05. "Скрижали": библейский журнал

Постоянная ссылка разделаhttps://elib.minda.by/handle/123456789/10

Информация

«Скрижали»: библейский журнал — специализированное научное издание, которое представляет исследования, посвященные изучению Священного Писания Ветхого и Нового Завета. В период с 2011 по 2021 год журнал издавался в двух сериях: «Ветхозаветные исследования» и «Новозаветные исследования». С 2021 года выходит в свет не реже двух раз в год. Журнал предназначен для богословов, религиоведов, культурологов, а также всех, кто интересуется библеистикой. В качестве приложения к альманаху издаются научные монографии, посвященные рассмотрению отдельных проблем современной библеистики, а также сборники статей студентов. Журнал участвует в организации и проведении научных конференций по библеистике, в том числе студенческих конференций.

Главный редактор, составитель и учредитель журнала — архимандрит Сергий (Акимов, Виталий Викторович), доктор богословия, профессор, профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Мефодия и Кирилла.

«Скрижали» включены в Общецерковный перечень рецензируемых изданий, в которых должны публиковаться результаты исследований соискателей церковных ученых степеней доктора богословия, доктора церковной истории и кандидата богословия.

Зарегистрированы в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ), договор № 112-03/2017 от 09.03.2017 г.

Рекомендованы к изданию кафедрой библеистики и богословия Минской духовной академии.

Сайт библейского альманаха "Скрижали"

