2018: Труды Минской духовной академии №15
Постоянная ссылка коллекцииhttps://elib.minda.by/handle/123456789/195
Просмотреть
10 результатов
Результаты поиска
Публикация Процесс развития церковного раскола белорусской диаспоры и формирование иерархии БАПЦ в 1949–1968 гг.(Минская духовная академия, 2018) Слесарев, Александр ВалерьевичСтатья посвящена рассмотрению истории развития церковного раскола белорусской эмиграции в 1949–1968 гг. Описываются реакция церковной и гражданской общестенности на возникновение епископата Белорусской Автокефальной Православной Церкви (БАПЦ) и обстоятельства распространения влияния БАПЦ на белорусские общины в диаспоре. Отдельное внимание уделяется истории развития конфликтного напражения в белорусском епископате, связанного с вопросом поставления новых архиереев и приведшего к затяжному внутреннему кризису в БАПЦ.Публикация Термин «миссионерское поле» в документах Русской Православной Церкви(Минская духовная академия, 2018) Устимчук, Дмитрий АлександровичСтатья посвящена анализу термина «миссионерское поле», зафиксированному в различных официальных документах Русской Православной Церкви. Миссионерская деятельность как Церкви в целом, так и прихода, или отдельного миссионера осуществляется в границах определенной территории. В документах Русской Православной Церкви такую территорию принято именовать «миссионерское поле». Однако, термин «миссионерское поле» понимается неоднозначно и трактуется по-разному. Поскольку он важен для определения стратегии миссионерской работы, ее форм и методов, необходимо определиться с трактовкой понятия «миссионерское поле». В результате анализа предполагается уточнить, конкретизировать и по возможности расширить понятие «миссионерское полеПубликация Древнейшие рукописные церковные книги Солтана Александровича Жировичского XV в.(Минская духовная академия, 2018) Бубнов, Павел Владиленович; протодиаконВ статье изучаются рукописные церковные книги, написанные в 1471–1488 гг. по заказу основателя первого храма в Жировичах – Солтана (Александра) Александровича, боярина великого князя Литовского Казимира IV Ягайловича. До наших дней дошли «Толковая псалтирь» (1471 г.), минеи служебные на январь–февраль (1487 г.), март–апрель (1487 г.), май–июнь (1488 г.).Публикация Церковное единство и каноническая традиция(Минская духовная академия, 2018) Кулага, Виктор Викторович; иерейВ статье излагается проблема понимания единства Церкви в западном богословии, а также в современном православном богословии со стороны евхаристической экклезиологии. Несмотря на положительный вклад для православного учения о Церкви со стороны евхаристической экклезиологии, автор указывает на ее слабые стороны и рассматривает тему единства Церкви в сочетании с ее канонической традицией.Публикация Проблема отнесения Christifideles к Церкви «Sui Iuris» в праве Римско-Католической Церкви(Минская духовная академия, 2018) Каврига, Дмитрий Игоревич; иерейВ предложенной статье автор пытается проанализировать такое понятие, как «Ecclesia sui iuris» («Церковь своего права») в свете наследия II Ватиканского Собора и вопрос отнесения конкретного верующего к той или иной «Церкви», т. е. общине. Данная проблематика является очень актуальной, так как от того, к какой Церкви приписан christifideles, напрямую зависит его участие в литургической жизни, получении Таинств. Феномен возник лишь во второй половине ХХ в. Этот аспект не изучался подробно в научной литературе западных юристов и богословов, тем более практически не освещен в трудах и исследованиях отечественных авторов. Автор пытается обратить внимание на каноническую сторону понятия «sui iuris» и последствия для выстраивания диалога между РПЦ и РКЦ, а также влияние определенных исторических и политических реалий на взаимоотношения конфессий с точки зрения учета признания наличия восточных обрядов.Публикация Рациональное обоснование мифа у К. Хюбнера в сравнении с концепцией мифа у А. Ф. Лосева(Минская духовная академия, 2018) Панасюк, Ермоген (Панасюк, Анатолий Николаевич; игумен)В статье проводится анализ попытки немецкого ученого Курта Хюбнера обосновать реальность и рациональность мифа как особой формы опыта и мышления. Для этого делается обзор основных методологических подходов Хюбнера, содержащихся в его книгах «Истина мифа» и «Вера и мышление». Позиция Хюбнера сопоставляется с концепцией мифа русского философа А.