04. "Труды Минской духовной академии"

Постоянная ссылка разделаhttps://elib.minda.by/handle/123456789/6

Труды Минской духовной академии = Scientific Works of Minsk Theological Academy : научный журнал / Минская духовная академия имени свт. Кирилла Туровского. — Минск : Издательство Минской духовной академии, 2002 ―. — Резюме статей на английском языке. — Библиография в конце статей. — ISSN 1997-3020

Научный журнал «Труды Минской духовной академии» ориентирован на православных священнослужителей и мирян, преподавателей и студентов богословских учебных заведений, а также всех, интересующихся вопросами библеистики, богословия, церковной истории, канонического права и иных направлений церковной науки.

Информация

Журнал «Труды Минской духовной академии» включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) (договор № 470-12/2017 от 04.12.2017 г.) eLIBRARY ID: 63165 и в Общецерковный перечень рецензируемых изданий, в которых должны публиковаться результаты исследований соискателей церковных ученых степеней доктора богословия, доктора церковной истории, доктора церковного права, доктора церковного искусства и кандидата богословия (утвержден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 28 апреля 2023 года).
Редакционная политика: журнал издается с целью содействия развитию отечественной богословской науки и внедрения ее достижений в учебный процесс по подготовке высококвалифицированных кадров. Публикуются результаты исследований в области православного богословия, библеистики, патрологии, религиозной философии, церковной истории и других научных дисциплин, традиционных для сферы высшего богословского образования, а также официальные документы Минской духовной академии. Ориентирован на православных священнослужителей и мирян, преподавателей и студентов богословских учебных заведений, а также всех, интересующихся вопросами библеистики, богословия, церковной истории, канонического права и иных направлений церковной науки.
Учредитель: Минская духовная академия Белорусской Православной Церкви (Минск)
Главный редактор: архимандрит Афанасий (Соколов), ректор Минской духовной академии, кандидат богословия
Ответственный редактор: Слесарев Александр Валерьевич, проректор по научной работе Минской духовной академии, доцент, доктор церковной истории
Год основания: 2002. Период выпуска: 2002—...
Число выпусков в год: 2. Число статей в выпуске: 5
Основные разделы: Библеистика. История Церкви. Каноническое право. Сектоведение. Расколоведение. Религиозная философия. Религиоведение.
ISSN печатной версии: 1997-3020

Требования к рукописям, предоставляемым для публикации в журнале «Труды Минской духовной академии» (актуально на начало 2024 года).

