06. Материалы научных и научно-практических конференций

Постоянная ссылка разделаhttps://elib.minda.by/handle/123456789/16

Просмотреть

Результаты поиска

Показано 1 - 10 из 177
  • Изображение обложки
    Публикация
    1030-летие Православной Церкви в Беларуси : история и современность
    (Минская духовная академия, 2023) Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси (Гундяев Владимир Михайлович); Гусаков, Владимир Григорьевич; Вениамин, митрополит Минский и Заславский (Тупеко Виталий Иванович); Румак, Александр Алексеевич; Теплова, Валентина Анатольевна; Кошман, Вадим Иванович; Гронский, Александр Дмитриевич; Никодим, архимандрит (Генералов Николай Анатольевич); Васильева, Е. П.; Стренковский, Сергей Петрович; Дзярновіч, А. І.; Скеп’ян, А. А.; Воробьев, П. А.; Кадира, В. Н.; Бубнов, Павел Владиленович, протодиакон; Козел, А. А.; Юношев, Филипп Александрович; Немшон, Сергей; Афанасий, архимандрит (Соколов Георгий Николаевич); Мяцельскі, А. А.; Анофранка, Н. В.; Кароль, М. М.; Восович, С. М.; Новик, Н. Е.; Петрович, И. К; Сакольчык, А. Э.; Филатова, Е. Н.; Бриштен, Д. В.; Ивашкевич, Павел Станиславович, диакон; Елена, инокиня (Дмитрук Елена); Моргун, Антон Владимирович; Булаты, Павел Юрьевич; Грищенко, И. А.; Кнаус, Оксана Юрьевна; Лащевский, Николай Николаевич, иерей; Макар, Александр Викторович, диакон; Джежора, Владимир Игоревич, диакон; Матюлько, Виталий Владимирович, иерей; Аржаев, Ф. И.; Лебедев, А. Д; Рогальский, Станислав Геннадьевич, иерей; Демидов, А. С.; Турко, В. А.; Янушкявичене, О. Л.; Мищенко, Максим, иерей; Мушинский, Н. И; Шимолин, В. И; Турилова, М. В.; Саблин, И. В.; Іванец, К. А.
    Сборник включает научные статьи участников Международной научной конференции «1030-летие Православной Церкви в Беларуси: история и современность», проходившей 9 июня 2022 года в Минске. Организаторами форума выступили Белорусская Православная Церковь и Национальная академия наук Беларуси.
  • Публикация
    СВЯТИТЕЛЬ ИННОКЕНТИЙ (СМИРНОВ) ПЕНЗЕНСКИЙ КАК ПАСТОРОЛОГ
    (Издательство Минской духовной академии, 2021) Чарный, Алексий, иерей
    Святитель Иннокентий (Смирнов) Пензенский (1784–1819) получил известность, в первую очередь, как автор «Начертания истории от библейских времен до XVIII в. в пользу духовного юношества» [3] – книги, надолго ставшей основным учебником церковной истории для духовных школ. Однако, помимо этого, он составил одну из первых систематических работ в области практического богословия на русской почве – «Богословие деятельное» [5]. Следует обратить внимание, что в нем он отходит от своих предшественников, в частности – от автора первого подобного труда – архимандрита Феофилакта (Горского) (ум. в 1788), впервые включившего пастырскую составляющую в учебный курс богословия [14]. Несмотря на то, что Феофилакт заимствовал структуру своей богословской системы у немецкого протестантского автора Иоганна Франца Буддеуса (1667–1729) [13], он излагает преимущественно основы «пастырского благоразумия»: проповедь слова Божия, совершение Таинств, «власть ключей», качества, которыми должен обладать священнослужитель и особенности священнического призвания [10, с. 29].
  • Публикация
    ДОМ ТРУДОЛЮБИЯ ГРОДНЕНСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО СОФИЙСКОГО БРАТСТВА В 1893–1895 ГГ.
    (Издательство Минской духовной академии, 2021) Восович, Сергей Михайлович
    Во второй половине XIX в. во всех губернских городах так называемого Северо-Западного края Российской империи были учреждены православные братства. Не исключением был г. Гродно. Здесь 14 марта 1882 г. при местном соборе было организовано Софийское православное братство в память царя-освободителя Александра II. Устав данной организации был утвержден архиепископом Литовским и Виленским Александром 19 февраля 1882 г.
  • Публикация
    ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В МОГИЛЕВСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ (1758–1798 ГГ.)
    (Издательство Минской духовной академии, 2021) Наумчик, Виталий Васильевич, иерей
    В любом учреждении, работа которого направлена на обучение детей, очень важно, чтобы учебный процесс был налажен и имел четкую систему, поскольку учебный процесс – специально сформированное, целенаправленное взаимодействие между педагогами и воспитанниками, для решения образовательных, воспитательных и развивающих задач.
  • Публикация
    ФОРМИРОВАНИЕ ОБНОВЛЕНЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ СВЯЩЕННИКА-ЭСПЕРАНТИСТА ИННОКЕНТИЯ СЕРЫШЕВА: В ОППОЗИЦИИ К ПРАВОСЛАВИЮ
    (Издательство Минской духовной академии, 2021) Баконина, С. Н.
    Имя одного из участников революционного движения в России, священника Русской Православной Церкви, эсперантиста Иннокентия Николаевича Серышева когда-нибудь обязательно займет свое место среди таких представителей российского либерального духовенства ХХ в., как священники Григорий Петров, Георгий Гапон и их менее известные последователи. Честолюбивый и амбициозный, склонный к авантюризму и демагогии, плодовитый публицист, интересный лектор и оратор, способный увлечь слушателей своими речами, он считал себя «гражданином мира», человеком, не привязанным ни к какой стране и ни к какой религии. Он был революционером!
  • Публикация
    УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ ВИЛЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ В 1919–1939 ГГ.