Просмотреть

Результаты поиска

Показано 1 - 10 из 35
  • Изображение обложки
    Публикация
    Экзегетический анализ Еф. 4:17–24
    (Минская духовная академия, 2024) Грицевич, Владимир Дмитриевич; иерей
    В данной статье представлен экзегетический анализ отрывка из Послания апостола Павла к Ефесянам (Еф. 4:17–24), где апостол Павел раскрывает свое учение о новом творении и обновлении падшей человеческой природы. Апостол Павел указывает на то, что и иудеи, и язычники должны после того, как приняли Христа, изменить свою жизнь согласно Евангелию. Так как Послание в первую очередь адресовано язычникам, то апостол Павел приводит примеры из жизни язычников, но в то же самое время подводит читателя к той мысли, что и иудеи в своей замкнутости на Законе уподобляются язычникам. Апостол Павел указывает на тот факт, что человек создан по образу и подобию Божию, а Бог пребывает в праведности, следовательно, и верующие должны пребывать в ней, а для этого им стоит изменить свою жизнь. Данный отрывок, как и тема праведности в общем, представляется важным, так как от понимания этого термина зависит то, как будет пониматься и сотериология в целом. В данной статье автор привлекает как святоотеческие, так и современные комментарии, что позволяет рассмотреть проблемную тему с различных ракурсов.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Проблемы перевода и толкования Еккл. 1:3
    (Минская духовная академия, 2023) Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит); Акимов, Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит)
    Статья посвящена проблемам перевода и интерпретации Еккл. 1:3. Данный стих рассматривается как в контексте рассказа Книги Бытие о грехопадении, так и в контексте самой Книги Екклесиаста – ближайшем и общем. Риторический вопрос третьего стиха раскрывает содержание второго стиха и является его продолжением. Этот вопрос является одним из главных вопросов всей книги. Одновременно с этим, он начинает фрагмент Еккл. 1:3 – 3:9, который имеет хиастическую структуру. В статье дается анализ русских и ряда английских переводов, которые предлагают различные варианты понимания текста. Автор статьи считает, что поскольку Екклесиаст сознательно создавал сложный для понимания текст, при переводе нельзя упрощать этот текст. В тех случая, когда текст отличается вариативностью, эту вариативность важно сохранять. Иудейские комментаторы стремились смягчить скептическое настроение Екклесиаста. Они противопоставляли обычный земной труд и труд по изучению Торы, который имеет ценность «выше солнца». Христианские комментаторы развивали иудейскую традицию толкования, при этом они рассматривали этот стих в контексте Нового Завета и его учения о важности добрых дел.
  • Изображение обложки
    Публикация
    «Нет праведного ни одного»: толкование Рим. 3:9–20
    (Минская духовная академия, 2023) Грицевич, Владимир Дмитриевич; иерей
    В статье представлен экзегетический анализ заключительного отрывка вводной части Послания к Римлянам (Рим. 3:9–20), где апостол Павел завершает изложение мысли о власти греха над человечеством до пришествия в мир Спасителя. В указанном отрывке апостол подводит читателя к мысли о том, что своими делами никто не может спастись, даже правоверный иудей, соблюдающий все заповеди Торы. Исследуемый отрывок состоит из нескольких частей. Первая и третья излагают тяжелое состояние человека, пребывающего под грехом и лишенного благодати Божией, а вторая – собрание ветхозаветных цитат, которые апостол приводит для подтверждения своей мысли, а также для указания контекста и актуальности проблемы. Апостол Павел использует распространенный метод «нанизывания жемчуга», когда несколько цитат из Писания следуют одна за другой, дополняя предыдущую и создавая единый связанный текст. Так как данный отрывок завершает вводный раздел Послания к Римлянам, то становится понятным, что апостол Павел специально именно здесь приводит такой объем текстов, чтобы настроить читателя к анализу библейских образов, которые будут разбираться в следующих главах. При анализе отрывка использовались как святоотеческие толкования, так и современные. При разборе катены большое внимание уделялось именно ветхозаветному содержанию для того, чтобы раскрыть контекст мысли апостола Павла. Данный отрывок, как и тема праведности в общем, представляется важным, так как от понимания этого термина зависит то, как будет пониматься и сотериология в целом. Как можно видеть из сравнения комментариев, современные экзегеты иногда приближаются к святоотеческой мысли, а иногда высказывают мысли, не совпадающие с православным богословием.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Иерусалим и фарисейское доминирование в эпоху Второго Храма
    (Минская духовная академия, 2020) Тарасенко, Александр Александрович
    В статье проанализирован известный в западной библеистике тезис Мортона Смита о незначительном политическом и религиозном влиянии фарисеев, который на протяжении десятилетий привлекает внимание многих историков и теологов, исследователей Нового Завета. С целью показать эту тему как можно более объемно, автор уделяет большое внимание иудейским и христианским источникам начала новой эры, а также современным исследованиям. Кроме того, он считает, что источники изображают фарисеев обитающими в Иерусалиме не по причине их малой численности и узкого географического распространения, а в силу того, что столица иудейского мира была главным, исключительным центром духовной и интеллектуальной жизни евреев. Святой город притягивал и другие иудейские группы и секты, включая ессеев, так как в нем находился единственный легальный, с точки зрения палестинских евреев, Храм и множество синагог. По мнению автора, фарисеи как широкое движение были достаточно влиятельной группой и оказывали заметное влияние на жизнь Иерусалима и Иудеи до 70 г.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Книга Екклезиаста и древнеегипетские поучения царей
    (Ковчег, 2011) Акимов, Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит); Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит)
    Библейская Книга Екклезиаста имеет общие черты с целым рядом древнеегипетских литературных произведений. Это сходство касается и формы, и содержания. Среди таких древнеегипетских произведений находится «Песнь арфиста», «Разговор разочарованного со своим Ба», «Размышления Хахаперрасенеба со своим сердцем», «Обличения поселянина». Поскольку Книга Екклезиаста включает размышления, написанные от имени царя, а также имеет фрагменты с явно назидательным характером, вполне резонно сопоставить ее и с древнеегипетскими царскими поучениями.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Десять Заповедей и их значение для духовного развития человечества
    (Ковчег, 2011) Синило, Галина Вениаминовна
    Десять Заповедей – предельно знакомое каждому человеку словосочетание. Именно они до сих пор составляют аксиологический фундамент монотеистического мира. Именно они, согласно Библии, прозвучали из уст Самого Господа в момент Синайского Откровения. Именно они были начертаны перстом Божиим на двух сапфировых Скрижалях, а затем, когда драгоценные Скрижали были в гневе и отчаянии разбиты пророком Моисеем, – на двух Скрижалях из простого камня. Именно для них был сооружен Ковчег Завета, который левиты пронесли на своих плечах все сорок лет блуждания народа Израиля по пусты-не. Именно их повторит и прокомментирует пророк Мои-сей перед смертью своему народу.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Значение Ветхого Завета для христологии
    (Ковчег, 2011) Майер, Герхард
    Приветственное слово к первому выпуску «Скрижалей» Герхарда Майера, экс-епископа Евангелической Церкви Вюртемберга
  • Изображение обложки
    Публикация
    Антиох IV (Епифан) в «Деяниях греческого царя» (4Q248)
    (Ковчег, 2011) Лозовский, Аркадий (Лозовский, Вадим Валерьевич; иеромонах); Аркадий (Лозовский, Вадим Валерьевич; иеромонах)
    В 332 году до Р. Х. в ходе формирования величайшей империи, когда-либо существовавшей на земном шаре, Александр III Великий (356 – 323 годы до Р. Х.) завоевал Палестину. Однако молодой император вскоре умер, а его диадохи разделили его империю между собой. Естественно, это разделение не происходило мирным путем, по-скольку каждый пытался превзойти своего соперника во власти и могуществе. В итоге Птолемей (Птолемей I Сотер, 367 – 283 годы до Р. Х.) получил контроль над Египтом, а Селевк (Селевк I Никатор, около 358 – 281 годы до Р. Х.) – над Сирией.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Изгнание торгующих из Храма по Евангелию от Иоанна: хронологическая проблема
    (Ковчег, 2012) Раздоров, Алексей Николаевич; иерей
    В настоящее время большинство исследователей западной школы библеистики Нового Завета приходят к консенсусу мнений, что Евангелие от Иоанна было редактировано неоднократно. Такой вывод был сделан на основании проведенного текстологического анализа Евангелия. Но комментаторы разнятся и во мнениях по поводу количества этапов редактирования, которые могло пройти это Евангелие. К примеру, Бойсмард (Boismard) утверждает, что оно прошло 4 этапа; Рэймонд Браун (R. Brown) выделял 5 этапов. Вопрос редакции тесно связан и с темой настоящей статьи, ведь редакция могла повлиять на структуру четвертого Евангелия, которая связана с хронологией.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Толкование преподобного Амвросия Оптинского на «Песни восхождения»
    (Ковчег, 2013) Филатов, Лука (Филатов, Леонид Валентинович; иеромонах); Лука (Филатов, Леонид Валентинович; иеромонах)
    В духовном наследии преподобного Амвросия Оптинского заметное место занимают толкования на псалмы и отдельные псаломские стихи, используемые старцем в наставлениях. Толкование преподобного Амвросия на 126-ой псалом было надиктовано Оптинским старцем для общего назидания. Яркой особенностью этого экзегетического труда является обращение к трудам великих отцов Древней Церкви и богословов Византийского периода: блаженного Феодорита Киррского, святителя Афанасия Великого, преподобного Феодора Студита, преподобного Никиты Стифата, преподобного Иоанна Лествичника. Преподобный Амвросий, конечно, не стремился к написанию академического трактата. Целью его посланий была духовная польза широкого круга адресатов. Оптинский старец предложил изъяснение всех стихов 126-го псалма, а также второго стиха 127-го псалма.
"Скрижали" © 2011-2020 http://luhot.ru/