Просмотреть

Результаты поиска

Показано 1 - 10 из 27
  • Изображение обложки
    Публикация
    «КАТАКОМБНОЕ» ДВИЖНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ ДОБРУШСКОГО РАЙОНА ГОМЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ БССР В 1944–1964 ГГ.
    (Минская духовная академия, 2022) Алампиев, Георгий; протоиерей
    Статья посвящена рассмотрению истории развития «катакомбного» движения в пределах Добрушского района Гомельской области в первые два десятилетия после освобождения региона от немецкой оккупации. Возникновение названного религиозного течения на Гомельщине относится к 1928 г., когда протоиерей Павел Левашев и иеромонах Герасим (Каешко) заявили об отказе в признании Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). Антисоветская позиция «катакомбников» встретила жесткую реакцию со стороны гражданской власти и привела к их переходу на нелегальное положение. Одним из направлений «катакомбного» движения, получившим развитие в Добрушском районе, стала «серафимо-геннадиевская» ветвь, объединившая последователей местного священник Григория Секача (в монашестве Геннадия). Наличие «катакомбного» движения формировало в рассматриваемый период уникальный ландшафт религиозной жизни Добрушского края и тем самым выделяло его среди большинства других белорусских регионов.
  • Изображение обложки
    Публикация
    СОСТОЯНИЕ МОНАШЕСКОЙ ЖИЗНИ НА ТЕРРИТОРИИ ДОБРУШСКОГО РАЙОНА ГОМЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ БССР В 1944–1964 ГГ.
    (Минская духовная академия, 2021) Алампиев, Георгий; протоиерей
    Статья посвящена рассмотрению вопроса организации монашеской жизни в пределах Добрушского района Гомельской области БССР в 1944–1964 гг. Отдельное внимание уделяется деятельности нелегальной («катакомбной») монашеской общины в д. Огородня-Гомельская, находившейся вне общения с Московской Патриархией. На основании архивных материалов изучается деятельность архимандрита Иннокентия (Мельниченко) и иеромонаха Германа (Журавлева), являвшихся руководителями монашества на территории Добрушского района. Отдельное внимание уделяется положению насельниц закрытого в 1928 г. Макариевского женского монастыря, расселившихся в пределах Добрушского района малыми группами и на протяжении десятилетий сохранявших традиции монашеской жизни.
  • Изображение обложки
    Публикация
    «Правая» церковная оппозиция на Гомельщине в период немецкой оккупации и послевоенные годы (1941–1950)
    (Минская духовная академия, 2015) Слесарев, Александр Валерьевич
    На протяжении многих десятилетий Гомельская область БССР являлась достаточно крупным очагом «правой» церковной оппозиции. К концу 1930-х гг. антисоветское церковное сопротивление на территории Гомельской области было практически полностью подавлено. В условиях немецкой оккупации священнослужители и православные церковные общины, отказывавшие в признании Московской Патриархии, получили возможность вернуться к легальному существованию. Принимая в пользование храмовые здания и восстанавливая в них полноценную приходскую жизнь, они расширяли влияние движения «непоминающих» в регионе. Пополнение оппозиционного клира происходило за счет рукоположения избранных общинами кандидатов иерархами Украинской Автономной Православной Церкви, а также благодаря выходу священнослужителя из подчинения Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Сергию (Страгородскому). После освобождения территории Гомельской области от немецкой оккупации «непоминающие» общины на протяжении нескольких лет не преследовались и продолжали свободно совершать богослужения в храмах, переданных им оккупационной властью. Ужесточение советской религиозной политики, наметившееся к 1948 г., привело к изъятию у «непоминающих» общин всех храмовых зданий. Наблюдавшееся в кон. 1940-х гг. усиление давления на противников Московской Патриархии вынудило их перейти на нелегальное положение и организовывать общинно-богослужебную жизнь на конспиративных началах. Существование в условиях подполья способствовало формированию специфической «катакомбной» субкультуры, отличавшей «непоминающих» от основной массы православного верующего населения. В основании мировосприятия большинства православных оппозиционеров лежало религиозно мотивированное неприятие советского строя. Последнее обстоятельство побуждало «непоминающих» дистанцироваться от политически лояльных священнослужителей Русской Православной Церкви и при отсутствии собственных клириков приступать к совершению богослужений мирским чином. Широкое распространение апокалиптических чаяний среди противников Московской Патриархии побуждало многих из них принимать тайное монашество. К кон. 1940-х гг. это привело к появлению на Гомельщине целого ряда нелегальных монашеских общин, становившихся духовными и богослужебными центрами церковной оппозиции. Не утрачивая церковного и канонического сознания, при стечении благоприятных обстоятельств «непоминающие» возвращались к традиционным формам организации церковно-приходской жизни, что лишает оснований все обвинения их в сектантстве.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Неизвестный Серно-Соловьевич
    (Минская духовная академия, 2015) Щеглов, Гордей Эдуардович; иерей
    Всем, кто когда-либо интересовался историей Слуцка, особенно церковного, знакомо имя Федора Федоровича Серно-Соловьевича - автора исторического очерка «Древне-русский город Слуцк и его окрестности» (Вильна, 1896). Однако попытки разыскать об этом человеке хотя бы минимальные справочные сведения не принесут результата. Выясняется, что не только фамилия малораспространенная, но и известных ее носителей не так уж много. Самые знаменитые: русские революционеры XIX в. братья Александр Александрович и Николай Александрович Серно-Соловьевичи, и их младшая современница - русская оперная певица Елена Михайловна Серно-Соловьевич. Но о Федоре Федоровиче никаких известий. А человек жил, трудился и даже оставил по себе литературную память. Именно это и послужило отправной точкой для настоящего исследования.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Трансформации церковно-приходской жизни православного населения Полоцкой епархии (1839–1917)
