурной, литературной и материальной сторонах жизни общества. Последующие периоды, особенно эллинистический, римский и византийский, считались важнее персидского по той причине, что в источниках, описывающих их, можно было найти информацию о появлении иудаизма и христианства.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Новый Завет и палестинский иудаизм в исследованиях Э. П. Сандерса
    (Ковчег, 2015) Осипов, Дмитрий Борисович
    Эд Пэриш Сандерс (Sanders Ed Parish) – один из крупнейших американских ученых-новозаветников ХХ века, концепции и методы которого во многом определили облик современной библеистики. Он родился в 1937 году в небольшом городке Гранд Прейри (Grand Prairie) штата Техас. Закончил Школу теологии Перкинза (Perkins School of Theology) при Южном методистском университете в Далласе (Southern Methodist University) (1960 – 1962), аспирантуру в Объединенной теологической семинарии в Нью Йорке (Union Theological Seminary) (1963 – 1966). В 1966 году под руководством У. Д. Дэвиса защитил диссертацию. Преподавал в университете МакМастер, Оксфордском, Дюкском университетах. Пик его научной активности приходится на 70-е – начало 90-х годов.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Христианская гебраистика в историческом развитии
    (Минская духовная академия, 2016) Осипов, Дмитрий Борисович
    Статья посвящена феномену христианской гебраистики, анализу исторического и богословского контекста христианских исследований иудаизма в Средние века и Новое время. Основные этапы ста-новления христианской гебраистики рассматриваются в тесной взаимосвязи с развитием апологетического, богословского, экзегетического интереса христианских авторов к раввинистической литературе, каббале и другим элементам иудейской традиции.
"Скрижали" © 2011-2020 http://luhot.ru/