01. Диссертации, научные публикации

Постоянная ссылка разделаhttps://elib.minda.by/handle/123456789/1512

В разделе представлены докторские и кандидатские диссертации, авторефераты диссертаций, рецензии и отзывы, выпускные квалификационные работы — магистерские диссертации, научные публикации преподавателей и студентов Минской духовной академии

Просмотреть

Результаты поиска

Показано 1 - 6 из 6
  • Изображение обложки
    Публикация
    Протоиерей Михаил Кириллович Бобровский (1784‒1848 гг.): научная и преподавательская деятельность
    (Минская духовная академия, 2024) Жук, Евгений Александрович
    Протоиерей Михаил Кириллович Бобровский (1784–1848) занимал уникальное положение в среде воссоединенного клира. Он был наставником для многих епископов и священников, подписавших полоцкий Соборный акт. и был видным интеллектуалом в церковной и светской среде, популярным и уважаемым профессором в Виленском императорском университете, внесшим огромный вклад в развитие науки. Это делало его одним из наиболее авторитетных священников во всем униатском, а позже воссоединенном православном духовенстве, чье мнение по вопросам церковной жизни не могли не учитывать епископы, клир и миряне.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Православный приход Успенской церкви села Тетеринского Нерехтского района Костромской области в условиях государственно-церковных отношений в советское время
    (Минская духовная академия : кафедра церковной истории и церковно-практических дисциплин, 2023-06) Бутин, Антоний (Бутин, Андрей Юрьевич; игумен); Антоний (Бутин, Андрей Юрьевич; игумен)
    Успенская Тетеринская пустынь, с сохранившим свой уникальный колорит старинных интерьеров каменным храмом, под сводами которого собраны многие святыни, является востребованным объектом паломничества и туризма. Успенская церковь в советское время избежала участи многих поруганных православных храмов, поэтому ее история представляет живой интерес для многих, что определяет актуальность данного исследования. В раскрытии динамики церковной жизни православной общины с. Тетеринского в советский период состоит цель этой работы. Объектом исследования стал Успенский православный приход, а предметом исследования выступил процесс церковной жизни прихода в период господства атеистической идеологии в Советском государстве.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Пинская епархия в 2002 – 2020 гг.: специфика организации приходской жизни и церковно-государственные отношения
    (Минская духовная академия : кафедра церковной истории и церковно-практических дисциплин, 2023-06) Балакай, Давид Константинович; иерей
    Актуальность темы обусловлена тем, что после визита в 2002 году Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Пинскую епархию, начинается период развития всех сфер деятельности епархии. К настоящему времени не предпринято комплексного изучения данного периода церковной жизни в Пинской епархии, что предполагается сделать в данном исследовании. В историографии отсутствует научный труд, посвященный описанию деятельности Пинской епархии в период с 2002 до 2020 год. Данная работа подготовлена на основании изучения годовых епархиальных отчетов, находящихся в архиве Пинской епархии. Эти документы впервые вводятся в научный оборот.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Гомельское духовное училище 1781–1918 гг.: кадровый состав и основные направления развития
    (Минская духовная академия : кафедра церковной истории и церковно-практических дисциплин, 2023-06) Астапович, Владислав Михайлович; иерей
    В системе профессиональной подготовки духовенства на всем протяжении истории Православной Церкви основополагающую роль играло духовное образование. На Белорусских землях духовная школа прошла нелегкий путь своего становления и развития. Однако, изучение специфики истории духовной школы Беларуси не нашло своего полноценного освещения в исследовательской литературе. Если история среднего образования духовенства (семинарского) начала изучаться уже в XIX в., то история начального духовного образования (училище) еще ждет своего исследователя. Примером является Гомельское духовное училище, истоки создания которого берут начало в конце 80-х годов XVIII столетия и связаны с деятельностью архиепископа Георгия (Конисского). В становлении Гомельского духовного училища большую роль сыграли отец и сын Григоровичи, которые были ректорами этого учебного заведения и выдающимися исследователями исторического прошлого Беларуси. История училища сопряжена также и с историей культурного (в том числе архитектурного) наследия. Здание, в котором долгое время размещалось училище входит в число историко-культурных ценностей Беларуси. Это делает его также важной частью «портрета» Гомельского духовного училища и его выпускников. Училище подготовило большое количество образованного духовенства, внесшего серьезный вклад в развитие науки и культуры белорусских земель. Оно просуществовало до 1918 г. и прекратило свою деятельность в связи политикой новых властей по отношению к Церкви.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Митрополит Филарет (Вахромеев) как руководитель Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви (1989–2013 гг.)
    (Минская духовная академия : кафедра церковной истории и церковно-практических дисциплин, 2023-06) Демидов, Алексей Сергеевич
    Актуальность темы исследования обусловлена её теоретической и практической значимостью. Теоретическая значимость темы исследования заключается в том, что научное рассмотрение двадцатичетырёхлетнего служения митрополита Филарета в качестве руководителя Белорусского Экзархата Московского Патриархата необходимо для осмысления исторического этапа развития Белорусской Православной Церкви с 1989 по 2013 гг., подведения итогов деятельности первого Патриаршего Экзарха Беларуси и систематического изложения выявленных основных направлений деятельности архипастыря. Обобщение результатов двадцатичетырёхлетнего служения митрополита Филарета в качестве руководителя Белорусской Православной Церкви поспособствует в объективном позиционировании роли первого Патриаршего Экзарха Беларуси и послужит практическому использованию этого жизненно богатого опыта на современном этапе развития Белорусской Православной Церкви в научно-педагогической работе. Поэтому, возникает необходимость изучения личности митрополита Филарета (Вахромеева) и научного осмысления его роли как руководителя Белорусским Экзархатом Московского Патриархата. Практическая значимость темы исследования состоит в том, что научное исследование поставленной проблемы позволит получить итоги, которые могут быть востребованы не только со стороны церковно-научной общественности, но и иметь практическое применение в сфере церковно-государственного и межрелигиозного диалога. Также наработанный материал исследования сможет послужить информационно-аналитическим компонентом для предмета «История Белорусской Православной Церкви».
  • Изображение обложки
    Публикация
    Виленская духовная семинария в 1919 - 1939 гг.: специфика образовательной деятельности, кадровый состав и основные направления развития
    (Минская духовная академия: кафедра церковной истории и церковно-практических дисциплин, 2021) Гиндренас, Андрюс Валдасович
    Цель исследования заключается в определении специфики образовательной деятельности, кадрового состава и основных направлений развития Виленской духовной семинарии в 1919–1939 гг. Методы исследования: в основу исследования положены основополагающие диалектические принципы объективности, всесторонности, конкретности, историзма, а также принцип ценностного подхода. В процессе выполнения исследования были использованы как общенаучные методы (описание, обобщение, анализ, синтез, аналогия, индукция и дедукция), так и специально-исторические: историко-хронологический, историко-генетический, историко-системный, гипотетико-дедуктивный, измерение и статистика. Полученные результаты и их новизна: впервые в историографии Белорусской Православной Церкви описаны основные этапы деятельности Виленской духовной семинарии в межвоенный период. Кроме этого проанализированы и подробно описаны изменения форм и методов в организации образовательной, воспитательной, административной и хозяйственной деятельности Виленской духовной семинарии в процессе ее интеграции в систему среднего образования Польской Республики. Представлены значимые статистические сведения, отражающие наиболее важные данные об учащихся семинарии в означенный период. В исследовании приведена характеристика педагогической деятельности и условий работы членов преподавательской корпорации Виленской духовной семинарии.