"ΧΡΟΝΟΣ", № 1, 2013
Постоянная ссылка коллекцииhttps://elib.minda.by/handle/123456789/645
"ΧΡΟΝΟΣ": церковно-исторический альманах / под общ. ред. иерея Гордея Щеглова. - Минск, 2013. - № 1. - 152 с.
Просмотреть
9 результатов
Результаты поиска
Публикация От редакции(2013)Публикация Возрождение церковной жизни в Восточной Белоруссии в начальный период немецкой оккупации её территории (вторая половина 1941 г.)(2013) Кривонос, Феодор Павлович; протоиерейСтатья посвящена деятельности православных священнослужителей по возрождению церковной жизни на оккупированных немецкими войсками белорусских территориях в начальный период Великой Отечественной войны. Особое внимание уделяется деятельности преподобномученика архимандрита Серафима (Шахмутя).Публикация Страдания православного духовенства в дни польского восстания 1863–1864 гг.(2013) Щеглов, Гордей Эдуардович; иерейПольское восстание 1863-1864 гг. по сегодняшний день остается одним из наиболее мифологизированных сюжетов белорусской истории. Сформировался даже целый пласт литературы, представляющий восстание едва ли не белорусским национальным делом, героической борьбой белорусского народа за независимость. Естественно, появились и свои «герои». Однако если для польской историографии героико-патриотический пафос в освещении тех событий понятен и логичен, то для нашей национальной истории является неестественным и надуманным, искусственно насаждаемым в общественном сознании. Для польского национального самосознания освободительные восстания XIX в. действительно окружены ореолом героической борьбы за восстановление утраченной государственности, овеяны духом жертвенности, мужества, пламенного патриотизма. Но у нас ведь своя история…Публикация Потери русской армии и повстанцев в Северо-Западном крае во время польского восстания 1863–1864 гг. (на примере отдельных боёв)(2013) Гронский, Александр ДмитриевичИстория польского восстания 1863-1864 гг. имеет ещё множество белых пятен. В первую очередь это связано с излишней мифологизацией восстания, которая проявляется даже в научных текстах. В нём заинтересованные лица видели не только выступление польской шляхты за восстановление своего государства, но и нагружали его иными смыслами, далёкими от реальных мотивов повстанцев и даже противоречащими им. Если обратиться к источникам, описывающим восстание, тогда многое проясняется в идеологии повстанцев. Но обратимся к источникам, в которых описываются цифры.Публикация Архипастырские послания и письма епископа Гомельского Тихона (Шарапова) из заключения и ссылки (июль 1925 – август 1926 г.)(2013) Слесарев, Александр ВалерьевичВесьма примечательной, но практически забытой страницей белорусской церковной истории ХХ в. является период управления Гомельской православной епархией епископом Тихоном (Шараповым) (1886-1937). Прибыв в свой кафедральный город в марте 1925 г., архипастырь по прошествии немногим более месяца был арестован и выслан из Гомеля. На протяжении нескольких последующих лет он управлял жизнью Гомельской епархии посредством переписки. В публикации представлены письма и послания епископа Тихона (Шарапова) к гомельской пастве, написанные из заключения и ссылки с 23 июля 1925 г. по 31 марта 1927 г.Публикация Русская Православная Церковь и Всемирный Совет Церквей в 1948 г.: предыстория создания одного документа(2013) Бубнов, Павел Владиленович; протодиаконВ 1948 г. инициаторы экуменического движения планировали провести в Амстердаме организационную ассамблею Всемирного Совета Церквей, в задачу которого входило объединение прежде существовавших отдельно движений за христианское единство в одно и включение в это движение как можно большего числа Церквей. Все Поместные Православные Церкви получили приглашение прибыть в Амстердам, и организаторы особенно желали видеть на Ассамблее представителей Русской Церкви. Однако внешние связи Русской Православной Церкви являлись областью, в которой зависимость от государства ощущалась более всего. Поэтому и возобновление прерванных революцией контактов с экуменическим движением было инициировано советским правительством. С другой стороны, все эти контакты подвергались созданным в 1943 г. Советом по делам Русской Православной Церкви и вышестоящими государственными органами тщательному анализу на предмет пользы для советской внешней политики. С января 1946 по февраль 1948 г. отношение советской власти к экуменическому движению и участию в нём Русской Православной Церкви изменилось от прагматичной заинтересованности к агрессивному осуждению, ярким выражением которого явилась справка Совета для вышестоящих советских органов от 18 февраля 1948 г., публикуемая ниже.Публикация Рец.: Кривонос Ф. П., протоиерей. Лекции по истории Православной Церкви Беларуси. Минск: ВРАТА, 2012. 240 с.(2013) Шейкин, Геннадий НиколаевичВ Лекциях протоиерея Феодора Кривоноса в общих, наиболее значимых чертах излагается история Православной Церкви в Беларуси. При знакомстве с этим трудом о. Феодора перед читателем открывается тысячелетняя панорама церковной жизни, протекавшей в пределах наших земель со времени крещения Руси до сегодняшних дней. По мнению автора, течение этой жизни совершалось цикличным образом, переживая то взлеты, то падения. Такая точка зрения совпадает с мнением одного из древних богомудрых мужей, писавшего о Церкви в её земном бытии: «... иногда она возносится к небу, иногда опускается в бездну, иногда Христовой управляется силой, иногда колеблется со страхом, иногда захлёбывается волнами страстей, иногда выплывет на веслах исповедания...».Публикация Рец.: Щеглов Г. Э. Хранитель. Жизненный путь Фёдора Михайловича Морозова. Минск: ВРАТА, 2012. 366 с., [73] л. цв. ил.: ил.(2013) Кострюков, А. А.Монография священника Гордея Щеглова посвящена жизни человека, который, к сожалению, почти неизвестен в широких кругах, хотя его имя можно поставить в один ряд с таким известным хранителем и защитником русского наследия, как П. Д. Барановский. Заслуга автора в том, что он рассказал о жизненном пути и наследии этого незаслуженно забытого учёного и православного христианина. Являясь незаурядным историком, археологом и искусствоведом, Ф. М. Морозов спас от разрушения многие древности. Это относится к дореволюционным годам, но особенно к периоду лихолетья, когда ценность русских древностей для государства была ничтожной, когда взрывались храмы, уничтожались фрески и иконы, за бесценок продавались за границу богослужебные предметы и книги.Публикация Рец.: Щеглов Г. Э. Хранитель. Жизненный путь Фёдора Михайловича Морозова. Минск: ВРАТА, 2012. 366 с., [73] л. цв. ил.: ил.(2013) Тимченко, Т. Р.Книга магистра церковной истории, доцента Минских духовных академии и семинарии Г. Э. Щеглова долгожданное событие в научном мире. Уже много лет ученые, занимающиеся отечественной историей XX века, в частности вопросом охраны памятников, музейного дела, реставрации, обращали внимание на личность Фёдора Михайловича Морозова. Деятельность этого человека оставила многочисленные следы в тех местах России, а затем Советского Союза, где он работал. Между тем сведения о нём были до сих пор почти неизвестны. Я смогла убедиться в этом на собственном опыте, работая над кандидатской диссертацией из истории научной реставрации 1920-х 1930-х годов в Украине.