    (Издательство Минской духовной академии, 2021) Гиндренас, Андрюс Валдасович
    Организация учебного процесса в духовных школах Русской Православной Церкви Синодального периода прошла долгий путь, много раз значительно менялась, реформировалась и оттачивалась. Реформы духовного образования в XIX в. принесли очень плодотворные результаты, которые совершенно изменили репутацию русской богословской науки, не только внутри самой России, но и на международной арене. Литовская греко-униатская духовная семинария (1828–1839 гг.) с момента открытия по плану ее основателя прелата Иосифа Семашко руководствовалась уставом российских духовных семинарий 1814 г., с некоторыми особенностями, которых требовала специфика униатской духовной школы. В дальнейшем, после перевода учебного заведения в губернскую столицу Вильно, ее администрация руководствовалась уставом 1867 г. и несколько позже уставом 1884 г. Последняя редакция устава духовных школ 1910–1911 гг., успела воплотиться в жизни только духовных академий [1, с. 488]. Кроме этого, в период 1884–1917 гг., Святейшим Синодом издавались разные дополнения и корректировки для действующих уставов. Поместный собор Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. также поднял вопрос о необходимости реформ духовного образования и успел вынести определенные официальные заявления.
  • Публикация
    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННЫХ СОВЕТА ПО ДЕЛАМ РПЦ ПРИ СМ БССР ПО ПРЕКРАЩЕНИЮ ПАЛОМНИЧЕСТВ К ПРАВОСЛАВНЫМ СВЯТЫНЯМ (1958–1961 ГГ.)
    (Издательство Минской духовной академии, 2021) Спиридонова, Т. А.
    После всестороннего наступления на церковь в 1920–1930-х гг. «хрущевская оттепель» стала одним из наиболее сложных и драматичных этапов государственно-церковных отношений в истории Советского Союза XX века [1, с. 36]. Следствием изменения политики правительства к религии, ста- ло выстраивание новых отношений между государством и православной церковью.
  • Изображение обложки
    Публикация
    ГЛАВНЫЙ УРОК ПОЛОЦКОГО ОБЪЕДИНИТЕЛЬНОГО СОБОРА 1839 ГОДА
    (Издательство Минской духовной академии, 2020) Романчук, Александр Александрович, протоиерей
    2019 год на канонической территории Белорусской Православной Церкви проходит под знаком воспоминания о Полоцком Соборе 1839 г. Полоцкий объединительный Собор униатского духовенства является поворотным событием в истории белорусского народа в XIX в. Он завершил длившийся 59 лет процесс межконфессионального перераспределения белорусско-украинского населения. По его итогам с Русской Православной Церковью воссоединились 1 600 000 верующих, в том числе по Литовской епархии – 986 249, а по Белорусской епархии – 613 751 человек [1, л. 11–13]. Возвращение униатов к православному вероисповеданию остановило латинизацию церковной жизни белорусов и полонизацию белорусского духовенства, которые вели наш народ к денационализации и историческому небытию. Прекращение действия Брестской церковной унии в белорусско-литовских губерниях устранило национально-культурную псевдоморфозу, подавлявшую естественное развитие белорусского народа, дало мощный толчок всестороннему развитию белорусской культуры, становлению белорусского национального самосознания и, в конечном итоге, послужило возникновению современной белорусской государственности. Значение Полоцкого Собора не только для белорусского, но и для всех восточнославянских народов очень велико.
  • Изображение обложки
    Публикация
    К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СФЕРЕ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ БЕЛАРУСИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX–НАЧАЛА XX В.
    (Издательство Минской духовной академии, 2020) Новик, Н. Е.
    Православная Церковь Российской империи, являясь государственной религией, оказывала решающее воздействие на развитие общественных процессов, характер образовательной системы и на воспитание учащейся молодежи. Система воспитания в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях была насквозь проникнута христианским мировоззрением. Во второй половине XIX – начале XX в. оформилась религиозно-православная педагогическая концепция, согласно которой миссия школы – сохранение традиций, религиозных устоев, нравственных норм и лишь затем – обучение [1, с. 28]. Педагоги профессиональных школ Беларуси вносили свой вклад в разработку концепции религиозного воспитания. По мнению директора Несвижской учительской семинарии И. Ф. Николаевского, автора выдержавшего несколько изданий учебника по педагогике для учительских семинарий, цель христианского воспитания ребенка заключалась в реализации его духовного и физического потенциала по достижении зрелого возраста.
  • Изображение обложки
    Публикация
    КАНОНИЧЕСКИЙ СТАТУС ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ПЕРИОД НЕМЕЦКОЙ ОККУПАЦИИ БЕЛАРУСИ
    (Издательство Минской духовной академии, 2020) Цыпин, Владислав, протоиерей
    В речи на Архиерейском Соборе 1943 г. митрополит Сергий, вспоминая начало войны, говорил: «О том, какую позицию должна занять наша Церковь во время войны, нам не приходилось задумывать ся, потому что прежде чем мы успели определить как-нибудь свое положение, оно уже определилось, – фашисты напали на нашу страну, ее опустошали, уводили в плен наших соотечественников, всячески их там мучили, грабили».