    (Минская духовная академия, 2015) Теплова, Валентина Анатольевна
    В течение 1839 - 1917 гг. Полоцкая епархия переживала сложный процесс постепенного возрождения православия. Если в период 1839-1863 гг. этому процессу мешала нелегальная миссионерская деятельность католического духовенства, то после подавления восстания 1863-1864 гг. до 1905 г., когда между католическим и православным духовенством внешне устанавливаются более спокойные взаимоотношения, прозелитизм католического духовенства приобретает скрытый характер. После выхода указа «Об укреплении начал веротерпимости» 17 апреля 1905 г. начинается новый этап противостояния католичества и православия, который, благодаря развернувшейся миссионерской деятельности православного духовенства и активной деятельности приходских братсв, был преодолен только к 1914 году.
  • Изображение обложки
    Публикация
    «Записки Иосифа, митрополита Литовского» как источник для исследования возвращения белорусских униатов к православию
    (Минская духовная академия, 2015) Романчук, Александр Александрович; протоиерей
    История разрыва Брестской унии на Полоцком соборе 1839 года хорошо обеспечена источниками разного характера, в том числе и мемуарами непосредственных участников событий. Записки высокопреосвященного Иосифа (Семашко), митрополита Литовского и Виленского занимают среди прочих воспоминаний об этом судьбоносном для белорусского народа церковно-политическом событии особое место. Именно по инициативе владыки Иосифа в конце 1820-х годов началось сближение белорусских униатов с Православием, без его деятельного участия разрыв унии был бы невозможен. С одной стороны, значение Записок Семашко подогревает интерес историков к ним, с другой, - ставит перед исследователями вопрос доверия к этому источнику. Проблема тем более актуальна, что высокопреосвященный построил свои воспоминания совершенно особым, не типичным для мемуарного жанра образом, что существенно осложняет источниковедческий анализ.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Слуцкие архиереи
    (Минская духовная академия, 2015) Доронин, Антоний (Доронин, Дионисий Валентинович; архиепископ Гродненский и Волковысский); Антоний (Доронин, Дионисий Валентинович; архиепископ Гродненский и Волковысский)
    Непосредственно о Слуцких архиереях можно говорить лишь со времени учреждения в 1912 г. Слуцкого викариатства. Тем не менее, Слуцк исстари являлся местом пребывания православных иерархов, которые в разное время проживали там и управляли церковными делами.
  • Изображение обложки
    Публикация
    История "правой" церковной оппозиции ("иосифлянства") на Гомельщине в 1928 - нач. 1941 гг.
    (Минская духовная академия, 2014) Слесарев, Александр Валерьевич
    На протяжении длительного времени Гомельский регион являлся достаточно крупным очагом «правой» церковной оппозиции. Малоизвестность этого факта в некоторой степени может быть объяснима отсутствием архиерейского возглавления местных «непоминающих» общин, что не позволило им достигнуть высокой степени консолидации и выступить в качестве организованной силы в отстаивании своих канонических позиций.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Генерал П. О. Бобровский и его книга "Русская греко-униатская церковь в царствование императора Александра I"
    (Минская духовная академия, 2014) Романчук, Александр Александрович; протоиерей
    Описанное Павлом Осиповичем Бобровским противостояние униатских «ориенталистов» и «латинников» в первой трети XIX в. является во многом забытой страницей истории. Оно по своему смыслу представляло собой борьбу за духовный выбор белорусского народа, и не было громким, бросавшимся в глаза постороннему наблюдателю. Это ожесточенное столкновение проходило в тишине кабинетов, в коридорах дворцов, в приемных залах сановников, под сводами храмов и монастырей, в классах церковных школ. Там скрипели перья и звучали тихие разговоры. В то же время эта борьба требовала огромного напряжения сил и самоотверженного подвига, потому что ставка в ней была необыкновенно высока.
  • Изображение обложки
    Публикация
    Проект общего воссоединения униатов с православными в Российской Империи: первоначальный план
    (Минская духовная академия, 2012) Романчук, Александр Александрович; протоиерей
    История разрыва унии в пределах Российской империи в 1839 г. привлекала и привлекает внимание многих отечественных и зарубежных как церковных, так и светских исследователей. В их числе М. Коялович, И. Чистович, И. Наумович, Г. Киприанович, Н. Извеков, М. Морошкин, Г. Шавельский, Ю. Крачковский, М. Радван, В. Теплова, М. Носко, С. Морозова, Е. Филатова, Е. Миронович, Э. Ликовский и другие. Между тем нельзя сказать, что все аспекты этой темы получили достаточное освещение и на все заключающиеся в ней вопросы получены удовлетворительные ответы. Одной из проблем остается выявление и анализ планов, которые были положены в основание проекта общего воссоединения униатов. Их было два. Первый реализовывался в 1828-30 гг. Второй был предложен в 1832 г., но его приведение в действие имело место уже после Полоцкого собора 1839 г. Оба эти плана были тесно генетически связаны, однако довольно значительно отличались друг от друга некоторыми сторонами подхода к делу. Первоначальный план вызывает особый интерес, поскольку он являлся базовым и в нем в наибольшей степени отражены общие представления тех лиц, усилиями которых уния была разорвана.
© Минская духовная академия