Ф. Лосева. В результате проведенного анализа делается вывод о согласии двух ученых по многим признакам определения мифического бытия: нередуцируемость, субъект-объектное тождество, тождество идеального и материального, роль имен в мифе. В месте с тем, отмечается, что понимание Хюбнером интерсубъективности как базового понятия для рационального обоснования мифа отличается релятивизмом, что приводит его к постулированию так называемого онтологического плюрализма, т. е. принципиальной невозможности для разума выявления истинного мировоззрения. В тоже время у Лосева эта задача решается с помощью модели «абсолютная мифология», обоснованной с помощью диалектики, которая понимается им как универсальная теория рациональности.Публикация «Слово о девстве» святого Ефрема Сирина(Минская духовная академия, 2018) Полховский, Александр Владимирович; иерейНастоящая статья посвящена ранее не переводившемуся на русский язык «Слову о Девстве» – литературному произведению, принадлежащему авторству одного из самых известных сироязычных христианских писателей IV ст. мар Афрему Нисибинскому, в греческой и славянской традициях именуемому Ефремом Сириным. В этом сочинении, умело пользуясь своим поэтическим талантом и прекрасным знанием Священного Писания, святой Ефрем раскрывает важную как для раннесирийского христианства в целом, так и для него самого в частности тему, связанную с девственным образом жизни. Честь обнаружения сирийского текста «Слова о Девстве» и его последующая публикация наряду с прочими сочинениями преподобного Ефрема связаны с британским сирологом Ч.У. Митчеллом – замечательным исследователем начала ХХПубликация Антропологические воззрения священномученика Иринея Лионского(Минская духовная академия, 2018) Данилов, Андрей ВладиленовичСходно с апологетами священномученик Ириней Лионский говорит о первом человеке как о ребенке по разуму, которому надо пройти ряд ступеней воспитания. Развивающийся и совершенствующийся человек некогда станет способен созерцать Бога, чем обретет бессмертие. Предполагается некая солидарность, идентичность между Адамом и его детьми: повторение вслед за праотцем негативного опыта. Ириней Лионский – первый христианский богослов, широко использующий Быт. 1:26 при построении антропологической модели. Человек создан по образу Сына и по подобию Отца. «Образ» относится к плотскости человека, к телесности. Человечество потеряло в Адаме бытие по образу и подобию, т. к. остался только образ. В Иисусе Христе мы получаем обратно подобие. Образ и подобие различаются Иринеем Лионским нечетко. Подобие Богу заключается в разуме и свободе (автономии) человека, которые относятся к его естественным функциональным свойствам. По образу, но не по сущности сходно материальное начало человека, по подобию сходно психическое начало человека. Человек подобен Богу Отцу, если душа его наполняется Святым Духом, то человек духовно развивается. Объединение тела, души и духа образует полноценного человека.Публикация Внебиблейские упоминания термина «вторая смерть» и их связь с книгой Откровения(Минская духовная академия, 2018) Лященко, Иван Иванович; диаконСтатья посвящена проблематике эсхатологического окончания бытия грешника, которое именуется в книге Откровения «второй смертью». Рассматриваются экстрабиблейские параллели этому выражению в литературе Египта, Греции и в иудаистических источниках. Анализируется возможность заимствования данной концепции автором Апокалипсиса.Публикация Праведного и нечестивого будет судить Бог: проблемы толкования и перевода (Еккл. 3:17)(Минская духовная академия, 2018) Акимов, Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит); Сергий (Акимов, Виталий Викторович; архимандрит)Статья содержит комментарий на 17-й стих третьей главы библейской Книги Екклезиаста. Автор анализирует общее содержание стиха, рассматривает данный стих в контексте третьей главы и в контексте всей Книги Екклезиаста. Обращается внимание на параллели из древней ближневосточной литературы мудрости, на толкование данного стиха в древней иудейской и христианской традициях. Разбираются сложности при понимании смысла стиха, которые возникают в процессе его перевода с древнееврейского языка.